Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Железнодорожное качество

[08:36 03 ноября 2012 года ] [ Газета 2000, №43, 2 — 8 ноября 2012 ]

Работники железнодорожного транспорта Украины 4 ноября отмечают свой профессиональный праздник — День железнодорожника. Именно в этот день еще в 1861 г. во Львов прибыл первый поезд “Ярослав”, соединивший Вену, Краков, Перемышль и столицу Галичины.

История

В бытность Советского Союза День железнодорожника был привязан к дате, уходящей корнями еще во времена Российской империи: там праздник стали отмечать в 1896 г., в первое воскресенье августа. Торжество было приурочено ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. В период его правления построены прогулочная железная дорога в Царское Село и первая железнодорожная магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы.

После распада СССР в Украине, как и во всех других странах СНГ, День железнодорожника продолжали праздновать в августе. Но после назначения в 2000 г. генеральным директором “Укрзалiзницi” Георгия Кирпы (он же был и министром транспорта), который долгое время работал на Львовской железной дороге, президенту страны было внесено предложение о праздновании украинского Дня железнодорожника 4ноября.

Предложение было принято 11 декабря 2002 г. соответствующим указом. Хотя, конечно, если говорить о дате 4 ноября, то тут есть некоторая натяжка — Львов в упомянутые времена, то есть в 1861 г., находился на территории Австро-Венгерской империи. Кстати, сейчас в рядах железнодорожников нет единства, когда отмечать свой профессиональный праздник. Многие, особенно ветераны, просят перенести его обратно, на август. Чтобы отмечать День железнодорожника вместе с коллегами из стран бывшего Советского Союза.

Но, надо отметить, что мы все-таки не совсем остались в стороне от торжеств российских или белорусских работников железной дороги. 26 февраля 2004 г. в Киеве состоялась 1-я конференция Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины. И на ней было принято решение отмечать в первое воскресенье августа День профсоюза украинских железнодорожников.

Так что сейчас на “Укрзалiзницi” по сути два официальных профессиональных праздника.

У наших железнодорожников достаточно много качеств, которые было бы полезно перенять всем украинцам. В чем я убедился, пообщавшись накануне Дня железнодорожника с некоторыми представителями этой многогранной профессии.

Проводник

На выходные, а на эти дни в город, куда еще 151 год назад прибыл поезд “Ярослав”, традиционно из Киева едет очень много желающих полюбоваться тамошними достопримечательностями. Ехал недавно и я.

Познакомился с проводником. Зовут Геннадий, родом с Ивано-Франковщины, из небольшого села. Более коммуникабельного человека я наверное, в жизни не встречал. Для проводника это одно из самых главных качеств. Угрюмые и неразговорчивые люди на такой работе долго не задерживаются. Заснул я, наверное, часа в два ночи — все беседовали. Гена поведал мне, кто такие вуйко и стрийко, чем гуцулы отличаются от остальных и вообще рассказал массу интересных историй из жизни своего края.

По словам проводника, на железной дороге не обойтись и без таких качеств, как трудоспособность и самоотдача. Кстати, у всех железнодорожников со временем появляется такое качество, как чрезвычайная пунктуальность.

Вот проводник, например, никогда не скажет вам: “Станция такая-то будет часа в два”. Или — “в два часа”. Нет, он скажет: “Прибываем в 14.02”. Можете сами проверить. Без пунктуальности на железной дороге никуда. Все расписано буквально по минутам. А иногда — по секундам.

Мастер

Елена, работающая мастером в депо на станции Иловайск, — представитель трудовой династии железнодорожников. Дед Иван Кузьмин в годы Великой Отечественной войны водил паровозы. Отец Александр Иванович всю жизнь проработал на дистанции пути (структурное подразделение железной дороги, задача которого — текущее содержание пути, сооружений и земляного полотна) станции Сентяновка. Муж Иван — машинист-инструктор. Дочь перевелась на заочное отделение Восточноукраинского национального университета (специальность “Организация перевозок и управления на железнодорожном транспорте”) и работает проводником.

Когда в январе 2006 г. в Алчевске произошел порыв теплотрассы и в результате аварии остались без тепла 677 жилых домов, в которых проживали более 71 тыс. человек (а температура на улице была минус 35°С), Донецкая железная дорога отправила на помощь терпящему бедствие городу ремонтные подразделения от каждого депо.

Елена была единственной женщиной среди мастеров ремонтных бригад. Награждена знаком “Железнодорожная слава” и почетной грамотой, ей были посвящены многочисленные газетные публикации и телевизионные сюжеты.

— Какими качествами должен обладать железнодорожник? — смущается Елена. — Взаимовыручка, конечно, умение работать в команде... Какие черты помогают лично мне в моей работе? Уверенность в том, что делаешь, которая приходит со знанием и практическим опытом, и умение брать ответственность на себя.

— Ну, какие-то особенные качества? Все-таки наверное тяжело работать женщине в мужском коллективе начальником...

Елена скромно улыбается. Скромность, неумение хвастаться, убеждение в том, что люди сами все увидят и оценят, — это тоже качество, присущее настоящим железнодорожникам.

— Решительность, высокая скорость принятия решений, хладнокровие, — приходит на помощь супруге Иван.

