Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Жертвы газовой войны

[15:55 11 ноября 2019 года ] [ НВ Бизнес, 8 ноября 2019 ]

Почему производство труб для нефте- и газопроводов в Украине не интересно крупным холдингам?

Сокращение экспорта, война на Донбассе и угроза потери транзита газа — причины по которым большой бизнес не хочет выпускать трубы большого диаметра. Это дает возможность малым производителям.

Январь 2020 года может стать ключевым месяцем в судьбе украинской газотранспортной системы (ГТС). Россия либо продолжит транзит газа территорией Украины, либо полностью перекинет объемы транспортировки голубого топлива на магистральные газопроводы, расположенные за пределами нашей страны.

В любом случае перед руководством компаний, отвечающих за тысячи километров газопроводов, останется вопрос их обслуживания и модернизации. В частности, замены изношенных труб большого диаметра (ТБД). Но эти заказы уже не будут интересны крупным промышленным группам вроде Метинвеста Рината Ахметова и Вадима Новинского или Интерпайпа Виктора Пинчука.

НВ Бизнес выяснял какие украинские компании и в каких объемах сегодня закупают такую продукцию. И кто может стать ее основным поставщиком.

Что такое ТБД

Трубы большого диаметра — это сварные трубы, которые производятся из плоского стального проката.

В информационном агентстве Металл Эксперт” (Днепр) пояснили НВ Бизнес, что рынок ТБД можно разделить на три больших сегмента. Первый — магистральный трубопроводный транспорт. “Это трубы диаметром от 720 мм до 1420 мм. К ним относится сеть существующих трубопроводов высокого давления, которыми управляют компании Укртранснафта и Укртрансгаз. Здесь самые высокие требования к продукту”, — рассказывает Олег Колот, аналитик трубного рынка агентства Металл Эксперт”.

Второй сегмент — трубопроводы низкого давления, в которых используются сварные трубы диаметром от 530 мм до 1020 мм. Это, например, распределительные газопроводы, в которых давление не превышает 15 Атм.

Третий сегмент — это теплоэнергетика (паропроводы и др.).

Отдельно стоит упомянуть о сварных трубах большого диаметра, которые используются в строительстве в качестве опор, свай. А также в промышленности, например, для транспортировки железорудного сырья на горно-обогатительных комбинатах.

Главный потребитель

В Украине уже давно не строили новых магистральных трубопроводов. Однако по территории нашей страны проходит несколько крупных артерий для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, которые нужно ремонтировать и модернизировать.

Газотранспортной сетью сегодня управляет Укртрансгаз” (УТГ), нефтяной — “Укртранснафта” (УТН). Обе компании — “дочки” НАК Нафтогаз Украина”. Со следующего года начнет работать новый оператор ГТС, который будет подчиняться Министерству финансов Украины. Нефтепродукты, а точнее дизельное топливо, поставляется в Украину по трубе, принадлежащей частному ООО Прикарпатзахідтранс”.

Длина трубопровода Прикарпатзахідтранс” превышает 820 км. В управлении УТН, которая была создана в 2001 году на базе ГАО Магистральные нефтепроводы Дружба” и ГАО Приднепровские магистральные нефтепроводы”, нефтепроводы общей длиной (в одну нитку) 4757 км диаметром до 1220 мм. Общая длина газопроводов УТГ — 39,93 тыс. км, в том числе 22,2 тыс. км — магистральных.

Все эти компании сегодня не ведут нового строительства, закупают трубы только для ремонтов.

Харцызский ТЗ мог производить до 1 млн ТБД в год / Фото: Метинвест

Производитель

Крупнейшим украинским производителем труб большого диаметра для магистральных газопроводов долгие годы был Харцызский трубный завод (ХТЗ, Донецкая область). С начала 2000-х годов он принадлежал бизнесмену Ринату Ахметову. Здесь из плоского проката украинских меткомбинатов могли ежегодно производить до 1 млн тонн ТБД, которые использовались на всем постсоветском пространстве.

