Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Гламур

[10:50 08 января 2013 года ] [ Forbes.ua, № 10, декабрь 2012 ]

Нулевые были эпохой шальных денег. Пик пришелся на 2007 год, когда компании легко зарабатывали и так же легко расставались с деньгами. Украинская элита и рядовые граждане приносили жертвы на алтарь показного потребления.

Когда перед председателем правления Надра Банка Игорем Гиленко развернули корпоративный флаг площадью 2400 кв. м, у него вырвалось: “Как круто!” Полотнище держали 60 человек, и оно заняло большую часть футбольного поля сумского стадиона “Юбилейный”, где проходил последний предкризисный финал турнира Nadra Open по мини‑футболу. “Что может быть круче?” — спросил Гиленко в микрофон у 8000 сотрудников, собравшихся на стадионе. Банковские клерки на трибунах заревели. Мероприятие обслуживали сразу три кейтеринговые компании, вела вечер телезвезда, а развлекала собравшихся группа “Вопли Видоплясова”. Праздник обошелся Гиленко в $2 млн.

Корпоративные расходы на развлечения для сотрудников и партнеров достигли пика в Украине в 2007‑м. И до сентября 2008‑го компании соревновались друг с другом в размерах праздничных бюджетов и оригинальности сценариев. Гендиректор агентства BMC Promo, занимавшегося организацией дорогих вечеринок, Сергей Черный говорит, что в то время для большой компании потратить менее $150 000 на корпоратив считалось дурным тоном. Заказчики перекупали друг у друга ведущих и обязательно приглашали звезд эстрады. Чаще других на вечеринках в Киеве мелькали певица In‑Grid с гонораром от 35 000 евро, группа “Браво” ($20 000) и Верка Сердючка — 40 000—50 000 евро.

“Уже привычное начало вечера: смокинги, вечерние платья, изысканный фуршет… вдруг оборвалось громогласным распоряжением руководства компании о немедленной эвакуации из гламурного места. Впереди всех ждало шоу с переодеванием в аэропорту “Борисполь”, перелет в южную страну, в роскошный отельный комплекс” — так описывалось празднование трехлетия компании Concorde Capital в пресс‑релизе агентства, которое организовывало вечеринку. Веселье тогда сильно затянулось: вместо одной ночи Concorde гулял в Египте почти сутки. Из‑за этого чартерный рейс, на котором сотрудников должны были вернуть на родину, дважды откладывали. Хозяин компании Игорь Мазепа платил неустойку.

Демонстрируя свою щедрость, фирмы рассчитывали вдохновить персонал на трудовой подвиг, говорит директор по странам СНГ рекрутинговой компании World Staff Виталий Михайлов. 2007‑й он вспоминает с ностальгией. Тогда в его агентстве работало 20 человек — больше, чем когда‑либо за семилетнюю историю World Staff в Украине. Во всех сферах ощущался острый кадровый голод, и компании не скупились на гонорары хедхантерам. Особым шиком считалось пригласить из‑за рубежа не только управляющего бизнесом, но и менеджеров среднего звена. Стоили экспаты вдвое дороже отечественных специалистов. Зарплаты все время повышались. По оценке Еrnst & Young, зарплаты в украинских компаниях в 2007 году возросли в среднем на 17%, хотя в начале года собственники планировали 12%‑й рост. По словам управляющего партнера рекрутинговой компании COMILFO Executive Search Ильи Фомина, зарплатные рекорды того времени не побиты до сих пор.

Совладелец девелоперской компании “XXI Век” Лев Парцхаладзе выплатил всем без исключения сотрудникам бонусы на $5 млн, после того как в мае 2008 года капитализация компании достигла $1 млрд. За котировками “XXI Века” на Лондонской бирже следили даже уборщицы — ход торгов транслировался на плазменном экране в центре офиса. На такую щедрость Парцхаладзе вдохновил поступок владельца российской компании “Тройка‑Диалог” Рубена Варданяна. В 2007-м он раздал своим сотрудникам $20 млн после того, как стоимость “Тройки‑Диалог” достигла $1 млрд.

“Все были ориентированы не на контроль издержек, а на увеличение выручки и капитализации, — говорит партнер еще одной рекрутинговой компании, Talent Advisors, Алексей Комличенко. — Не важно сколько мы тратим, важно, сколько мы сто`им”. В те времена даже студента пятого курса непросто было привлечь зарплатой менее $1000. И работодатели платили.

Владелице модного ресторана‑клуба “Тампопо” Маргарите Сичкарь 2007 год запомнился веселыми и щедрыми клиентами, которые могли спустить за ночь $10 000 на шампанское Cristal и морепродукты. Шеф из Италии или Франции стал обязательным условием для любого престижного ресторана. “Удивительно, какие дорогие блюда тогда заказывали, — рассказывает один из них, шеф‑повар из Милана. — Я даже сфотографировался на фоне подноса с гигантскими лобстерами — их заказал один посетитель — и выслал фотографию друзьям в Италию, чтобы они перестали смеяться над тем, что я уехал в страну третьего мира”.

Клиенты были уверены, что деньги никогда не закончатся, говорит Юрий Дебердеев, который уже шесть лет торгует автомобилями марки Land Rover. “Очереди на авто были такими, что ждать по нескольку месяцев приходилось не только машины среднего класса, но и дорогие спорткары ценой в сотни тысяч долларов”, — рассказывает он. Глава наблюдательного совета Правэкс‑Банка, сын мэра Киева Степан Черновецкий 2,5 месяца ждал свой Bugatti за 850 000 евро. Среди постоянных покупателей Mercedes было принято менять машину не реже раза в год. В 2007‑м в Киеве открылись представительства Lexus и Infinity, стали официально продаваться Rolls‑Royce и голландские спорткары Spyker, которые стоят около 400 000 евро. Компания “Випкар” рапортовала о продаже 73 автомобилей Bentley, в 2008‑м “Випкар” успел продать еще больше — 79 авто. Пять из них — раритетные Bentley Continental Diamond Series стоимостью от 260 000 евро. Cпрос на эту роскошную серию был настолько высок, что “Випкару” пришлось договариваться о дополнительной квоте на их ввоз.

Потребительская лихорадка была вызвана не только притоком в Украину легких денег. Причину следует искать в области социальной психологии, отмечает социолог Антон Олейник, профессор канадского университета “Мемориал”. Он ссылается на теорию американского социолога Торстейна Веблена, который ввел понятие “показательного потребления”. По этой теории, при отсутствии другой базы сравнения роскошная сумка или дорогие часы — единственное средство показать, что человек не хуже, а то и лучше соседа, конкурента или партнера. “Выставляя напоказ повышенные материальные возможности, homo postsoveticus демонстрирует свои притязания на власть”, — говорит Олейник.

У стремления покупать все самое дорогое есть и другой мотив — права собственности в Украине не гарантированы, люди предпочитают тратить состояния на удовольствия и роскошную жизнь сегодня, чтобы не отдавать это кому‑то завтра. “Какой смысл инвестировать, — рассуждает Олейник, если в любой момент могут прийти “донецкие” или какие‑то другие — и забрать?”

Екатерина ШАПОВАЛ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.