Глава государства Виктор Янукович поручил правительству на протяжении месяца разработать программу реформирования таможенной службы. Таким заданием гарант, можно сказать, попал в точку, ведь последнее время тема работы границы вызывает много нареканий со стороны бизнеса. Стоит лишь вспомнить заявления одесских таможенных брокеров по поводу увеличения давления на них со стороны стражей границы при ростаможке грузов в портах. Был ряд дел со стороны Генпрокуратуры, которая нашла на Львовской таможне нарушения. При этом реакция главного ведомства на все эти факты — увольнение нарушителей. Очевидно, именно эти действия не удовлетворили главу государства и общество, которое жаждет позитивных изменений. И теперь на порядке дня стоит не менее важный вопрос: как правильно реформировать таможню.
По словам вице-премьер-министр Украины Сергея Тигипко, наиболее чувствительным ударом для экономики сегодня является “серый импорт” и отсутствие четкой регламентации таможенных процедур. “Нынешняя непрозрачная система ставит предпринимателя в абсолютно непонятные условия. Когда он везет контейнер и не знает, по какой цене он будет расстамаживанию. Это не бизнес”, — считает Тигипко. Чтобы этого избежать, по мнению Тигипка, необходимо максимально упростить таможенные процедуры, определить четкую процедуру таможенной стоимости и ввести ответственности за нарушения со стороны таможенников.
Беспокоит предпринимательскую общественность и вопрос с завышением инвойсных цен на границе, которые служат отправной точкой для определения сумы отчисления налогов в бюджет.
Все эти проблемы, по мнению экспертов, во многом поможет решить Таможенный кодекс. Если, конечно, его выпишут, как следует, а не так как Налоговый кодекс.
Ожидается, что кодекс поспособствует подачи документов в электронном виде, созданию возможностей для обмена информацией между таможенными органами разных стран, внедрению системы уполномоченных таможенных операторов и созданию “единого окна” для проведения всех процедур, связанных с таможенным оформлением. Все это, уверенны разработчики документа, будет способствовать устранению коррупции на таможне и уменьшению количества “серого импорта”.
А внедрение системы уполномоченных таможенных операторов позволит компаниям, которые длительное время работают в системе внешнеэкономических отношений, проводить таможенное оформление с минимальным участием таможни.
Обеспечение же бесперебойной работы “единого окна” позволит сократить до минимума контакт с чиновником, и, следовательно, минимизировать коррупционную составляющую.
По словам главы парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника, комитет приступил к активной работе над проектом новой редакции Таможенного кодекса с тем, чтобы до конца весенней сессии парламента за него проголосовали депутаты.
“Новая редакция таможенного кодекса уже согласована на 70%, и по оставшимся спорным вопросам мы уже в ближайшее время выйдем на общую позицию с предпринимателями”, — считает директор Департамента таможенных информационных технологий и таможенной статистики Государственной таможенной службы Украины Павел Пашко. По его мнению, приоритетом в реформировании должно стать упрощение таможенного оформления, что невозможно сделать без внедрения полноценной электронной таможни. “Мы заинтересованы в скорейшем переходе на безбумажное оформление импортно-экспортных грузов. Это позволит снизить коррупцию и ускорить оформление товаров”, — детализировал он.
В Украине пока не удалось внедрить эту систему, говорит экс-глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель, поскольку от этого отстранялось государство и возникали различные коррупционные схемы, когда разные органы вводили у себя разные электронные ключи для подачи таких документов. Появление же электронной таможни, считает она, позитивно отразится на работе бизнеса и об этом свидетельствует опыт других стран, например, Португалии. “Без введения электронной таможни невозможен и другой элемент новаций — обмен информацией”, — подытоживает она.
Также электронная граница, по мнению экономиста Виктора Лисицкого, поможет внедрить еще один механизм для прозрачной работы стражей границы с бизнесом — индикативные цены. Эти цены, рассказывает “Дню” Лисицкий, снимут вопросы относительно занижения или завышения стоимости ввозимой или вывозимой из страны продукции. Соответственно отпадут и споры между таможенниками и предпринимателями по поводу правильности сумы, насчитанной к уплате в госказну, налогов и сборов при пересечении границы.
Все шаги, направленные на реформирование таможни, бизнес одобряет, но со своей стороны просит, чтобы новые правила писались с учетом их позиции. Так, генеральный директор Rokada Group, представитель рабочей группы при Кабинете Министров Украины по разработке Таможенного кодекса Андрей Богомолов считает, что реформу надо писать сообща, поскольку таможенные органы неспособны реформировать сами себя.
Поддержал его и директор контейнерного терминала ТИС (порт Южный) Андрей Кузьменко. По его словам, чиновники далеко не всегда имеют представление о том, как функционируют порты, и поэтому часть их предложений, к примеру, об использовании технологического транспорта для перевозки контейнеров внутри порта или о складировании в разных частях порта оформленных и неоформленных контейнеров, невозможно реализовать из-за технологических сложностей. “Если эти нормы будут приняты, то стоимость погрузки и разгрузки контейнера в порту вырастет на 200 — 300 долларов, а это не нужно ни импортерам, ни портовикам”, — детализировал он.
Готовность помочь модернизировать границу украинским властям уже выразил заместитель директора таможенного центра информационных систем Литовской таможни Витянис Алишаускас. Он предложил использовать европейский опыт внедрения электронной таможни и заверил, что ЕС готов предоставить Украине необходимую техническую помощь.
Наталия БИЛОУСОВА
Что скажете, Аноним?
[07:00 28 ноября]
[17:10 27 ноября]
20:10 28 ноября
20:00 28 ноября
19:50 28 ноября
19:40 28 ноября
16:40 28 ноября
16:00 28 ноября
15:30 28 ноября
15:00 28 ноября
14:40 28 ноября
14:20 28 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.