Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Границу ожидают реформы

[17:09 28 сентября 2011 года ] [ День, № 173, 28 сентября 2011 ]

Игорь Калетник: Механическое объединение таможенной и налоговой служб — неэффективно.

Предпринимателям готовят новые порядки работы на границе. Первым шагом в этом направлении станет принятие депутатами (как обещают последние, до конца 2011 года) обновленного Таможенного кодекса. Вторым — будет изменение правил игры в рамках ВТО (правительство как раз готовит предложения для Cекретариата этой организации) и подписание договора о зоне свободной торговли с ЕС. И, наконец, Кабмин, устами своего главы Николая Азарова, предупредил о намерении объединить две фискальные службы — таможню и налоговую — в одну. Между тем бизнес говорит об усилении давления в портах. Прокомментировать эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью “Дню” согласился председатель Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ) Игорь Калетник:

— Есть ли сегодня проблемы с наполнением бюджетной казны?

— За восемь месяцев 2011 года отчисления в бюджет выросли на 33%, потому что существенно увеличился товарооборот страны (составляет около 100 миллиардов долл.). Такая позитивная динамика позволяет надеяться завершить бюджетный год с большим перевыполнением доходной части.

Что волнует меня, так этот рост условных начислений: по сравнению с аналогичным периодом 2010 года они выросли в 3,5 раза — до 29 миллиардов гривен. Сюда входит отчисление по импортному голубому топливу. Это 15,5 миллиарда гривен налогов, которые таможня насчитывает условно (импорт газа освобожден от НДС с 01.07.10), их должна взыскать налоговая служба уже на внутреннем рынке.

Также подлежат освобождению от налогообложения импорт товаров в рамках соглашений о свободной торговле, ввоз гуманитарной помощи (вместе — 9,5 миллиарда гривен), лекарственных средств (3,4 миллиарда), оборудования для энергосбережения (1,5 миллиарда гривен). В целом импорт, который не облагается налогом, составил 17 миллиардов долларов.

Это большая сумма, но она компенсируется увеличением объемов оплаченных налогов. Сегодня таможня фиксирует опережение темпов роста взыскания налогов над облагаемым налогом импортом.

— То есть бизнес платит заранее?

— Нет. Я имею в виду, что обложенный налогом импорт вырос на 25%, а начисление налогов — на 33%. То есть — за счет полноты и правильности декларирования товаров и фактически выхода бизнеса из “тени” бюджет получает дополнительные доходы.

Это подтверждают и объемы уплаты денег в бюджет. За восемь месяцев 2011 года таможня дала бюджету 72 миллиарда гривен (на 18 миллиардов больше аналогичного показателя 2010 года). В сентябре планируем собрать 11 миллиардов гривен, что на 2 миллиарда больше прогнозируемых поступлений (по состоянию на 23 сентября — уже 9,7 миллиарда).

По наиболее пессимистическому сценарию закончим 2011 год с перечислением в бюджет 110 миллиардов гривен. Но если тенденция роста товарооборота закрепится, то государственная казна получит еще больше.

— А как отражается на наполнении бюджета проведение Гостаможслужбой совместно с СБУ операции, которая, по словам бизнеса, началась с середины августа в Одесском и Ильичевском портах? И почему она стартовала, так как ранее Вы заявляли о сведении количества проверок до 10%?

— В портах никакой внеплановой проверки нет. Проходит работа в обычном рабочем режиме. Какие задержки, если за восемь месяцев с начала года количество оформленных контейнеров в Одесском и Ильичевском портах выросло на 35% (на 50 тысяч) и составляет 180 тысяч контейнеров? Это значит, что Украину никто никаким образом не обманывает.

— Так есть или нет на Южной таможне скопление контейнеров и задержки с оформлением?

— Никаких задержек таможенного оформления в портах нет. Это надуманная спекулятивная проблема. Общая цифра контейнеров в этих двух портах равняется среднемесячной норме — 7 тысяч контейнеров (плюс-минус 500 контейнеров).

Одесская таможня в сентябре планирует дать бюджету один миллиард гривен налогов и сборов. Сегодня темпы выполнения этой задачи — 116%.

В Одесском порту работает электронная европейская система управления рисками, которая позволяет в режиме онлайн видеть, записывать всю информацию, анализировать, что растаможивается, как, сколько часов длится процедура растаможивания, есть задержки или нет.

