Всем известно, что выборы — это пора сладких обещаний и множества программ. Причем этот феномен присущ абсолютно всем странам. Поскольку в нашей стране тоже скоро грядут выборы, то читателям будет интересно узнать, как готовятся к октябрьским парламентским выборам в Грузии.
До начала избирательной кампании правящая партия Грузии “Единое национальное движение” по инициативе президента страны Михаила Саакашвили подготовила документ под названием “Контракт с Грузией”. В этом документе сформулированы главные направления, над которыми партия будет работать в течение предстоящих четырех лет. Позавчера “Контракт с Грузией” подписали премьер-министр Грузии Вано Мерабишвили и президент Михаил Саакашвили.
Правящая партия обещает, во-первых, сократить безработицу вдвое, а всех соискателей работы переобучить. Во-вторых, обеспечить доступность здравоохранения всем гражданам. В-третьих, увеличить вдвое объема сельскохозяйственной продукции. Кроме того, в Контракте говорится, что во всех селах будет решена проблема воды, газа и дорог, а также будут обработаны 90% сельскохозяйственных земель, создано более 500 предприятий. В рамках программы правительство также передаст всем семьям ваучеры на сумму в 1000 лари, и семья сама будет решать, на что потратить эти деньги.
“Главной задачей “Национального движения” в последующие четыре года будет — больше пользы народу!”, подытоживается в документе.
“День” обратился к директору Института современных исследований Государственного университета Илии Гиги ЗЕДАНИИ (Тбилиси) с просьбой прокомментировать инициативу власти, которую оппозиция называет подкупом избирателей, и рассказать, насколько реально правительству выполнить данные обещания.
— Подкупом это никак квалифицировать нельзя. Поскольку подкуп — это когда вы собственными средствами хотите избирателя переманить на свою сторону. В этом случае говорится о контракте со всей Грузией. Если есть обещания выдать 1 тыс. лари каждой семье, то, во-первых, это государственная политика, а не подкуп. Можно ее назвать несколько популистской, она таковой и является. Но, во-вторых, что делать, если в грузинском обществе есть спрос на такую политику.
К слову, “Контракт с Грузией” — это цитата из американской политической жизни. Напомню, что в 1990-е годы республиканская программа называлась “Контракт с Америкой”. Я думаю, что это переиначили под грузинские реалии. Это популистская социально-ориентированная программа, которая обещает стране, что существующие ресурсы будут вкладываться не в будущее, а в настоящее, чтобы ее плодами люди и их дети пользовались сейчас.
— А где правительство возьмет средства на реализацию этой программы?
— Это как раз непонятно. Ведь программа существует на уровне обещаний. Точно конкретных шагов никто еще не прописывал. Но ничего необычного в этом нет. Потому что грузинская политика, в частности и электоральная, никогда не зависела от программ. Нужно четко сказать, что никогда в течение 20 лет программы не играли решающую роль. Ведь грузинские избиратели никогда не интересуются программами. Со своей стороны грузинские политики никогда не избаловывали их программами. Поэтому в данном случае речь идет об общем обещании со стороны государства заботиться о благосостоянии людей и гораздо больше вкладывать ресурсов в настоящее, чем в будущее.
— Ну а какая модель развития страны обеспечит выполнение программы правительства? Ведь президент Саакашвили часто говорит о намерении превратить Грузию в “Швейцарию Кавказского региона с элементами Сингапура”.
— Я думаю, что все эти разговоры о Сингапуре совершенно ничего не значат. Скорее всего, это риторика, поскольку Грузия никогда не станет Сингапуром. По моему мнению, Грузия будет двигаться в направлении европейских стран. А это в большинстве своем страны социал-демократии с такими социальными обязательствами, которые грузинское государство просто не может на себя взять. В данный момент оно является государством с ограниченными возможностями.
В течение трех лет мы будем находиться в электоральной фазе (в этом году в Грузии состоятся парламентские, в следующем — президентские, а через год — муниципальные выборы). Поэтому главным мессиджем правительственных и оппозиционных партий будут социальные обещания, которые указывают на путь развития Грузии в страну с нормальной социал-демократией. А это европейская модель развития, и Грузия будет двигаться в таком направлении.
— А насколько опасным для правительства является миллиардер Бидзина Иванишвили, и к слову, не помогает ли его популярности тот факт, что власть не восстанавливает его грузинского гражданства?
— Действительно, большинство грузинских избирателей считает, что отнять у него грузинское гражданство было неправильным шагом. Иванишвили впрямь является серьезным противником для правительственной партии, особенно если учесть, что в последние годы оппозиция была гораздо слабее, чем сейчас. И главный ресурс в политике Иванишвили — его огромные деньги, которые в совокупности превосходят бюджет страны, что является само по себе совершенно немыслимой ситуацией. И действительно, согласно последним опросам, он имеет шанс войти в парламент как серьезная сила. Но Иванишвили не имеет шансов выиграть парламентские выборы. А именно эти выборы, а не последующие президентские, определят, кто будет править Грузией следующие несколько лет. Напомню, что наша страна идет по направлению к парламентской республике.
— Согласно опросу Национального демократического института США (NDI), за правящую партию “Единое национальное движение” на парламентских выборах готовы проголосовать 36% опрошенных, а за политическую коалицию миллиардера Бидзины Иванишвили “Грузинская мечта” готовы проголосовать 18%. В то же время 22% опрошенных не определились. Разве можно, исходя из этих данных, говорить, что правящая партия выиграет, тем более при таком большом количестве неопределившихся?
— В 150-местный парламент 75 депутатов избирается по партийным спискам и 75 — по мажоритарным округам. Несомненно, абсолютное большинство мандатов в парламенте в целом получит правительственная партия, а не оппозиционная. Во-первых, выборы по мажоритарным округам практически всегда за последние 20 лет выигрывала правящая партия. Во-вторых, кандидаты по мажоритарным округам, которых назвал Иванишвили, не являются теми фигурами, что способны выиграть эти выборы. И поэтому гораздо больше шансов выиграть абсолютное большинство по мажоритарным округам у правительства, чем у оппозиции.
— Некоторые эксперты считают, что после вступления в действие новой конституции ради сохранения рычагов влияния Саакашвили может стать спикером парламента. Разделяете ли вы эту точку зрения?
— Останется ли Саакашвили в грузинской политике — это частный вопрос. Главное, чтобы он не сохранил всю полноту власти (что возможно, если он станет премьер-министром). И только в этом случае все будут воспринимать происходящее как более-менее русский вариант развития событий в Грузии. Правда, в грузинском случае изменилась конституция, а в русском — нет. Но восприятие будет такое: Саакашвили не собирается отдавать всю полноту власти — становится премьер-министром и делает то, что хочет.
Поэтому самое главное сейчас для нас — это перемены, чтобы после 2004 года мы избрали второе первое лицо, представляющее грузинское государство, и Саакашвили больше не являлся его “владельцем”.
— А как вы лично считаете, Саакашвили отойдет от власти и перестанет быть первым лицом в стране?
— Назначение Мерабишвили является сигналом, что он не собирается становиться премьер-министром. И это самое главное.
Мыкола СИРУК
Что скажете, Аноним?
[18:15 24 декабря]
[14:43 24 декабря]
[11:15 24 декабря]
18:00 24 декабря
17:30 24 декабря
17:10 24 декабря
17:00 24 декабря
16:30 24 декабря
15:00 24 декабря
14:30 24 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.