Инженер

Юлий Деев пришел на железную дорогу простым рабочим. Затем — освобожденный бригадир, мастер, прораб. Сейчас он — главный инженер строительно-монтажного эксплуатационного управления станции Люботин.

— Главное — твердость характера, — говорит 35-летний Юлий, рассказывая о необходимых, по его мнению, качествах железнодорожника. — Очень помогает в ежедневной рутинной работе, когда уже руки опускаются. Целеустремленность: умение ставить перед собой задачу и ее достигать.

Насчет рутинной работы Юлий немного лукавит. Не такая она у него и рутинная. Бумажная волокита, конечно, есть — куда же без нее главному инженеру. Но каждый день — выезды на объекты, общение с трудовым коллективом, принятие оперативных решений, “разруливание” непростых ситуаций.

— Очень важная черта — коммуникабельность, — продолжает главный инженер. — И еще, не знаю, как бы это правильно назвать... Искренность, наверное. Нужно уметь быть своим и для простых рабочих, и для высокого начальства. И терпеливость необходима. Вот был случай. Когда я еще работал прорабом, улучшали мы санитарно-бытовые условия для рабочих и сотрудников участка пути в Коломаке. То есть нужно было привести в порядок домик, где находится дежурка, столовая, красный уголок, душ-санузел. Когда мы туда приехали, я увидел руины. А сроку на все про все дали ровно один месяц. Взрывоопасная ситуация. Начальство кричит, подгоняет, 20 человек бригады тоже очень нервничают. И я между ними, как барьер, гасил негативную энергию.

Бригада успела вовремя. Приезжал с инспекцией начальник Южной железной дороги Виктор Остапчук, говорят, прямо лицом просветлел: могут же! О ребятах писали в газете “Южная магистраль”.

Умение укладываться в график, казалось бы, даже самый нереальный — очень важная черта железнодорожников.

Машинист

Машинист-инструктор локомотивного депо станции Киев-Пассажирский, 40-летний Вячеслав Гордейчук, заболел железнодорожным транспортом в пятом классе. После того, как к ним в школу пришел инструктор с детской железной дороги, Славик стал полноправным сотрудником ДЖД.

Учеба в Киевском техникуме железнодорожного транспорта была прервана на два года — Вячеслав служил в железнодорожных войсках, в Архангельской области возле космодрома Плесецк (“возили все, вплоть до стартовых комплексов”, признается он).

В 1995 г. Вячеслав Гордейчук стал работать помощником машиниста без права управления. Но через три года поступил в школу машинистов и в 2000 г. получил 4-й класс. В 2008-м получил на погоны третью звездочку, означающую высшую степень мастерства: машинист-инструктор.

Вячеслава “Укрзалізниця” привлекает для выполнения самых ответственных заданий. Именно он проверял готовность отечественных железнодорожных путей к приему поездов Hyundai. А затем лично пилотировал их первые рейсы в города, принимавшие Евро-2012.

— Что самое сложное в вашей работе?

— Ночь. Ведь работа в основном построена так, чтобы привезти пассажиров в пункт назначения утром. Сначала очень трудно привыкнуть не спать. А потом... У нас отпуск 45суток. И первую неделю ночью ты не можешь заснуть: организм отвык. Чувствуешь себя, как сова. С дневными поездами, конечно, теперь проще: тут график машиниста — в соответствии с природой. А самое страшное в работе — это проехать на красный свет. Такие кошмары снятся всем без исключения машинистам.

— Какие качества в первую очередь необходимы машинисту?

— Нужны железные нервы. Хладнокровие, умение сконцентрироваться, спокойствие.

— Можете привести случай, когда эти качества помогли именно вам?

— Ой, так сразу и не вспомнишь, — несколько смущается Вячеслав.

— Ну тогда какую-нибудь байку, веселую историю.

— Да ну... Байки в своей среде можно рассказывать, а так — зачем?

Корпоративная этика — это очень важно.

— А что это, кстати, за штурвал?

На стене в кабине машиниста действительно штурвал. Очень похожий на морской.

— О, мы молодым помощникам машинистов рассказываем, что это для поворота колесных пар, вроде руля, — смеется Вячеслав. — В старых локомотивах такие штурвалы располагались горизонтально и были похожи на автомобильные рули еще больше. Но на самом деле это штурвал для торможения.

Чувство юмора — неотъемлемая черта характера настоящего железнодорожника. Без нее в такой профессии сложно.

В состав “Укрзалізницi” входит 6 железных дорог: Донецкая, Львовская, Одесская, Приднепровская, Южная и Юго-западная. 21,7 тыс. км. железнодорожных путей обслуживают около 385 тыс. работников. Ежегодно с почти 1,5 тыс. станций отправляются в путь порядка 500 миллионов пассажиров. Каждый год порядка 132,5 тыс. грузовых вагонов перевозят более 400 млн. тонн грузов. (В прошлом году перевезено 468,3 млн. т.). По объемам грузовых перевозок железные дороги Украины занимают 4 место на Евроазиатском континенте, уступая только Китаю, России и Индии. Через территорию нашей страны проходят три железнодорожных международных транспортных коридора.

Андрей КУЗЬМИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.