В прошлую среду Верховная Рада 243 голосами отправила в отставку Кабинет Министров Юлии Тимошенко. Соответствующее постановление поддержали депутаты от ПР, КПУ, блока Литвина и “отщепенцы” от НУНС и БЮТ. Но пока не сформировано новое правительство, именно отставной премьер и ее команда продолжают контролировать исполнительную вертикаль и государственные финансы. Окончательно избавиться от ненавистного оппонента во власти, пересадив в ее кресло своего соратника, Виктор Янукович сможет лишь в том случае, если сформирует лояльное новое большинство. И для достижения этой цели окружение нового Президента страны готово подмять под себя Конституцию.
Вона працює…
Несмотря на принятие в Раде резолюции о недоверии Кабинету Министров, БЮТ все еще сохраняет свои позиции в исполнительной власти. Сама Юлия Владимировна якобы написала заявление об отставке, о чем свидетельствует назначение Александра Турчинова и. о. премьер-министра Украины. Но соответствующий документ пока не опубликован. Это дает основания допускать, что на самом деле г-жа Тимошенко всего лишь ушла в отпуск и готова вернуться в насиженное кресло в случае роспуска Президентом Верховной Рады и принятия решения о проведении внеочередных парламентских выборов. А это вполне возможно, поскольку в прошлый вторник, после официального оглашения Владимиром Литвиным о распаде коалиции, начался отсчет 30-дневного срока, предусмотренного Конституцией для создания новой коалиции.
В любом случае г-жа Тимошенко по-прежнему сохраняет контроль над Кабмином через своего верного соратника Александра Турчинова. Само же отставленное правительство будет и дальше работать в обычном режиме, и даже в статусе исполняющих обязанности министры сохраняют всю широту полномочий, предусмотренных для их должностей. Ведь статья 115 Конституции гласит, что в случае принятия парламентом резолюции о недоверии правительству его члены “продолжают выполнять свои обязанности до того, как будет сформирован новый состав Кабинета Министров”. Аналогичная норма содержится и в Законе “О Кабинете Министров Украины” (статья 17). Таким образом, по большому счету решение депутатов ничего не изменило. Для того чтобы начать выполнять предвыборные обещания, “регионалам” нужно назначить своего премьер-министра.
А вот для БЮТ отставка правительства в политическом контексте имеет отчасти положительный эффект. Ведь теперь г-жа Тимошенко формально не несет ответственности за состояние дел в экономике, но при этом сохраняет не только информационную площадку для критики своих оппонентов, но и серьезный административный и финансовый ресурс, имея возможность на свое усмотрение распоряжаться государственными финансами.
Тем не менее положительное голосование по резолюции о недоверии правительству стало для Юлии Владимировны неожиданностью. И поначалу в БЮТ даже приняли решение, что всем министрам, представляющим блок в Кабмине, следует уйти в отпуск. Таким образом новоиспеченные оппозиционеры надеялись возложить всю ответственность за состояние дел в стране на команду Президента. Исполняющим обязанности премьер-министра планировалось назначить гуманитарного вице-премьера Ивана Васюника. Но за ночь позиция членов БЮТ кардинально изменилась. На закрытом совещании бютовцы решили, что назначенные в правительство по квоте БЮТ министры должны продолжить работу под руководством Александра Турчинова. Похоже, они рассчитывают, что процесс утверждения нового состава правительства затянется надолго, а возможно, новая коалиция в парламенте вообще не будет создана. И это вынудит Виктора Януковича подписать указ о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады. Проводить же избирательную кампанию намного удобнее из кабинетов на Грушевского. Ручное управление финансами, в связи с отсутствием государственного бюджета, будет способствовать более эффективному использованию правительственных портфелей в избирательных целях.
Коалицию сформируют “тушками”
“Регионалы” прекрасно понимают, что сам факт увольнения Юлии Тимошенко не принес им никаких дивидендов. Поэтому вопросом номер один для них остается скорейшее создание новой коалиции, после чего можно будет формировать собственный состав Кабмина. А в этом как раз и заключается загвоздка: несмотря на бравурные заявления о скором формировании нового парламентского большинства, сторонникам Виктора Януковича так и не удалось переманить на свою сторону решающее количество фракции “нашеукраинцев”. Главной причиной тому стало отсутствие договоренностей по кандидатуре нового премьера. Виктор Янукович не согласился отдать эту должность будущим соратникам по коалиции (в этом случае премьерский пост мог бы занять Арсений Яценюк), продолжая настаивать на кандидатуре Николая Азарова. Его соратники по партии, в частности группа Рината Ахметова, согласны были обменять премьерскую должность на новую коалицию, однако категорически против компромиссной фигуры Сергея Тигипко, от которого не знают чего ожидать. У бизнес-крыла ПР фигура Николая Яновича не вызывает возражений: самостоятельный игрок из него не выйдет. А в случае чего г-на Азарова можно отправить в отставку без особых потерь для общего дела. “Регионалы” склоняются к мнению, что лучше назначить своего, чем варяга (Яценюка или Тигипко). Но свой, в частности наиболее вероятный претендент — Николай Азаров, требует гарантий неприкосновенности как минимум на год. Таких гарантий ему пока не может дать никто, поэтому Николай Янович в последнее время сильно нервничает, когда журналисты задают ему вопрос о премьерстве. Тем более что представители других групп влияния, в частности Ахметова, заинтересованы в том, чтобы в случае назначения “спалить” Азарова на этой должности в ближайшие месяцы и тем самым избавиться от одного из конкурентов в окружении Виктора Януковича.
