17 июля 2014 года в небе над Донбассом был сбит Boeing 777 “Малайзийских авиалиний”. В результате крушения самолета погибли 298 человек. Окончательные результаты расследования планируется обнародовать в начале октября 2015 года, однако, согласно предварительным данным, самолет был сбит ракетой класса “земля-воздух”, выпущенной с подконтрольной пророссийским сепаратистам территории и, вероятно, из российского зенитно-ракетного комплекса “Бук”. Для наказания виновных в происшествии предлагается создать международный трибунал, впрочем, будут ли все причастные к преступлению привлечены к ответственности, и сможет ли мировое сообщество наказать президента РФ Владимира Путина, пока остается под вопросом.
Boeing 777 “Малайзийских авиалиний”, совершавший полет по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур, был сбит 17 июля 2014 года в районе села Грабово Донецкой области. В результате крушения самолета погибли 298 людей, по данному факту было начато расследование. Несмотря на то, что окончательные итоги следствия будут представлены только в октябре 2015 года, уже сейчас в СМИ постепенно просачивается информация, что авиалайнер был сбит ракетой класса “земля-воздух”, выпущенной с подконтрольной боевикам территории.
Ранее “Апостроф” сообщал, что абсолютное большинство экспертов склоняется к версии, что Boeing был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) “Бук-М1”. При этом местом выстрела называется село Зарощенское Донецкой области, которое на момент трагедии находилось под контролем так называемой ДНР. Российские СМИ и “эксперты”, тем не менее, пытаются возложить вину за трагедию на представителей Вооруженных сил Украины: Следственный комитет РФ выдвигал версию о возможном ударе по пассажирскому самолету с воздуха штурмовиком Су-25, а впоследствии в России “переключились на вариант “Бука”, настаивая при этом, что установка якобы была украинской.
Как отметил посол МИД Украины по особым поручениям Дмитрий Кулеба, вбрасывая подобные версии, РФ просто пытается “обелить себя в глазах собственной аудитории”. По словам дипломата, он уже ознакомился с предварительной версией отчета расследования, который станет “разрушительным для России”: “Отчет будет правдивым. Он скажет ту правду, которую мы уже знаем. Для Украины это будет подтверждением того, что мы уже знаем. И так будет и для мира“.
В Совете Безопасности ООН, тем временем, началось обсуждение подготовленного Малайзией проекта резолюции о создании международного трибунала. Его целью заявлено уголовное преследование ответственных за трагедию. Президент России Владимир Путин выступил против создания трибунала и заявил, что эта инициатива является “преждевременной и контрпродуктивной”. Украина, тем временем, данную идею поддержала: 16 июля Верховная рада обратилась к ООН с просьбой о создании международного трибунала для проведения суда над виновными в катастрофе Boeing 777 на Донбассе. Голосование в Совбезе ООН по этому поводу намечено на 21 июля.
Вместе с тем, родственники жертв крушения не стали дожидаться окончательных результатов следствия и уже подали иск против одного из бывших главарей так называемой ДНР Игоря Стрелкова (Гиркина), требуя от него $900 млн. Иск в федеральный суд Чикаго был подан от имени родственников 18 жертв авиакатастрофы, которые считают Гиркина причастным к трагедии на Донбассе и уверены, что он действовал с согласия Кремля.
Как заявил “Апострофу” украинский журналист Виталий Портников, иск против террориста является лишь началом возможных судебных действий в отношении виновных в трагедии, случившейся с Boeing. “Причина, по которой фамилия Гиркина появилась первой, понятна: именно его информация про уничтожение так называемого украинского военного самолета впоследствии оказалась первым доказательством того, что пассажирский самолет был сбит российскими войсками и их наемниками”, — заявил он. Собеседник издания предположил, что в будущем список ответственных за трагедию будет расширяться и может включать, среди прочих, главнокомандующего вооруженными силами РФ Владимира Путина.
При этом господин Портников уверен, что виновных в трагедии рано или поздно привлекут к ответственности. По его словам, история уже знает подобные примеры: “Когда начинались судебные иски в отношении военных преступлений в бывшей Югославии, виновные в этих преступлениях также были уверены в своей абсолютной безопасности. Эта безопасность, в частности, была гарантирована не только их властью над территорией, где совершались преступления, но и соседним государством, — Сербией, что очень похоже на ситуацию на Донбассе. Со временем оказалось, что ни одна из этих гарантий не действует. Доказательством этого является Гаагский международный трибунал по бывшей Югославии”, — отметил эксперт. Виталий Портников добавил, что правосудие практически не имеет срока давности, и со временем уже новые власти РФ могут быть сами заинтересованы в выдаче виновных в катастрофе Boeing.
Российский военный эксперт и журналист Александр Гольц в интервью “Апострофу”, напротив, сказал, что считает привлечение виновных в трагедии к ответственности очень маловероятным: “Обвинить они, конечно, могут, а вот реально привлечь к ответственности — вряд ли. Я не думаю, что Россия выдаст того же Гиркина”. По мнению господина Гольца, нынешние заявления о привлечении виновных к ответственности носят политический характер и, скорее всего, не перейдут в юридическую плоскость.
Бывший судья Европейского суда по правам человека Владимир Буткевич, в свою очередь, сомневается, что ввиду позиции РФ, которая выступает против создания трибунала и имеет право вето в Совете Безопасности ООН, проведение международного судебного процесса осуществимо: “Российская сторона может заблокировать принятие этого решения в Совбезе, что потребует дополнительных усилий от инициаторов создания трибунала”.
Эксперт по программам внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник, если РФ ветирует создание трибунала в Совбезе, то логичным будет обращение в Генеральную Ассамблею ООН: “Так или иначе, следствие по делу катастрофы выйдет на международный уровень. Во всяком случае, если будет доказана причастность к инциденту российской стороны, вне зависимости от выдачи или невыдачи подозреваемых, РФ понесет политические потери”.
Таким образом, соглашаются эксперты, если окончательный отчет по расследованию катастрофы Boeing на Донбассе подтвердит, что в трагедии виновны боевики, обвинения могут быть выдвинуты не только непосредственным виновникам крушения авиалайнера, людям, которые произвели запуск ракеты, но и лицам, которые отдали соответствующий приказ и обеспечили их зенитно-ракетным комплексом. Совершенно реально, хотя и не со стопроцентной гарантией, и привлечение к ответственности Владимира Путина, хотя этот вопрос остается спорным.
Дело в том, что для создания международного трибунала по уголовному преследованию ответственных за трагедию необходимо согласие Совета Безопасности ООН. А поскольку Россия является его постоянным членом, она может накладывать вето на принимаемые этим органом решения и аннулировать их (чем активно пользовалась, например, блокируя решения, касающиеся кремлевской агрессии против Украины). Последние заявления руководства РФ свидетельствуют о том, что этим правом Москва намерена воспользоваться. В таком случае вопрос создания трибунала придется выносить на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН, где для принятия решения необходимо набрать 2/3 голосов.
Удастся ли странам-инициаторам создания трибунала убедить соответствующее количество делегаций, предсказать сложно. Частично ответ на этот вопрос мы получим уже 21 июля, когда инициатива о создании трибунала будет вынесена на рассмотрение Совбеза. Очевидно и то, что в случае, если результатом расследования будут обвинения в адрес боевиков и РФ, предоставившей им оружие, это серьезно ударит по позициям России. Достаточно вспомнить, что первые серьезные экономические санкции против нее были введены именно после катастрофы МН17, когда украинский конфликт фактически вышел на новый, мировой уровень.
Артем ДЕХТЯРЕНКО
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.