После того, как оказалось, что в графике Международного валютного фонда до 3 февраля вопрос выделения Киеву четвертого транша кредита МВФ отсутствует, в обществе задались вопросом, а получит ли вообще Украина эти деньги?
Перспективы выдачи очередного миллиарда оценивала “Страна”.
“Или министр финансов перепутал Украину с Сомали, или МВФ”
Всего две недели назад министр финансов Александр Данилюк сообщил, что поступление очередного транша от МВФ по программе расширенного финансирования возможно в начале февраля. Однако, оказалось, что в графике заседаний Совета директоров Международного валютного фонда на конец января-начало февраля в принципе нет вопроса о предоставлении Украине четвертого транша. Соответствующий календарный план заседаний Совета директоров МВФ обнародован на сайте фонда.
Согласно документу, будет рассмотрено сотрудничество фонда с Индией, Индонезией, Мьянмой, Кенией, Антигуа и Барбуда, Испанией, Лаосом, Сомали и Австралией. Украины в этом списке нет.
“Одно из двух, то ли министр финансов перепутал Украину с Сомали, то ли МВФ”, — смеется на этот счет экономист Виктор Скаршевский.
Впрочем, планы украинской власти по получению очередных траншей кредита переносятся так же часто, как и обещания о безвизовом режиме. Но вопрос, почему Украины снова нет на повестке дня Фонда, никуда не девается.
Украина хочет транш авансом
В последнем письме о намерениях, который готовится президентом, премьер-министром, главой Национального банка и министром финансов в адрес МВФ говорится, что Украина не выполнила 8 из 11 обязательных условий (маяков) для продолжения кредитования Международным валютным фондом.
Фото: Украинские новости
“Мы выполнили только 3 из 11 структурных маяков, установленных на период с сентября по декабрь 2016 года включительно, поскольку нашей основной целью было обеспечение стабильности налогово-бюджетной сферы и финансовой стабильности”, — говорится в документе.
Отсутствие успехов украинская сторона поясняет тем, что с момента получения предыдущего транша все время правительство было сосредоточено на вопросах обеспечения стабильности налогово-бюджетной сферы и финансовой стабильности. Все, что не выполнено в 2016 году, Украина обещает выполнить в текущем году. “В этой ситуации, мы просим сохранить, и в некоторых случаях, модифицировать оставшиеся 8 структурных маяков как указано в прилагаемом Меморандуме и предложить ряд новых критериев, чтобы помочь сохранить темпы реформ”, — говорится в документе, обнародованном “Украинскими новостями”.
“Страна” уже сообщала, что эти новые маяки впервые были озвучены в то же время, когда Украину посетил отбывающий последние дни на должности вице-президента США Джо Байден. Кроме того, в меморандуме украинская сторона планируется установить 7 новых “маяков”, в числе которых принятие до конца марта законодательной базы для проведения пенсионной и земельной реформ.
“Мы просим, чтобы эти структурные маяки по пенсионной реформе и земельной реформе были установлены до конца марта 2017 года, чтобы обеспечить больше времени для формирования социального консенсуса в отношении этих важнейших реформ”, — говорится в документе.
Фото: Украинские новости
Напомним, что в числе этих маяков — отмена упрощенной системы налогообложения с января 2018 года, увеличение пенсионного возраста, сокращение бюджетников и прочие непопулярные шаги.
Отметим, что до сих пор ни один украинский чиновник не подтвердил готовность нашей страны выполнять эти условия. Но, тем не менее, продолжают надеяться на получение транша в феврале.
В чем логика? По словам экспертов, все дело в привычке получать средства МВФ авансом — еще до того, как выполняются маяки.
“Украина постоянно получает транши авансом и никогда не выполняет программу сотрудничества. Не было пенсионной реформы — все равно дали транш. Не было оборота земли сельско-хозяйственного назначения — все равно дали транш. Теперь не выполнено 8 пунктов Меморандума о сотрудничестве — все равно просят транш”, — говорит “Стране” экономист Виктор Скаршевский.
Впрочем, такая логика в прошлом работала благодаря геополитическим моментам. Страны ЕС и США, которые имеют контрольный пакет голосов в МВФ, давали деньги Украины как своему союзнику, который борется с Россией. Именно поэтому закрывались глаза на хроническое невыполнение условий. Но сработает ли такая логика при президенте Дональде Трампе?
И не означает ли перенос рассмотрения вопроса о выделении транша то, что новая Администрация в Вашингтоне решила взять паузу в финансировании Украины, определяясь со своей новой стратегией? То есть, не означает ли все это, что в феврале (а возможно и вообще в 2017 году) новые транши мы не получим?
Мнение экспертов по этому поводу разошлись.
“Четвертый транш будет, а вот пятый...”
Финансовый эксперт Андрей Блинов оценил вероятность получения следующего транша кредита в ближайшее время более чем в 50%.
