В распоряжении Forbes оказался список банков-кредиторов группы компаний “Азовобщемаш”. Задолженность только по телу кредита составляет $575,8 млн. Среди кредиторов — Укрэксимбанк, Сбербанк России, ВТБ Банк, Альфа-Банк, Райффайзен Банк Аваль и другие. Всего десять банков.
Чтобы вернуть деньги, кредиторы предлагают разные сценарии — от банкротства с последующим поиском инвесторов до предоставления предприятиям группы “Азовобщемаш” государственных военных заказов. Между тем сам скандал с полмиллиарда долларов проблемного долга предприятий “Азовобщемаша” может являться отголоском международной схемы по выводу капиталов из Украины.
Двоякая ситуация
Почти 10 000 сотрудников группы предприятий, по факту обслуживающих единственный завод “Азовмаш”, впоследствии вошедший в ПАО “Азовобщемаш”, находятся в подвешенном состоянии — есть у них будущее или нет? Вплоть до 2012 года ПАО “Азовобщемаш” был производителем №1 спецвагонов на просторах стран СНГ — цистерн для нефтепродуктов и сжиженного газа, химических растворов; вагонов и полувагонов для угля, железорудного концентрата, химических удобрений, зерна и других насыпных грузов. Но с тех пор ситуация сильно изменилась.
Официальной информации о том, работает ли завод в принципе, сегодня нет. Руководство предприятий и управляющих компаний недоступно. Григорий Дашутин, председатель Федерации работодателей машиностроительной промышленности, также не захотел однозначно ответить на этот вопрос: “Я не могу вам ответить сейчас, так как не смог разобраться в этом вопросе. Там двоякая ситуация”. Как опытный чиновник Дашутин не смог вслух сказать, что с нового года предприятия просто остановлены, хотя люди приходят “попить чай и подмести территорию”.
Источник Forbes в одном из банков-кредиторов подтвердил, что завод не работает. “Мы встречались с директорами в конце 2014 года. За декабрь 2014 года предприятие выпустило 5 вагонов, а нужно выпускать 500 для обслуживания кредитов. Поэтому среди вариантов решения проблемы — менять собственников в пользу банков”.
Если раньше предприятие производило до 2000 цистерн в месяц, то цифра 5 — это вообще ничего. Попытки Forbes дозвониться хоть кому-то из топ-менеджеров этой группы азовских предприятий тоже оказались провальными. Сайт предприятия последний раз обновлялся перед Новым годом, и предпоследним сообщением, датированным 26 декабря 2014 года, является обращение президента управляющей компании “Азовмашинвест холдинг” Тараса Полищука.
Там он сообщает, что кризис возник из-за потери рынка Таможенного союза и фактической неготовности завода к работе в других регионах. Негативное влияние оказали также блокирование возврата налога на прибыль и отсутствие поддержки государства. Отпугивает потенциальных заказчиков и нахождение предприятия в зоне АТО.
“К сожалению, сложившаяся система управления предприятием оказалась не готовой к работе в новых условиях. Не были своевременно приняты меры по сокращению расходов и персонала. Акционерами уже предприняты ряд шагов по привлечению зарубежных и украинских компаний к поиску новых рынков сбыта продукции вагоностроения, реструктуризации бизнеса, кредитов, привлечению инвесторов. Ведутся переговоры с правительством Украины по получению госзаказов на грузовые вагоны и возврат переплаты по налогу на прибыль”, — вещает Тарас Полищук.
Переплата налога на прибыль по группе составляет порядка 400 млн гривен, но даже их возврат не спасет группу от кредитного кризиса. А получение оборонного заказа напрямую зависит от решения проблемы задолженности по кредитам.