Однако на премьера Азарова никогда не согласится фракция НУНС. Национал-демократы все еще надеются реанимировать свои электоральные позиции на ближайших парламентских выборах. И для этого им необходимо либо получить своего премьера, либо уйти в оппозицию. После того как “регионалы” окончательно отказали НУНС в праве внести свою кандидатуру на должность премьер-министра, большинство депутатов из НУНС выбрали второй вариант. Но даже если бы “сине-белые” согласились, вряд ли “оранжевые” смогли бы сплотиться вокруг одной кандидатуры, скажем, того же Арсения Яценюка. Ведь немалая часть депутатов уже похоронили политический проект “Наша Украина”, а другая — в частности группа “За Украину!” — намерена в ближайшее время инициировать смену руководства фракции. И якобы уже есть 37 голосов для реализации этого замысла. Наиболее вероятно, что новым руководителем станет лидер группы Вячеслав Кириленко, который категорически против союза с ПР. Более того, примерно половина нунсовцев уже начали подготовку к внеочередным выборам. В частности, сейчас уже ведутся переговоры по созданию нового демократического блока.
В этой, казалось бы, патовой ситуации “сине-белые” нашли выход. Окружение Президента решило пойти ва-банк и изменить процедуру формирования коалиции. Но не через внесение изменений в Конституцию, ведь для этого нет ни времени, ни 300 голосов, а всего лишь подкорректировав принятый в начале года регламент работы парламента. И первый шаг в этом направлении был сделан в прошлый четверг: 229 депутатов в первом чтении поддержали законопроект “регионалов” Валерия Бондика и Владимира Демидко, вносящий изменения в несколько статей регламента ВР, позволяющие входить в коалицию не только фракциям, но и отдельным депутатам. Основой же для создания коалиции предлагается сделать не соответствующие решения фракций, а списки депутатов, изъявивших желание войти в большинство. Парламент также решил сократить процедуру подготовки этого законопроекта ко второму чтению, что даст возможность утвердить его уже на этой неделе, которую депутаты сделали пленарной.
Логика здесь проста. Необходимое количество депутатов для формирования нового большинства есть: фракция ПР в полном составе — 172 депутата, фракция КПУ — 27, фракция блока Литвина —
19 (сам Литвин, как правило, в важных голосованиях участия не принимает), а также примерно полтора десятка депутатов, входящих во фракции БЮТ, НУНС и нефракционных. Итого 228-233 депутатских штыка. Измененный регламент, в случае его принятия в целом и оперативного подписания Виктором Януковичем, позволит быстро сформировать правительство, несмотря на то что такая процедура не соответствует статье 83 Конституции Украины. При этом механизма отставки созданного таким образом правительства не существует. Поэтому вердикт КС относительно новой редакции закона о регламенте (а он, скорее всего, будет негативным) никаких последствий для нового Кабмина иметь не будет. Но в ПР хорошо понимают, что идти таким путем — это сознательно провоцировать новый, еще более глубокий политический кризис. Ведь оппозиция сделает все, чтобы законопроект не был принят, используя для этого, в частности, привычное блокирование президиума. Кроме того, неизвестно, как на такую “конституционную революцию” отреагирует мировое сообщество. Поэтому многие “регионалы” все еще сомневаются, стоит ли поддерживать эту затею. Как страшилка для тех депутатов из НУНС, кто все еще может поддержать новую коалицию, но пока сомневается, изменения в регламент хороши. Но как действенный механизм смены власти — уж слишком рискованны.
Призрак перевыборов
Впрочем, блок Юлии Тимошенко уже окрестил действия оппонентов конституционным переворотом, а бютовские юристы начали спешно готовить представление в КС с просьбой проверить на соответствие Основному Закону измененные положения регламента ВР (если таковые будут приняты в окончательной редакции и подписаны Президентом). Параллельно новоиспеченная оппозиция при поддержке лояльных депутатов из НУНС пытается опротестовать действия спикера Владимира Литвина, который в прошлый вторник объявил о прекращении деятельности коалиции трех. С соответствующим иском в Окружной административный суд Киева 5 марта обратился член фракции НУНС Николай Катеринчук. Депутат просит суд признать действия спикера незаконными и, следовательно, не имеющими никаких юридических последствий. Если суд не удовлетворит этот иск, то по истечении 30-дневного срока, на протяжении которого ВР должна создать новую коалицию, Виктор Янукович получит право распустить парламент, инициировав проведение внеочередных выборов народных депутатов. По иронии судьбы дата, когда Президент сможет реализовать свое право, — 2 апреля. Именно в этот день в 2007 г. Верховную Раду распустил Виктор Ющенко, и поводом для такого решения стало создание большинства на основе ПР с нарушением Конституции.
Угроза выборов — это весомый фактор для того, чтобы все-таки добиться согласия большинства НУНС на создание коалиции. “Регионалы” верят, что у депутатов дрогнут коленки и, опасаясь остаться за бортом нового состава парламента, они примут “правильное” решение. В то же время Виктору Януковичу не обязательно в начале апреля реализовывать свое право на роспуск Рады. Его можно будет использовать как инструмент давления в процессе принятия нужных решений, в частности государственного бюджета. А вот после этого можно будет и выборы назначить, тем более что без главного финансового документа организовать избирательный процесс очень сложно.
Для ПР это не самый худший вариант развития событий. Поскольку оппозиция еще не успеет перегруппироваться после президентских выборов, “регионалы”, по оценкам социологов, имеют все шансы получить около 190 депутатских мандатов по результатам досрочных выборов в Раду. И тогда задача собрать 226 голосов для коалиции в количественном отношении несколько упростится.
Ярема ГОРОДЧУК
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.