Недавняя отмена властями Турции чрезвычайного положения в стране, а также проведенные без эксцессов синхронные президентские и парламентские выборы, вероятно, указывают на долгосрочный тренд стабильности в этом крупнейшем черноморском государстве. Прагматические отношения с западными коллегами по НАТО на фоне странного соперничества, развернутого президентом Трампом с Черногорией, тоже выглядят довольно здраво: очевидно, что Анкара проводит независимую политику в своем стратегическом окружении. А специфические отношения Турции с ЕС имеют свою глубокую историческую подоплеку на протяжении десятилетий — рекордно долгая интеграция в Союз, которая временами то замирает, то интенсифицируется, связана не только с теми или иными вызовами внутри Турции, но и с культурными стереотипами западноевропейского политического класса.
“Антонов” и другие
В этой плоскости у Украины с Турцией немало общего — например, к политической ассоциации и свободной торговле с ЕС (которую Европейская комиссия, кстати говоря, нередко видит несколько по-своему) Украина прошла наиболее драматичный из известных практике маршрутов. Кроме того, Турция — член НАТО, а на минувшем коротком саммите Альянса в Брюсселе Украину официально признали страной, возвратившейся к диалогу о членстве. Чрезвычайно важным в подобном контексте является и полное взаимопонимание между Киевом и Анкарой в крымском вопросе, со всем необходимым вниманием к факту проживания в Турции крупнейшей диаспоры крымских татар.
Но, учитывая те европейские проблемы с солидарностью, которые возникли в отношении Турции в ходе интервенции США в Ирак, и продолжающееся засилье изоляционистов-”палеоконсерваторов” в ближайшем окружении президента США сегодня, налицо общие интересы чувствующей себя ближневосточным бастионом Турции и Украины, стоящей в дверях НАТО и ставшей его восточноевропейским валом. Возможно, отчасти и поэтому за последние три года именно Турция превратилась в одного из наиболее активных партнеров Украины в сфере военно-промышленного сотрудничества.
Так, еще 11 мая прошлого года было объявлено, что государственный концерн “Укроборонпром” разрабатывает новую модификацию самолета Ан-132 для несения морской патрульной службы совместно с компаниями Саудовской Аравии и Турции. Важно подчеркнуть, что Ан-132 — это первый самолет без российских комплектующих, который построил “Антонов”. Ранее, в 2015 г., концерн подписал партнерское соглашение о разработке и строительстве транспортного самолета Ан-132 в Саудовской Аравии с турецкой компанией Taqnia Aeronautics.
А совсем недавно сотрудничество расширилось — “Антонов” и турецкий центр технологий Turkish Aerospace Industry создадут совместное предприятие по разработке транспортного самолета Ан-188. При этом в ближайшее время турецкая делегация посетит “Антонов” для финализации юридических документов по формированию совместного предприятия с целью разработки, построения и испытаний самолета. Согласно законодательству эти документы будут представлены на рассмотрение Кабинета министров Украины. Соответствующая процедура будет выполнена и турецкой стороной.
Также Турция предлагала Украине строить совместно истребитель. Вернее, Турция намерена построить свой истребитель, а от Украины ожидает двигатель, что нашей стороне интересно по массе причин, в том числе внутриполитического и внутриэкономического характера. В среднесрочной перспективе Украина могла бы получить истребитель и для своих ВВС по той же модели, по которой страны ЕС получили Еurofighter.
Танки на паях
Похоже, Украина и Турция постепенно двигаются к созданию некоего конгломерата в области ВПК и авиакосмической сфере. С одной стороны, в марте прошлого года в Турции создано космическое агентство, а в декабре 2016 г. общеевропейская ракета Vega, компоненты которой производятся на “Южмаше”, вывела на орбиту турецкий спутник. В отношении космических программ деловые круги Турции испытывают определенный энтузиазм — так, проект создания комплекса для пусков ракетоносителей начат еще в 2013 г., и есть возможность участия в этом проекте нашей страны.
