Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Гендиректор “Датагруп”: Сейчас главное для оператора — собственная сеть, а не число абонентов

[11:47 17 декабря 2010 года ] [ Дело, № 175, 17 декабря 2010 ]

Компания “Датагруп” стала одним из главных ньюсмейкеров на телекоммуникационном рынке в уходящем году. В период кризиса она активно покупала небольших региональных операторов связи.

О планах развития компании и ожиданиях от рынка фиксированной связи и широкополосного доступа в интернет в интервью “Делу” рассказал генеральный директор компании Александр Данченко

- В середине ноября компания “Датагруп” приобрела три небольших интернет-провайдера в Харькове, Виннице и Ривне. Почему вы заинтересовались такими, прямо скажем, мелкими компаниями?

— В рамках нашей стратегии мы развиваемся в двух направлениях — посредством органического роста и покупки других компаний. Выбор пал на эти фирмы с небольшим количеством абонентов из-за их хорошей инфраструктуры. Нас интересовала не столько абонентская база этих компаний, ведь новых клиентов при желании можно достаточно оперативно привлечь в сеть, сколько возможность сэкономить время на развитии (строительство сети — достаточно трудоемкий процесс) в этих регионах.

- То есть эти компании выбирались из расчета усиления в конкретных регионах?

— Да. У нас есть необходимость постоянно инвестировать в развитие, и три этих региона для нас входят в список приоритетных. Все очень просто. Есть стоимость строительства собственной сети, а есть стоимость покупки готовой компании. И если второй вариант выгоднее, мы просто экономим время на развитии.

- Как вы в последнее время оцениваете стоимость приобретаемых компаний?

— Методика оценки компаний из расчета стоимости одного абонента уже давно перестала быть актуальной. Она еще живет в головах некоторых менеджеров компаний, которые хотели продаться до кризиса, но не смогли этого сделать. “Датагруп” использует два подхода в оценке компаний. Первый — это стоимость инфраструктуры, если нас интересует инфраструктура, к которой добавляется дополнительная премия за время. Например, если нам нужно построить сеть в определенном городе, то это стоит определенное количество денег и требует столько-то времени, что также может быть оценено в деньгах. Многие владельцы компаний уже соглашаются на такой подход, так как они развивались на кредитные деньги, которые нужно отдавать. Нам очень легко оценить стоимость компании по этому показателю, ведь мы являемся стратегическим профильным инвестором.

- В чем особенность второго подхода?

— Он применим к работающим активам, то есть компаниям с полноценной абонентской базой. Его можно назвать классическим финансовым расчетом. Основной вопрос для покупателя: сколько компания приносит денег? Мы оцениваем это по показателю EBITDA (объем денег до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений). Дальше мы договариваемся о величине мультипликатора, которая зависит от того, что это за регион, позиций компаний на рынке, прозрачности ее структуры и других факторов. Базовый среднерыночный мультипликатор для малых компаний сегодня составляет 4-4,5 EBITDA, тогда как для ведущих компаний в каждом из сегментов телекоммуникационного рынка он может достигать 8-10. В то же время ранее на рынке практиковались такие “дутые” методы, как например, определение количества годовых оборотов компании. Первый подход мы используем в случаях с операторами, у которых уже есть сеть с достаточным покрытием, но они не успели набрать абонентов. Для нас в этом смысле точка в 5 тыс. абонентов является своеобразным рубежом между компаниями первого и второго типа.

- До конца года вы планируете довести количество абонентов до 65 тыс. (сейчас их около 45 тыс.). За счет чего планируете добиться такого существенного роста?

— В прошлом году мы активно строили собственную сеть и недавно вывели на рынок свой бренд для массового рынка, то есть у нас происходит достаточно активный рост в нашей действующей сети. В результате, с июня по октябрь количество абонентов выросло в два раза. В этом году мы вкладывали ежемесячно примерно по $1 млн. в рынок широкополосного доступа в Интернет. В целом до конца года в развитие в этом сегменте вложим около 20 млн., считая покупки. В данный момент у нас несколько сделок находятся в процессе, но завершить их планируется уже в 2011-м. Всего же в следующем году предполагаем инвестировать в развитие сети минимум 50 млн. грн.

