Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Голодное брюхо к политике глухо

[16:57 27 ноября 2013 года ] [ Труд, 27 ноября 2013 ]

Сколько стоит наша дружба с Украиной

Отдадим украинцам должное: в этот раз Киев стоял до последнего. Но куда деваться, если последние полгода ВВП страны снижается на полпроцента в месяц, а товарооборот с основными партнерами — странами СНГ с начала года упал аж на 25%, и до дна еще далече. А потому зря шумит Майдан Незалежности, напрасно Юлия Тимошенко отказывается от тюремного пайка. Ибо игра была сделана раньше: как минимум еще летом стало ясно, что интеграция Украины в Европу невозможна без согласия России. “Решение о приостановке процесса евроинтеграции тяжелое, но единственно возможное в нынешней ситуации”, — сказал чистую правду украинский премьер Николай Азаров.

Политики гадают, чем за это заплатит Москва: ходят слухи о снижении цен на газ с нынешних 450 долларов до 270, о выдаче льготного кредита Киеву в 15 млрд долларов, в котором Украине отказал МВФ, — на финансирование бюджетных расходов и обслуживание госдолга. А еще советник президента России Сергей Глазьев заявил о возможном расширении сотрудничества с Украиной в атомной энергетике, авиа- и ракетостроении. Москва готова создать совместное производство самолетов Ан-124, Ан-140 и Ан-148, а также предоставить технологии для создания замкнутого ядерного цикла.

Хочется спросить: неужели эти бизнес-проекты (не первой свежести!) ожидаются столь убыточными для России, что могут служить лишь платой Украине за невхождение в ЕС? А если они выгодны экономике двух стран, то почему до сих пор не реализованы?

Если же послушать украинских политиков, то им кроме снижения цен на газ и преференций ничего не нужно — вернуть бы уже потерянное в нынешнем году! Например, возможность торговать в России конфетами Roshen и прочей сладкой продукцией, запрещенной Роспот­ребнадзором к ввозу из-за обнаруженного вдруг бензопирена. После чего на Украине потеряли работу более тысячи кондитеров. Хотят они и реабилитации украинского пива, в котором Россельхознадзор обнаружил “опасные микробы”, как и в говядине и свинине двух крупнейших украинских производителей.

На Полтавщине в начале нояб­ря прекратил работу Крюковский вагоностроительный завод — приостановлено действие российских сертификатов на его продукцию. Уже объявлено, что до конца года работу потеряют 500 человек. Та же участь постигла “Днепровагонмаш”, “Азовобщемаш” и Стахановский вагоностроительный (увольняют треть персонала). Долгие годы эта отрасль работала на Россию и считалась весьма успешной: годовой экспорт — 32—35 тысяч вагонов, приносила Украине 0,5% ВВП. Теперь убытки оценивают в 50 млн долларов за месяц.

Но вот тут как раз большая политика ни при чем. Просто в России, которая сама производит вдвое больше грузовых вагонов, упал спрос на них. Из-за чего еще в сентябре генеральный директор “Уралвагонзавода” Олег Сиенко заявил о необходимости резкого сокращения импорта вагонов: “Надо, думаю, действовать резче, потому что потеряем рынок”.

Сказано — сделано, ибо такая у нас “конкурентная борьба”. И никто не знает, кто окажется в ней следующей жертвой. То есть к Евросоюзу Украина еще не успела подступиться, но уже получила полную шапку неприятностей.

Учтем, что российско-украинский товарооборот в 2012 году составил 51,4 млрд долларов с небольшим положительным перевесом в нашу пользу. Для Украины наша страна остается крупнейшим внешнеторговым партнером. Но если российские поставки на две трети составляют энергоносители (65,6% экспорта), то Украина везет в Россию продукцию куда более высокого передела: машины, оборудование и транспортные средства (39,2%), металлы и изделия из них (21,3%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — 11,4%, продукцию химической промышленности (10,8%)…

Казалось бы, это хорошо: страна не сидит на сырьевой игле, а производит товары. Но беда в том, что это “почти советское” производство — в Европе такая продукция популярностью не пользуется. В итоге приходится признать, что Украина тоже находится “на игле” — игле российского спроса. А она, как теперь выясняется, может оказаться похуже сырьевой.