С другой стороны, власти Турции ведут серьезную подготовку к 100-летию создания Турецкой Республики в 2023 г. Как становится понятно, Турция очень заинтересована в строительстве своего космодрома. Проблема заключается в том, что строительство такой площадки именно в Турции создаст проблему с отработанными первыми и вторыми ступенями ракет, которые будут падать в акваторию Средиземного или Эгейского моря. Поэтому в качестве альтернативы рассматривается размещение такой площадки в Саудовской Аравии, которая не имеет проблем с площадью. Кроме того, она находится ближе к экватору, что увеличивает массу полезного груза, который можно вывести на орбиту. Главной проблемой такого варианта является то, что Саудовская Аравия не присоединилась к договору о нераспространении ракетных технологий. Однако масштабные изменения, которые начались в королевстве в прошлом году, позволяют надеяться на смягчение позиции Эр-Рияда в этом вопросе.
Очередным доказательством усиления тренда на создание военно-промышленного конгломерата стало заседание украинско-турецкой комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества 4 июля текущего года. По результатам ее работы стороны подписали меморандум о поставках в Украину беспилотных авиационных комплексов и создании совместного предприятия. К слову, в ходе встречи не забыли и о выполнении совместных проектов в военно-технической сфере за нынешний год. Это среди прочего выполнение контракта на поставку средств связи компании “Аселсан” для нужд украинской армии. Стороны договорились о передаче Министерству обороны Украины передовых технологий и программного обеспечения в сфере связи и подписали соответствующее компенсационное (офсетное) соглашение.
Кроме того, участники заседания обсудили реализацию проектов в бронетанковой, космической и авиастроительной сферах. И что очень важно в контексте потребностей наших вооруженных сил, договорились о развитии сотрудничества в направлении беспилотных систем вооружения, а также о возможности создания совместного КБ по разработке новых образцов двигателей для бронированной техники.
ЗСТ на подходе
Но, конечно, не одним оружием живет растущее украинско-турецкое сотрудничество. Во время своего визита в Киев в октябре прошлого года Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Украина и Турция намерены увеличить товарооборот между странами до $10 млрд. Стоит подчеркнуть, что Турция находится в относительно небольшой (после создания особых режимов обмена с ЕС, Канадой и Израилем) на данный момент группе стран, с которыми Украина в той или иной степени активно работает над соглашением о свободной торговле. Более того, переговоры о создании зоны свободной торговли между Украиной и Турцией могут завершиться подписанием договора уже в этом году.
По состоянию на конец прошлого года Турция также входит в первые 15 стран-партнеров Украины по объему прямых инвестиций — это более $300 млн. В свою очередь, в Турции работают около 600 предприятий с украинским капиталом. При этом в январе-ноябре 2017 г. на Турцию пришлось 4% общего внешнеторгового товарооборота Украины, причем экспортировала наша страна товаров и услуг на $2,2 млрд, а приобрела на $1,1 млрд. Подобное сальдо говорит о вящей пользе режима свободной торговли с Турцией для Украины — потенциал в $10 млрд, похоже, вполне реален.
Вместе с тем следует понимать, что Украина и Турция все же находятся на разных стадиях экономической и политической интеграции с ЕС (Турция — страна-кандидат и входит с ЕС в таможенный союз, а Украина — только ассоциат), поэтому те или иные риски торгового и иных соглашений очень внимательно изучаются. Как известно, в ходе последнего саммита ЕС-Украина от идеи интеграции Украины в таможенный союз ЕС европейские институты пока отказались.
Тем не менее украинско-турецкое сотрудничество вышло на широкую и скоростную дорогу, которую не баррикадируют те или иные игры между Анкарой и Москвой. Игры, из которых, следует отметить, выгоду извлекает преимущественно Анкара. Похоже, что в силу причин как геополитических, так и геоэкономических, а также с оглядкой на растущее влияние Турции на Кавказе и в Закаспии, Анкара способна уверенно контролировать масштаб присутствия России на Ближнем Востоке и на Черном море, сдерживая этот масштаб в относительно безопасных рамках. А это — еще один существенный фактор для усиления украинско-турецкого стратегического партнерства.