Если предприниматель хочет проводить таможенное декларирование, он идет в таможню, предъявляет для оформления таможенные документы, и если возникают какие-то проблемы, то их фиксирует электронная система, которая передает данные в центральный аппарат таможенной службы. На основе этих данных мы видим ситуацию на конкретной таможне, анализируем и принимаем соответствующие меры. Если же импортер не желает подавать документы для оформления, значит, он не уверен относительно реальной стоимости завезенного товара, его количества или номенклатуры. Это проблемы не таможни, а импортеров.

Но, кроме таможенных органов, в портах свою постоянную работу также проводят правоохранительные органы (налоговая милиция, СБУ), которые реагируют на полученную ими информацию.

— Вы вспомнили об увеличении экспорта из Украины. О каких группах товаров идет речь?

— Например, в последние месяцы выросло количество импорта товаров, необходимых для развития внутреннего производства (средства производства, изделия для промышленности). Традиционно импортные товарные группы также демонстрируют позитивные тенденции, например, на 50% выросло снабжение мяса птицы (среди наибольших экспортеров “Мироновский хлебопродукт” и “Гавриловские цыплята”). Этот сегмент производства ожил, ведь сегодня его никто не душит дешевым и не всегда качественным импортным мясом.

“ПРИЗНАКОВ КРИЗИСА НЕТ”

— Чувствуете ли по работе таможни, что приближается вторая волна кризиса, о которой предупреждают эксперты? И изменил ли из-за этого риска Минфин план сборов для ГТСУ?

— В настоящее время не чувствуется угрозы второй волны кризиса. Нынешняя динамика экспортно-импортных операций это подтверждает. Экспорт и импорт демонстрирует стабильные тенденции, то есть — признаков кризиса нет. Причем за восемь месяцев импорт товаров составил 54 миллиарда долларов, а экспорт — 44 миллиарда.

Если отминусовать 10 миллиардов долларов — стоимость импорта природного газа (а от этого страна пока еще не может отказаться), то сальдо торгового баланса будет позитивным. Это значит, что без учета показателя газа во внешнеэкономической деятельности экспорт преобладает над импортом, а темпы роста этих показателей практически равны: импорт — 40%, а экспорт — 39%.

— На днях президент-председатель правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности Валентина Изовит в интервью одному из изданий заявила, что нелегальный сегмент рынка одежды и обуви в стране в 5 раз превышает легальный. Причем, 60—70% этого нелегала — контрабанда и “серый” импорт. Как вы это прокомментируете?

— Такие данные не имеют под собой никакой почвы. Объявленная цифра надуманная, а точнее, кем-то придумана. Напротив, благодаря скрупулезной работе на границе изделия легкой промышленности выходят из тени, увеличиваются объемы поставок на внешние рынки, а значит — и производства продукции. Для примера: в несколько раз вырос завоз ткацких станков, вдвое — пряжи, в то же время вырос экспорт готовой продукции — одежды.

Контрабанда была два года тому назад, когда корабль с одеждой и обувью весом 500—600 тонн оформлялся в порту по цене 100—300 тысяч гривен. А теперь за этот же пароход платится в бюджет в десятки раз больше. То о какой контрабанде говорим? Возможно, таким образом госпожа Изовит, как лоббист отрасли, хочет усилить работу таможни в этом направлении. Такой вариант я не исключаю.

— А что с контрабандой картин, драгоценностей и других ценностей?

— Сегодня нет оснований говорить, что она увеличилась. Могу сказать, что главные направления нелегального перемещения культурных ценностей за этот год зафиксированы на границе с Беларусью (ввоз — 11 случаев, вывоз — 26 случаев), с Россией (соответственно — 7 и 15) и через аэропорты (в большинстве случаев “Симферополь-аэропорт” — 7 и 50 случаев, в основном, в направлении России). Наибольшее количество обнаруженных таможенниками попыток относительно вывоза культурных ценностей касается граждан России: в 2010 году было 73 попытки, а за 8 месяцев 2011 года — уже 50 попыток.

В этом вопросе намечаются изменения. В парламенте сегодня находится законопроект о декриминализации экономических преступлений, в том числе контрабанды. За товарную контрабанду предусматривается административная ответственность, криминальная будет касаться только контрабанды наркотиков, оружия, боеприпасов и культурно-исторических ценностей.

