Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Импортное топливо давит ценой

[11:35 17 февраля 2009 года ] [ Экономические известия, №27, 17 февраля 2009 ]

Доминирование импортных нефтепродуктов в стране в ближайшее время может пошатнуться.

Конъюнктура рынка благоприятна для закупок у отечественных заводов. Правда, в борьбе за рынок нашим переработчикам придется поступиться ценами.

С начала года импорт топлива резко пошел на убыль. В январе в страну прибыло лишь 112 тыс. т бензинов и 108 тыс. т дизельного топлива. Для сравнения, в прошлом году в Украину ежемесячно завозилось около 150-180 тыс. т бензинов и около 240-300 тыс. т дизтоплива. Эксперты связывают такое резкое сокращение количества импортных продуктов не только с общим падением спроса: “Традиционное сезонное затишье плюс спад потребления ввиду общего финансово-экономического кризиса привели к тому, что большинство трейдеров не видят смысла везти товар в такой мертвый рынок”, — говорит исполнительный директор UPECO Сергей Куюн. По его словам, из-за ненадежности спроса трейдер рискует получить выручку лишь по прошествии трех месяцев. Что мало приемлемо, поскольку все это время продолжают капать проценты по дорогому, взятому под 30-40%, кредиту.

В таких условиях работать с отечественными НПЗ стало выгоднее ввиду более кратких сроков поставок, по сравнению с импортными, а также гривневых контрактов. Если весной оживится спрос, то трейдеры будут биться за поставки с украинских заводов.

Сейчас же длинное плечо при импорте как никогда играет против трейдера. В первой половине прошлого года, когда стоимость топлива росла с каждой неделей, время играло на руку импортерам, и количество ввозимых продуктов, соответственно, росло. Теперь ситуация поменялась на противоположную. Например, из-за длительной транспортировки упали до минимума поставки дизтоплива из Казахстана, известные своей низкой стоимостью. Хотя в прошлом году, до введения запрета на экспорт нефтепродуктов, казахское дизтопливо занимало второе место среди импортных нефтепродуктов по объемам, уступая лишь российскому. “Товар в пути две недели, поэтому сейчас вялые поставки из Казахстана идут лишь под розничную реализацию”, — констатирует господин Куюн.

Частично минимизация сроков транспортировки нефтепродуктов подвигла группу “Континиум” (сеть АЗС WOG) диверсифицировать каналы импорта. Для обеспечения своих автозаправок, большая доля которых сосредоточена в западных областях страны, компания предпринимателя Игоря Еремеева начала с этого года закупать небольшие объемы топлива у Гданьского НПЗ (входит в государственную группу “Лотос”).

До этого поставками польских нефтепродуктов (но с Плоцкого НПЗ, принадлежащего концерну PKN Orlen) занимался в основном “Галнефтегаз” (сеть АЗС “ОККО”), у которого также значительная часть заправок расположена на западе Украины.

Тем не менее пока соотношение импортных и отечественных продуктов не изменилось и по-прежнему составляет 50/50. В январе наши заводы всего выпустили около 284 тыс. т бензинов и 318 тыс. т дизтоплива, что сопоставимо с долей импорта. Правда, воспользоваться благоприятными условиями на рынке заводам пока не удается. Опускные цены у украинских производителей по-прежнему выше, чем у иностранных, что и заставляет трейдеров поглядывать в сторону внешних рынков. “Например, стоимость дизтоплива, которое сейчас идет из России и по трубе и танкерами, ниже, чем у наших заводов, в частности Кременчугского НПЗ”, — отмечает замдиректора НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев. Парадокс ситуации сейчас и в том, что при профиците ДТ на рынке (и за счет нереализованных остатков импорта, и за счет накопленных запасов на наших НПЗ), его розничная стоимость обросла за последний месяц огромной текущей наценкой. Если 18 января она составляла 8%, то сейчас — 34%.

По мнению экспертов, если ценовая политика заводов не поменяется, то количество импорта может начать рост благодаря внешним факторам. “Недавно российская ФАС, аналог нашего АМКУ, обвинила 251 российскую компанию в завышении цен на топливо. Если ФАС удастся заставить их снизить стоимость нефтепродуктов, тогда не исключено, что российские трейдеры переориентируются на рынок Украины и мы получим дополнительные объемы импорта с этого направления”, — рассуждает господин Рябцев.

Наталья ДАВЫДЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.