В 1990-х годах основным потребителем ХТЗ были нефтяники и газовики Российской Федерации. Однако в середине 2000-х наши северные соседи приняли решение о строительстве собственных мощностей по производству труб для магистральных газопроводов: от плоского проката до ТБД. К началу 2010-х Харцызск полностью лишился российских заказов. Но это было еще не самое главное испытание для предприятия.

В 2014 году ХТЗ оказался на оккупированной части Донецкой области. А весной 2017-го после начала транспортной блокады отдельных регионов Донбасса, был национализирован” властями непризнанной ДНР”. Группа Метинвест заявила о потере контроля над активами завода. По некоторым данным предприятие сейчас выпускает небольшие объемы труб, но на территорию Украины они не поступают.

Еще одним заметным поставщиком сварных труб большого диаметра на постсоветский рынок ранее был Новомосковский ТЗ (Днепропетровская обл.) промышленной группы Интерпайп” (Днепр). Однако сейчас его оборудование по производству ТБД законсервировано, возобновлять их выпуск здесь пока не планируют. “Мы не рассматриваем себя участниками рынка ТБД. Что касается возможностей нашей линии, то она производит специфический типоразмер, мало востребованный на внутреннем рынке — это трубы диаметром 1020 мм. Раньше большие объемы отгружали в Туркменистан, но сейчас там проблемы с финансированием”, — рассказал в этом году журналу Металл-Курьер” Денис Морозов, директор по экономике и финансам Интерпайп.

В комментарии НВ Бизнес он добавил, что на рынке ТБД самая ходовая труба — это диаметр 1420 мм. “Наш цех такого не делал никогда”, — сказал Морозов, уточнив, что Интерпайпу” интересны сегменты, которые могут обеспечить большой спрос.

Возможно, потому что крупные игроки не идут в эту нишу, в последние годы в Украине начали появляться малые производители труб большого диаметра. Среди них ООО ЗСП” (Днепр), ООО Укрспецконструкция” (Кривой Рог), группа компаний Паритет” (Днепр, сейчас развивает бренд Украинский трубный завод”) и некоторые другие. По данным Металл Эксперт” сейчас в Украине 5 таких заводов, три из которых расположены в Днепре. Почти все они концентрируются на выпуске труб для ЖКХ и промышленности. Исключение — “ЗСП”, который начал выполнять заказы для ремонта нефте- и газопроводов.

Сколько труб производят эти заводы? Однозначного ответа нет. В Группе Метинвест, которая является единственным в Украине производителем плоского проката, не смогли ответить НВ Бизнес об объеме поставок листа в адрес трубных компаний. По их словам, один и тот же вид плоского проката может использоваться не только для ТБД, но и для другой продукции.

Плоский прокат для сварных труб производят в Украине / Фото: Артем Ильин / НВ

Также на украинском рынке присутствует импорт. Основные поставщики — заводы Румынии, Турции и России.

По данным Металл Эксперт”, в 2016—2018 гг. в Украину было завезено 3159 тонн ТБД для магистральных газопроводов высокого давления.

Импорт труб большого диаметра в Украину / Фото: НВ Бизнес

Объемы рынка

По словам Дениса Морозова, общая потребность украинского рынка в трубах большого диаметра для магистральных трубопроводов сейчас составляет несколько тысяч тонн в год.

Для сравнения, в США и России ежегодно потребляется 1−1,5 млн тонн и 2,5 млн тонн ТБД, соответственно.

В Укртрансгазе рассказали НВ Бизнес, что в 2017—2019 гг. они приобрели 4225 тонн труб большого диаметра. Потребность на 2020 год составляет 1630 тонн. Компания преимущественно закупает трубы диаметром 530 мм и 1020 мм, которые используются для ремонтов.