— Украина собирается подать заявку в Секретариат Всемирной торговой организации, чтобы изменить пункты соглашения о ВТО. Какие, с вашей точки зрения, таможенные ставки и пункты по доступу товаров на внутренний рынок нужно изменить?

— Над этим вопросом сегодня работает правительственная группа, в которую вхожу и я. Это очень сложный вопрос, поскольку необходимо провести анализ, какие ставки были до вхождения во ВТО, какие тенденции возникли в экономике, когда новые ставки изменились, какая в настоящее время ситуация в отраслях. И на основе такого исследования выйти на формулу изменения правил ВТО. Пока еще назвать конкретные группы товаров не готов, могу только сказать, что среди них точно будет изменение пошлины по группе товаров легкой промышленности.

— Правительство утверждает, что переговоры по проекту договора относительно создания зоны свободной торговли с Евросоюзом завершаются. Довольные ли уровнем защиты своих границ в рамках настоящего договора?

— Настоящий договор должен согласовываться с условиями работы Украины в рамках ВТО. Не нужно забывать и о зонах свободной торговли со странами СНГ и Македонией. Поэтому договор о ЗСТ содержит экономическую и политическую составляющую. И таможня в данном случае — инструмент выполнения достигнутого симбиоза экономико-политических интересов, а не формирования конкретной политики.

“ВВОЗ СЕКОНД-ХЕНДА УМЕНЬШИЛСЯ НА 6%”

— А какова ваша позиция по поводу будущей ставки на ввоз секонд-хенда из стран ЕС после открытия границ?

— Приведу сначала несколько цифр. Импорт одежды, бывшей в употреблении, за восемь месяцев составляет 53 тысячи тонн на сумму 71,4 миллиона долларов. В сравнении с 2010 годом ввоз секонд-хенда уменьшился в весе на 6%, но его таможенная стоимость выросла на 27% (на 15 миллионов долларов).

Главные поставщики такой одежды в Украину, как и прежде, страны ЕС. Больше всего везут из Великобритании — 49%, Польши — 10%, Нидерландов — 14%, Германии — 8%. Пятая часть импорта товаров легкой промышленности — секонд-хенд. Товары “из вторых рук” обычно дешевле (по стоимости — лишь 6% общего импорта легпрома). Очевидно, что многие украинцы продолжают пользоваться секонд-хендом. И вряд ли так просто будет от него отказаться.

Поэтому главная задача сегодня — обеспечить завоз качественного, в соответствии с санитарными требованиями, товара. Как решить эту проблему в рамках ЗСТ с ЕС? Если говорить теоретически, то может быть внедрена комбинированная таможенная ставка (с одного килограмма бывшей в употреблении одежды взимается определенная сумма). Но это один из вариантов, которых сегодня много. Какой заложат в договор — пока еще не могу сказать, потому что единой позиции по этому вопросу нет.

— Премьер-министр призывает как можно скорее объединить таможенную и налоговую службу. Вы поддерживаете такой сценарий или нет? Почему?

— Я поддерживаю объединение информационных баз данных таможенной и налоговой служб, чтобы увеличить поступление в бюджет и уменьшить количество экономических преступлений. А механическое объединение, по моему мнению, без потери эффективности работы — невозможно. Функции налоговой и таможенной служб — различные, потому и природа налогов неодинаковая.

Создание громоздкой, неуправляемой службы доходов приведет к ряду проблем, о которых почему-то сегодня молчат, и последствия которых детально не изучают. Для объединения необходимы изменения в законодательстве, пересмотр всей нормативной базы, перепрофилирование большого количества людей (60 тысяч — работает в ГНСУ и 18 тысяч — в ГТСУ). Следовательно, это должно быть четкое, прогнозируемое мероприятие, с понятным набором позитивных последствий для экономики и страны. Как только увижу, что от этого сочетания будет реальная польза, безусловно, поддержу такую идею.

— Ваша позиция об информационном слиянии таможни и налоговой вписывается в рамки реформирования, выработанного Кабмином, идет ли речь о техническом объединении?