- В этом году вы привлекли портфельную инвестицию от фонда Horizon Capital. Довольны ли результатами партнерства?

— Наше сотрудничество оправдывает себя. Компания получила очень серьезный импульс для развития. С июня и по данный период во всех видах бизнеса, в которых мы работаем, наблюдается существенный рост. Эти результаты будут очень хорошо видны в следующем году, потому что в нем мы сконцентрируемся на развитии. В этом же году планируем перешагнуть черту в 500 млн. грн. дохода. В то же время ожидаем роста этого показателя в следующем году более чем на 20%. Если посмотреть на остальной рынок, то это сумасшедший рост.

- А каким именно образом планируете развиваться?

— В первую очередь речь идет о продолжении регионального развития. Собираемся идти в регионы, конкуренция в которых самая слабая. Города-милионники не являются приоритетом для нас. В них, конечно, мы тоже работаем, но действуем в рамках существующего рынка и не прилагая особых усилий. Так как на количество потраченных здесь денег и усилий прибыль и количество абонентов намного меньше, чем в городах поменьше. Гораздо больше нас интересуют города с населением от 100 тыс. до 500 тыс. Например, мы активно развиваемся в Луцке и Ковеле.

- Удастся ли рынку Интернета в ближайшее время стабилизироваться и отказаться от ценовых войн?

— Я уверен, что ситуация с тарифами стабилизируется. Так как крупные операторы уже понимают, что дальше демпинговать нельзя. Денег на рынке нет, а их нужно откуда-то брать. Операторы чуть поменьше, и в первую очередь их собственники, также начинают это понимать. Рассказы менеджмента о том, что деньги не важны, давайте гнаться за количеством абонентов, давно несостоятельны. Крупные операторы имеют сертифицированный биллинг и показывают реальное количество абонентов. Что касается операторов поменьше, зачастую они показывают не реальных абонентов, а учетные записи в системе — это “мертвые души” или давно отключившиеся абоненты.

Операторы уже понимают, что гонка за абонентами посредством демпинга — это плохо. Раньше некоторые компании даже платили своим абонентам за подключение. Яркий пример — 500 грн., которые выплачивал новым абонентам один крупный региональный провайдер. Но их собственники уже начинают спрашивать: “Ребята, а где деньги?” Им нужно начинать думать о зарабатывании денег, и продолжать работать в том же духе они не будут. Также они не будут смотреть на тарифную политику мелких игроков — домашних сетей, а собираются реализовывать собственную тарифную политику. Сейчас операторы не замечают домашних сетей, а через 1,5-2 года не будут замечать кабельных операторов, которые в данный момент прилагают максимум усилий для того, чтобы продаться.

- Какие сегменты телеком-рынка видятся вам наиболее перспективными в следующем году?

— Все забывают о фиксированной телефонии, ее уже практически многие списали со счетов. Но только у “Датагруп” около 104 тыс. абонентов фиксированной связи. Это неправильно, ведь она растет и развивается, особенно в корпоративном сегменте. Увеличивается потребление конвергентных услуг, конференц-связи и так далее. Что касается среднего дохода с одного абонента по услуге Интернет, надеюсь, что этот показатель стабилизируется. Расти в ближайшее время он точно не будет. Так как это возможно только при условии бурного роста направления дополнительных услуг, которое не стоит ждать еще в течение минимум нескольких лет.

- Улучшится ли в ближайшее время ситуация с работой нелегальных провайдеров и домашних сетей на рынке Интернета?

— Ситуация уже поменялась после недавнего решения НКРС, в результате которого легально работающие компании однозначно получили инструмент защиты своего бизнеса. Следующим шагом должна быть легализация внутрисетевого контента. Хотя, конечно, это гораздо более сложная и глобальная проблема. Фактически старые механизмы регулирования рынка контента уже не работают. Производители оборудования активно борются с пиратством, но и одновременно неосознанно способствуют распространению контента между пользователями напрямую.

Станислав ЯБЛОНСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.