Речь идет о тех автомобилистах, которые ездят на подержанных автомашинах, зарегистрированных в странах Евросоюза — чаще всего это Литва, Польша, Словакия. За ними закрепилось прозвище “евробляхеры”, из-за того, что на их автомобилях установлены регистрационные номера (”жестянки” или “бляхи”) стран Евросоюза. Собственники автомобилей с иностранной регистрацией не платят ни таможенных пошлин и акцизных сборов, ни налог на автотранспорт, ни страховки. По разным оценкам, сейчас в стране от 0,5 до 3 млн таких “евроавтомобилистов”, и все они вызывают раздражение не только у таможенников, полиции и страховщиков. Зуб на них точат продавцы новых автомобилей, понимая, что теряют потенциальных клиентов, а вместе с ними и банкиры, к которым все реже обращаются за кредитами на новые автомобили.
Но самую искреннюю неприязнь к “евробляхерам” испытывают их коллеги на автомобилях с украинскими номерами, особенно те, кто еще не погасил кредит на покупку своего четырехколесного друга.
Мзду не дают или стамбульскоподданные
Юридические лазейки позволяют в Украине пользоваться автомашинами с иностранной регистрацией без постановки их на местный учет, а значит без уплаты таможенных пошлин и акцизных сборов, которые в совокупности могут превысить стоимость самого транспортного средства. По действующим правилам, самые высокие пошлины и сборы на ввозимые из-за рубежа подержанные автомобили в возрасте от 5 лет и выше. Если в странах Евросоюза десятилетние “БМВ” или “Ауди” можно купить за 1500 евро, то расходы на их растаможку и постановку на учет в Украине (с получением отечественных номеров) обойдется от 3000 до 6000 евро, в зависимости от объема двигателя.
Правительство такие заградительные правила таможенного оформления подержанных автомобилей объясняет защитой отечественных автопроизводителей. Но на деле украинский автопром уже несколько лет подряд удерживает производство на символическом уровне в несколько тысяч автомашин. И такие правила ввоза более всего выгодны импортерам новых автомобилей, для которых расчистили рынок от конкурентов, то есть дешевых машин с пробегом по европейским дорогам и европейским сервисом.
И лазейка в плотном фискальном заборе была найдена — и даже несколько. Сейчас используют несколько легальных или “серых” (то есть не совсем легальных) схем завоза и эксплуатации в Украине подержанных автомашин из Европы. Самые распространенные из них это ввоз в таможенных режимах “транзита” или “временного ввоза” по Стамбульской конвенции. Уже налажены каналы продаж беушных автомобилей из Польши и Литвы по Стамбульской конвенции, когда покупателю предоставляют весь необходимый пакет документов, после чего такой транспорт может в течении года колесить по дорогам Украины. Более того, отсчет времени пребывания в Украине обнуляется после пересечения границы и возврата обратно.
Две стороны “евробляхи”
В результате Украину буквально наводнили автомобили с иностранной регистрацией, которые используют украинцы. Особенно много их в приграничных областях — на Закарпатье, в Волынской, Львовской и Ровенской областях, а также в столице. Точного количества “евроавтомоиблей” государственные органы назвать не могут, учитывая то, что они регулярно пересекают границу, для того, чтобы тут же вернутся.
В общественной организации “Авто Евро Сила” (АЕС) уверяют, что украинцы эксплуатируют почти 3 млн автомобилей с европейскими номерами. “Абсолютно точной цифры нет. Но у нас есть официальные данные о том, что в апреле этого года в стране было 2,2 млн автомашин с иностранной регистрацией. И плюс к этому каждый месяц к нам ввозят около 50 тыс автомобилей на еврономерах”, — сказал Олег Ярошевич, один из лидеров АЕС.
С такими цифрами категорически не согласны автоимпортеры, которых пугает общественный резонанс в связи с попытками перекрыть каналы поставки в Украину подержанных авто. По мнению Олега Назаренко, генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, данные АЕС завышены в несколько десятков раз. “Мне известно о запросе народного депутата в ГФС, и там есть цифра, что с начала года ввезена 61 тыс автомашин, а границу они пересекли 1,5 млн раз. Отсюда и берутся рассказы о миллионах автомашин”, — сказал Олег Назаренко.
В то же время, опираясь на данные ГФС, можно понять, что на самом деле цифрами манипулируют как представители АЕС, так и автоимпортеры.
Ввоз автомобилей в режиме “временный ввоз” или “транзит” (тыс.шт)
Таким образом, с учетом ограничений по сроку пребывания в Украине, количество автомобилей на “евробляхах” в стране колеблется на уровне около 300 тыс автомашин. Тем не менее, динамика их прироста впечатляет — за последнее время въезд такого автотранспорта удвоился. Ввоз новых автомобилей тоже растет, но не столь впечатляющими темпами.
Импорт автомобилей с уплатой таможенных платежей и сборов (тыс.шт)
Как бы там ни было, но столица по уровню автомобилизации уже обогнала не только Стамбул, но даже Нью-Йорк. Другое дело, прирост в Киеве обеспечен в основном за счет автомашин в возрасте от пяти лет и выше — то есть как раз той категории транспортных средств, которые массово завозят из Европы благодаря Стамбульской конвенции. За первую половину 2017 года, отмечают в Укравтопроме, количество б/у легковых автомобилей, проданных на первичномрынке Украины, увеличилось почти в 6 раз.
Уровень автомобилизации (автомобилей на 1000 жителей)
Главная причина феномена “евроблях” — дешевизна автомашин. А для того, чтобы украинцы покупали новые автомашины, необходимы доступные кредиты.
Но с этим пока не складывается. “В этом году доля продаж новых авто в кредит составила 10% из всего количества новых автомобилей, что соответствует показателю 2015-го года”, — говорит начальник управления продаж кредитных продуктов Укрсоцбанка Татьяна Никитина.
Одним из аргументов для критики эксплуатации автомашин с иностранной регистрацией являются опасения того, что подержанные автомобили после поломок будут брошены в Украине как “автохлам”. И этот тезис активно поддерживают владельцы автосалонов, добавляя к этому рассуждения о том, что торговля новыми автомобилями создает рабочие места — продавцов, автослесарей. Но даже десятилетняя иномарка сейчас не залежится брошенной на обочине украинской дороги — ее быстро эвакуируют местные умельцы для разбора и последующей торговли запчастями. Все же средний возраст автомашин, поставленных на учет в Украине, превышает 14 лет. Поэтому нынешний ввоз подержанных автомобилей из Европы можно считать кое-каким обновлением. Да и с ростом автопарка в стране. Даже подержанного, все более востребованными будут автослесаря — и это тоже новые рабочие места. И не исключено, что со временем дойдет и до производства автозапчастей, без всяких заградительных пошлин.