Завод с секретом
Обвал производства на предприятии, замкнутом фактически на одну страну — Российскую Федерацию, произошел еще три года назад. “Зимой 2012 года вдруг началась череда аварий на российских железных дорогах. Ломались вагонные рамы, перевозившие цистерны с нефтепродуктами, в том числе это были рамы, отлитые на мариупольском ЧАО “Азовэлектросталь”, подконтрольном “Азовмашинвест холдинг”, — вспоминает Алексей Андрейченко, аналитик компании Art Capital.
Тогда были приостановлены сертификаты производства рам на “Азовэлектростали”, а после этого на какое-то время и сертификаты на производство цистерн “Азовобщемаша”. То есть группе было запрещено практически все производство. “В конце концов было установлено, что цистерны неправильно использовались, российские операторы железнодорожного рынка лили нефть и более тяжелые нефтепродукты в цистерны для бензина. Объем тот же, но вес значительно больше, это и привело к авариям”, — поясняет Алексей Андрейченко.
В апреле 2012 года запрет на использование мариупольских цистерн в России был снят, но российские железнодорожные чиновники сделали два предупреждения своим операторам: первое публичное, что цистерны нужно использовать по назначению, а второе на полуофициальном уровне — постепенно сокращать использование украинских, азовмашевских цистерн.
Для предприятия, в котором доля производства цистерн для России составляет 75-78%, вытеснение с российского рынка подобно смерти. Информация о возможной скорой потере рынка была совсем не закрытой, но, тем не менее, банки, к которым в то время предприятие обратилось за кредитами, на нее почему-то не обратили внимания.
В 2012-м группа компаний “Азовмашинвест холдинг” продержалась. Более того, в 2013 году — тоже. “В 2013 году они произвели продукции на 6,1 млрд гривен, из них вагонов — на 5,5 млрд гривен. То есть в их выручке 90% составляют полувагоны и вагоны”, — констатирует Роман Тополюк, старший аналитик компании Concorde Capital. Однако банки этой динамики уже не почувствовали.
“Мы были в долгих переговорах с “Азовмашем” с марта 2013 года. Уже с августа 2013-го предприятие ушло в полный дефолт. Ничем позитивным эти переговоры не закончились — поэтому мы подали иски в суд. Каковы перспективы предприятия на сегодняшний день, по нашему мнению? Мы видим возможный уход в банкротство и поиск инвесторов, если восток Украины перестанет воевать. Банкротство — это один из выходов для предприятия. У предприятия валютные долги, рассчитаться по которым сегодня — огромная проблема”, — разъясняет Елена Мельникова, начальник управления по урегулированию корпоративных кредитов ОТП Банка.
Отметим, что ряд кредиторов уже давно сформировали 100% резервов под долги предприятия.
Дорогие кредиторы
Начиная с 2012 года, почти все рынки группы компаний “Азовобщемаш” в России и странах СНГ занял российский “Уралвагонзавод”. Раньше он был на втором месте по производству цистерн, а сейчас уже уверенно занимает первое с долей рынка 70-80%. Есть и другие, более мелкие производители российские, например, “Россельмаш”, но это игроки на порядок меньшего уровня.
Попытки предприятия продержаться на сопутствующем производстве — тяжелые станки для металлургии и промышленные краны — результатов не дают. “Тяжелое оборудование для металлургии — это длинный цикл производства, трудоемкая продукция, высокая конкуренция. А качество у них не очень хорошее, потому это проблемное направление. Ну, и подход менеджмента предприятий своеобразный — они на всем экономили, особо никакими улучшениями не занимались, кроме того, там были большие кредиты, взятые давным-давно при поддержке Юрия Иванющенко”, — указывает Роман Тополюк.
Каким образом предприятие в сложившейся ситуации получило кредиты на более чем полмиллиарда долларов, и каким образом банки давали эти кредиты — опрошенные Forbes эксперты и банки не могут прокомментировать. Однако отмечают, что все эти кредиты выданы под залог имущества предприятий и их непрофильных активов. И не исключено, что эти активы перезаложены не один раз.