— У меня нет информации, что сегодня в Кабмине есть идея механического слияния таможенной и налоговой служб. Я знаю, что в процессе реформирования этих двух ведомств нужно унифицировать их законодательную базу. А сегодня делаются шаги в направлении принятия нового Таможенного кодекса, начал действовать Налоговый кодекс. Над всеми этими непростыми вопросами должна сначала поработать рабочая группа на уровне Минэкономики, Минфина, ГТСУ, ГНСУ, чтобы просчитать все возможные варианты и риски. Я точно знаю, что такую работу сегодня еще никто не проводил.

— Объясните, почему не удается достичь договоренности в переговорах между Гостаможслужбой и “Укрзалізницею” о предоставлении второй статуса таможенного перевозчика?

— “Укрзалізниці” статус нужен, чтобы по упрощенной процедуре таможенного досмотра возить грузы (просят подакцизные товары), а транзитные — без такового. Мы не против, но хотим, чтобы “Укрзалізниця” отвечала за потерю груза перед грузоотправителем, поскольку груз находится под таможенным контролем и перед бюджетом.

Иначе никто ни за что не будет отвечать. Кстати, инициировать соответствующее постановление с подробно прописанными условиями, что и как перевозить, должна именно “Укрзалізниця”. Им это нужно, но проекта правительственного постановления по этому поводу до сих пор нет. Поэтому процесс тормозим не мы. Кроме того, по нашим расчетам, статус таможенного перевозчика не увеличит объем перевозки грузов по железной дороге.

— Когда, по вашим прогнозам, проект Таможенного кодекса будет принят и начнет действовать? Какого экономического эффекта ожидаете от его внедрения?

— Ожидаю, что новый Таможенный кодекс будет принят на этой сессии парламента и вступит в действие с 1 января 2012 года.

Конечно, таможенной службе необходимо будет в оперативном режиме прописать подзаконную нормативную базу, согласовать ее с другими государственными органами, зарегистрировать в Министерстве юстиции. Хотя необходимо отметить, что новый кодекс содержит максимальное количество норм прямого действия.

Таможенный кодекс предусматривает максимальное упрощение всех таможенных формальностей. Прежде всего, речь идет о четких нормативах времени. Вы знаете, что таможенная служба привела в соответствие и урегулировала соответствующими нормативными актами время таможенного оформления. Оно не должно превышать 2 часа. Хотя в проекте Таможенного кодекса вложено общее время таможенного оформления — 4 часа. Но это предусматривается на выполнение всех контрольных процедур, а мы говорим только о таможенном оформлении непосредственно таможенниками — 2 часа.

Что касается второй важной позиции — проведения таможенных досмотров. Для сравнения: в 2009 году при импорте товаров физическому обзору подлежало около 80% всех грузов, которые поступали в Украину. В 2010 году это было 50%. На сегодняшний день — лишь 29%. При транзите на сегодняшний день мы просматриваем около 12%. Я думаю, в ближайшее время эта цифра составит 7—6%.

Здесь очень важно, чтобы полноценно функционировала система анализа рисков, которую мы закрепляем Таможенным кодексом. Считаем, что с момента начала функционирования этой системы вопрос проведения таможенных досмотров и других дополнительных процедур таможенного контроля будет законодательно урегулирован.

Третий важный аспект для бизнеса — это полноценное введение электронной таможни. Начался пилотный проект: таможенное оформление в электронном виде деклараций — их на сегодняшний день оформлено свыше 3,5 тысячи. Системно работают с электронными грузо-таможенными декларациями 85 субъектов внешнеэкономической деятельности.

Четвертая важна составляющая — уменьшение количества разрешительных документов.

С принятием нового кодекса прогнозирую активизацию внешнеэкономической деятельности и увеличение товарооборота. А от этого и увеличение поступлений в государственный бюджет.

“ИЗМЕНЯТЬ ПАРТИЙНУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ НЕ СОБИРАЮСЬ”

— Игорь Григорьевич, сегодня многие депутаты переходят в Партию регионов, подстраховывая, таким образом, себя от увольнения с высоких должностей или рассчитывая получить “должностной” бонус в будущем. А вы не собираетесь изменять партийную принадлежность?

— Нет, не собираюсь. По моему мнению, моя партийная принадлежность не влияет на качество работы в таможне. Наилучший показатель — рост доходов. Разные люди хотят моего увольнения еще с начала назначения. Прошло больше года, а они не поняли — играть будут по-честному. И сплетни им не помогут. Давать оценку моей деятельности может только глава государства.

Наталья БИЛОУСОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.