Но здесь встает другой вопрос: зачем Украина рвется в Евросоюз, находящийся не в лучшем состоянии? Это не очень большая по покупательной способности страна (менее 10% населения ЕС) с не самой передовой промышленностью. С богатыми землями, но отсталым (по европейским меркам) сельским хозяйством. Не имеющая серьезных валютных резервов или сырьевых ресурсов, способных поддержать на плаву экономику в период кардинального реформирования своего хозяйства.

Украинские эксперты подсчитали: чтобы достичь соответствия требованиям Европейского сообщества, предъявляемым к новым кандидатам на вступление, стране требуется не менее 150 млрд евро дополнительных инвестиций. Взять их негде — тем более что ЕС занят спасением собственных экономик: Греции, Испании, Португалии, даже Италии. А без плотного партнерства с Россией наш вечный сосед и бывший собрат по СССР будет не в состоянии даже удержаться на нынешнем уровне экономического и социального развития. Зато вместе обе наши страны способны, при желании, достичь многого в развитии, с опорой на собственные силы. В конце концов, никто не мешает Украине создать у себя гораздо более благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат, переманивая к себе со всего Таможенного союза и капиталы, и технологии, и инициативных людей. Как это очень неплохо делает Казахстан.

Впрочем, украинское руководство может сделать другую ставку — на обретение энергетической независимости от России за счет разработки сланцевого газа в Западной Украине. Кабинет министров, НАК “Недра Украины” и американская компания Chevron подписали соглашение о разделе продукции по добыче углеводородов на Олесском участке, где по базовому сценарию ежегодно может добываться не менее 5 млрд кубометров газа в год. Для сравнения: всего в 2012 году в Украине добыто 20,2 млрд кубометров газа.

Причем это лишь начало. Согласно энергетической стратегии Украины до 2030 года, ежегодная добыча газа из сланценосных песчаников должна достичь 25 млрд кубометров, а на сложноизвлекаемых месторождениях — еще 15 млрд кубометров. Запланирован рост добычи газа и на месторождениях черноморского шельфа до 12 млрд кубометров в год. По словам премьер-министра Николая Азарова, эти объемы должны позволить Украине не только полностью обеспечить себя газом, но и стать его экспортером…

Но ведь и для этого стране вовсе не требуется ускоренная интеграция в Евросоюз. И совсем не помешает членство в Таможенном союзе…

Голоса

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации

— Руководство Украины осознало, что последствия ассоциированного членства — наряду с такими странами “европейского выбора”, как Алжир, Египет, Иордания, Марокко, Тунис, Южная Африка, Мексика и Чили, — могут быть неоднозначны. Европа не собирается компенсировать неизбежные потери от зоны свободной торговли для украинской экономики. Это решение открывает новые возможности для диалога России и Украины, — и вызывает понятную истерику у наименее уравновешенных представителей конкурирующих проектов. Однако даже если быстрой интеграции по каким-то причинам (например, сопротивление отдельных групп российской бюрократии) и не произойдет, простое снятие гласных и негласных ограничений, которые Украина и Россия понастроили за последний год, уже стимулирует торговлю и, соответственно, развитие наших экономик.

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК

— В случае “заморозки” отношений Украины с Евросоюзом мы больше потеряем. Потеряет наш “Газпром”, потеряет экономика. Это будет дорогая дружба, за которую нам придется заплатить, а потом все опять вернется на круги своя. Плюсов больше, если бы Украина, как это ни парадоксально звучит, стала чуть ближе к Евросоюзу. Ведь через нее и мы бы стали ближе к Европе, вынуждены были заняться модернизацией, сокращать издержки.

А Таможенный союз дело, конечно, хорошее, вот только Украина туда вряд ли вступит.

Андрей Бунич, глава Союза предпринимателей и арендаторов

— Сейчас следует выстраивать отношения в зависимости от поведения Украины. Если соседи реально возьмут курс на Таможенный союз, то это один вариант. Тогда скупиться не стоит, могут и даже должны быть экономические преференции. Если же они сделают вид, что разворачиваются на Восток, а при этом продолжат договариваться с Евросоюзом, то это будет одностороннее выкачивание льгот. Такой хоккей нам не нужен.

В случае отказа Украины от Таможенного союза достаточно просто поддерживать сложившийся уровень связей. Такое сотрудничество тоже возможно, но без далеко идущих обязательств. Форма сдержанного взаимодействия на условиях взаимной выгоды.

Александр ПРОЦЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.