Журналисты Forbes узнали, что, например, в залоге у Альфа-Банка за $65 млн находится производственное оборудование и производственные цеха ЧАО “Азовэлектросталь”, их подвижной состав, “Ледовый комплекс”, и даже права на контракты с Россией и Казахстаном, которые, впрочем, не были выполнены. Такая практика залогов применяется крупными предприятиями Украины уже давно.
Пул банков
Среди сценариев по спасению предприятия — в том числе выделение военных заказов, которое могло бы в непростое время поддержать предприятие. “Завод “Азовмаш” можно оздоровить, только проведя процедуру банкротства предприятия. Это единственный и разумный способ скорейшего решения проблем предприятия, в том числе социальных, возможности получения новых перспективных заказов в будущем. Банкротство, очистка предприятия, после чего смена собственника, которым может выступить либо государство, либо группа кредиторов”, — предлагает Александр Луканов, президент Альфа-Банка Украина.
Этот банк судится с акционерами “Азовмаша” и в Украине, и на Кипре. Также иски против компаний Иванющенко подали ОТП Банк, свои права пытается отстаивать ПУМБ. У большинства же банков комментариев вокруг событий с “Азовмашем” нет — так как, по объяснению банкиров, ситуация “безнадежная”.
“Банкротство — это возможный вариант, но только если собственник согласится отдать активы, которые там есть. Это не такая страшная процедура, как может показаться, просто кому-то надо будет списать убытки, скорее всего — банку-кредитору. Ну, и собственник, естественно, лишится своей собственности. Здесь слишком много “если”, — отмечает Роман Тополюк. Но вот как раз собственник не особо спешит что-то отдавать.
“Мы вели переговоры с руководством предприятия “Азовэлектросталь” с апреля прошлого года, при этом регулярно предоставляя отсрочки по погашению. Однако руководство предприятия неоднократно нарушало договоренности, не предлагало никаких конструктивных путей выхода из сложившейся ситуации. Мы также неоднократно пытались связаться с собственниками “Азовэлектростали”, чтобы решить этот вопрос. Однако собственники с весны не выходят на связь”, — комментирует Константин Школяренко, заместитель председателя правления ПУМБ.
Ситуация с “Азовобщемашем” стала актуальной потому, что уже с октября 2014 года местная власть Мариуполя пытается начать процедуру банкротства предприятия, а руководство заводов холдинга усиленно сопротивляется и взывает к государству. Мол, когда-то правительство обещало начать госпрограмму замены вагонного парка “Укрзализныци” и разместить оборонный заказ — “Азовмаш”, помимо цистерн, может делать танки “Оплот”.
Однако государство не спешит размещать на этих предприятиях госзаказы. И главной причиной является задолженность по кредитам: на сегодня фактически неизвестно, кто же собственник производственного имущества? В любой момент банки могут по суду разобрать себе отдельные цеха общего производственного комплекса, и процесс прервется. А еще банки могут потребовать погашения просроченных кредитов от государства в обмен на то, что они вернут в производственный цикл залоговые цеха.
Поэтому пока банки не договорятся с собственниками группы компаний “Азовобщемаш”, о производстве говорить не приходится. Впрочем, не менее интересным является и вопрос, каким образом этот пул банков с прекрасным риск-менеджментом оказался впутанным в ситуацию с невозвратом $575,8 млн? Эта сумма — только тело кредита. Однако комитета кредиторов нет — переговоры банки ведут по отдельности.
Еще в 2013 году “Азовмаш” получил два стабилизационных кредита по финансированию контрактов — от Альфа-Банка Украина и Сбербанка России. По информации Forbes, речь шла о кредитных лимитах в размере $20 млн. Но после перекрытия рынка торговли с РФ оказалось, что никаких возможностей для возврата средств нет. Ситуация же, по мнению опрошенных Forbes экспертов, может напоминать события вокруг агрохолдинга “Мрия”.
Маргарита ОРМОЦАДЗЕ, Инна КОВАЛЬ
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
17:00 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.