- В сентябре Кабмин принял постановление №724, согласно которому ГФС может сама определять ориентировочную таможенную стоимость импортируемых товаров. Какие сложности в связи с документом возникли у бизнеса?
— Это постановление мало затронуло киевскую городскую таможню. Паника у нас продлилась ровно полтора дня. Бизнес то подавал документы на оформление, то забирал, и сам тормозил процесс. Дело в том, что у нас своя специфика: через столичную таможню идет 90% “белых”, официальных импортеров. Во всяком случае с момента утверждения этого документа для 89,2% таможенных деклараций применялся основной метод определения таможенной стоимости — указанная поставщиками в контракте сумма. То есть для таких компаний постановление №724 ничего не изменило. Основную “возню” создали как раз остальные 10% импортеров.
— Но СМИ писали, что на киевской таможне были задержки с оформлением на 2 недели и больше. Процесс удалось наладить?
— Такие задержки были, есть и будут. Но это происходит только с конкретными поставками, к которым есть вопросы. Когда либо товар идет в лабораторию, либо мы видим поддельные документы и пр. Задержки — это нормальный рабочий процесс таможенного контроля, обусловленный необходимостью что-то перепроверить.
— Согласно распоряжению правительства ГФС обязана провести реформу и, в частности, серьезно сократить персонал. Сколько сотрудников вы уже уволили и сколько еще планируете?
— Численность персонала постепенно сокращалась еще с 2009 года, когда сотрудников было больше тысячи. Сейчас в Киевской городской таможне работает 731 человек. Краеугольной проблемой являются низкие зарплаты и игнорирование элементарных экономических законов. Если помощник таможенного брокера получает минимум $500, а брокер — $1 тыс., то почему таможенник такого же уровня должен зарабатывать 3 тыс. грн., да и то только “в хорошую погоду”. Сокращение персонала не привело к увеличению оплаты труда оставшихся работников, по сравнению с 2010-2012 годами зарплаты даже уменьшились. Сейчас зарплаты таможенникам собираются повысить, но совсем незначительно, так что это ничего не поменяет. Без приведения зарплат к экономически-обоснованным показателям никакая реформа таможни или борьба с коррупцией не будет успешной.
- В правительстве говорят о намерении передать украинские таможни в совместное управление одной из европейских компаний, например, британской Crown Agents. Как Вы относитесь к такой идее?
Правительство хочет внедрить опыт привлечения западных специалистов для оказания консалтинговой и технической помощи всей фискальной системе, а не только таможне. Просто в PR-пространстве это звучит так: “Мы сдадим таможни в аренду”. На самом деле в рамках действующего законодательства это сделать невозможно. А вот частичное привлечение иностранных компаний к управлению у нас уже давно работает. Например, Миссия Европейского Союза по приграничной помощи на полевом офисе “Кучурган”, совместный украинско-польский таможенный контроль в городе Устилуг и др.
— Как вы ведете борьбу с коррупцией?
— Коррупция на таможне есть во всех странах — от Швейцарии до США. Там где есть прямой контакт с людьми и влияние чиновника на результат коррупционные деяния неизбежны. Есть стандартные для всех отраслей меры борьбы — максимально изолировать госслужащих от тех, кто потенциально может принести им взятку. Для этого необходимо внедрение бесконтактных технологий таможенного оформления. На киевской таможне мы уже этим занимаемся. Учитывая, что именно здесь оформляется подавляющее большинство украинского экспорта товаров двойного назначения, военных товаров и товаров, имеющих признаки интеллектуальной собственности, мы выделили эти направления как приоритетные и пытаемся усилить контроль за ними. Создаем электронные базы, мониторинговый центр, который проводит анализ документов до начала процесса оформления, разрабатываем критерии по формированию региональных профилей риска.
— Во сколько обошелся бы перевод Киевской городской таможни на бесконтактные методы оформления?
— По моим подсчетам порядка $160 млн. Возможно также государственно-частное партнерство в формате 50:50. На реализацию такого проекта нужно примерно 7 лет. Сократить затраты можно было бы путем объединения киевской городской и областной таможен. Это позволило бы также эффективнее использовать трудовые ресурсы. Но такое решение является политическим и его должны принимать, минимум, три человека — столичный мэр, губернатор Киевской области и глава Фискальной службы Украины.
Валерия САМАРКИНА
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.