Рынок труб в Украине — узкоспециализированный. На нем присутствует небольшое количество поставщиков. „Укртрансгаз“ старается привлечь к торгам всех украинских поставщиков труб, а также иностранных поставщиков. Все закупки труб для УТГ происходят через платформу открытых торгов Prozorro”, — рассказали в пресс-службе УТГ, не назвав производителей этих труб.

В “Укртранснафте” не ответили на запрос НВ Бизнес. Однако в системе Prozorro есть несколько тендеров компании по закупке ТБД. Так, в ноябре 2018 года УТН закупила трубы на 566 млн грн. Победителями стали Интерпайп”, “ЗСП” и ТД “Тубоизолкомплект”, которое поставляет продукцию турецкого производителя Umran Celik Boru Sanayii A.S.

Также проводит ремонтные работы Прикарпатзахідтранс”. По данным НВ Бизнес, компания закупает для этих работ импортные трубы.

При выборе поставщика труб в УТГ обращают внимание на такие параметры, как класс прочности, марка стали, наличие антикоррозионного покрытия и время гидравлического испытания.

Олег Колот добавляет, что производители труб, которые используются в трубопроводах высокого давления, в обязательном порядке должны обеспечить операцию экспандирования, во время которой происходит упрочнение труб и придание им правильной формы. В Украине такой производственный этап был только на ХТЗ.

Все это ведет к тому, что наибольший спрос сейчас обеспечивают другие рыночные сегменты. “Наш основной потребитель — это ГОКи, где по трубам большого диаметра транспортируется железорудное сырье в виде пульпы. Также мы поставляем трубы для ЖКХ (тепловые сети, водопроводы и канализация) и промышленным предприятиям Украины. Но магистральные нефте- и газопроводы — это самый желанный сегмент для всех трубников”, — рассказывает Сергей Митусов, генеральный директор ЗСП”, который в нынешнем году выполнил первый заказ для Укртранснафты”.

Генеральный директор ООО ЗСП Сергей Митусов показывает готовые трубы большого диаметра / Фото: Артем Ильин / НВ

Перспективы потребления

Будет ли расти спрос на трубы большого диаметра в Украине? Нефтепроводы и нефтепродуктопровод скорее всего будут работать в текущем формате. Главный ограничивающий фактор для модернизации магистральных газопроводов — это перспективы развития украинской газотранспортной системы в целом. Ведь они были весьма туманными и без сложностей с “Газпромом”.

Кроме того, за последние годы существенно изменился подход к определению срока службы магистральных газо- и нефтепроводов. “Формально есть сроки работы трубопроводов, после окончания которых требовалась замена. Гарантийный — 15 лет. Предельный — 30 лет. Но сейчас система работает иначе. Например, есть диагностическое оборудование, которое позволяет дистанционно изучить состояние трубопроводов. В газопроводах нет агрессивной среды, которая могла бы привести к интенсивной коррозии. Поэтому срок службы после такой диагностики часто продлевается, например, на 10 лет”, — поясняет Олег Колот из “Металл Эксперт”.

Но не только это ограничивает спрос на ТБД в Украине. А, следовательно, и инвестиции в их производство.

В Украине сегодня нет концепции ремонта газотранспортной системы. Поэтому инвестировать в развитие производства ТБД пока не имеет смысла. Если будет спрос в десятки тысяч тонн несколько лет подряд, то мы будем готовы посчитать бизнес-план и начать инвестиции”, — резюмирует Денис Морозов из “Интерпайп”.

А если исчезнет транзит газа, то возникает более сложный вопрос: модернизировать или демонтировать существующие газопроводы. Скорее всего, что начнется оптимизация украинской ГТС. Тем более, что ее оператор с нового года будет подчиняться Министерству финансов Украины, которое не любит тратить лишние деньги.

Спрос на ТБД также сократится. И обеспечивать его будут импортеры и малые украинские производители.

Артём ИЛЬИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.