“В ближайшее время вероятность получения транша выше 50%. Деньги МВФ направляются в золотовалютные резервы. Если мы этих денег не получим, то это не очень критично. В настоящий момент золотовалютные резервы на отметке 15 млрд долларов и интервенции на поддержку курса национальной валюты, которые провел за последнее время НБУ, особо не изменили ситуацию”, — говорит “Стране” Блинов.
В тоже время эксперт считает, что после получения в будущем четвертого транша кредита (который украинское правительство ожидает в феврале) появится неопределенность, что же будет с пятым траншем.
“Сейчас МВФ, судя по тону дискуссии, готов согласиться, что принятие бюджета в нынешнем виде и национализация Приватбанка — это весомые аргументы по выполнению обязательств перед фондом и потому я и оцениваю вероятность получения четвертого транша высоко. Но дальше выйдут на первый план вопросы продажи земли сельхозназначения, пенсионного возраста, то есть, такие вопросы, которые всегда вызывают в обществе крайне острые противоречия. И предугадать, получим ли мы еще деньги от фонда, сложно”.
“Чем больше денег даст МВФ, тем больше их съест суслик”
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, в свою очередь, считает, что кредита в ближайшее время мы не увидим.
“Скорее всего, сейчас будет большая пауза, пока Порошенко не договорится с Трампом — вряд ли МВФ что-то выдаст. Да и сам Трамп может поднять вопрос о смене руководства МВФ”, — говорит Охрименко.
Правда, по его мнению, нам сейчас транш не нужен. “Ради миллиарда долларов убивать экономику, идти на все эти непопулярные меры нельзя. Может, у ребят из Кабмина есть обычные амбиции, желание показать, что они что-то делают, или распилить этот транш, но к поднятию экономики он не будет иметь никакого отношения”, — считает Охрименко.
“Транш не дают даже не из-за того, что Украина не выполняет программу. А из-за того, что разбазарила слишком много денег и не смогла отчитаться, но почему-то опять просит, — говорит “Стране” политический эксперт Константин Бондаренко. — Знаете, есть такой анекдот. Выступает председатель колхоза: “Товарищи! В позапрошлом году мы посеяли 10 гектаров пшеницы. Все сожрал суслик. В прошлом году мы посеяли 50 гектаров пшеницы. Все cожрал суслик. Товарищи! Давайте посеем в этом году 500 гектаров пшеницы! Пусть проклятый суслик подавится!” Так и в Украине — чем больше денег даст МВФ, тем больше их съест суслик”.
В то же время политолог Руслан Бортник убежден — выдача Украине кредита — это не столько экономический вопрос, сколько политический.
“Согласно уставу МВФ, Фонд не имеет права финансировать страны, в которых произошел дефолт. В 2015 году в Украине произошел технический дефолт, когда страна не отдала 3 миллиарда долларов кредита России. Но администрация бывшего президента США Барака Обамы приняла политическое решение выдать Украине транш и для этого изменили даже специально внутренние правила Фонда. Сейчас же политика администрации нового президента США Дональда Трампа в отношении Украины еще не выстроилась. И пока не будет понимания, каким будет курс Госдепа, этот вопрос будет в подвешенном состоянии”, — отмечает Бортник.
Проблема-2018
Большинство экономистов говорят, что на ближайшее время транш для нас не является критичным. Пока золотвалютных резервов хватает, чтобы удержать курс на уровне не более 30 гривен. Кроме того, сохраняется неплохая конъюнктура на основных экспортных рынках Украины — стали и продовольствия, что обеспечивает приток валюты в страну.
Но задержка с кредитом МВФ означает и отсутствие средств от прочих международных организаций, на которые рассчитывает Украина. То есть, экономика не получит дополнительных ресурсов для развития. А в случае ухудшения экспортной конъюнктуры, курс может просесть и ниже 30 гривен. То есть подушки безопасности уже не будет.
Но главные проблемы наступят в 2018 году.
Мало кто уже помнит, но еще полтора года назад Украина в лице тогдашнего министра финансов Натальи Яресько и бывшего премьера Арсения Яценюка заключила договора реструктуризации долгов перед внешними кредиторами, а Верховная Рада приняла законопроекты, необходимые для завершения этой реструктуризации. Она предусматривала мораторий на выплату долгов, срок которого истекает как раз в 2018 году.
Более того, согласно данным условиям, правительство берет на себя обязательства в 2021-2040 годах, то есть в течение 20 лет, выплачивать кредиторам дополнительные средства, если номинальный ВВП страны превысит $125,4 млрд. В МВФ предполагали, что такой величины ВВП Украины может достичь к 2019 году.
Если рост ВВП составит 3-4%, кредиторы получат 15% от прироста, а если рост ВВП превысит 4% — международным заемщикам Украины достанется 40% от прироста.
Что это означает в количественных параметрах? Уже в 2018 году Украине придется изыскать средства в размере 22 миллиардов долларов для погашения внешних долгов, отмечает в комментарии “Стране” Виктор Скаршевский. А начиная с 2021 года при соблюдении условий роста ВВП, только за счет процента от прироста Украина будет отдавать до 2 млрд. долларов в первые годы и значительно больше в последующие.
И это не считая выплат по ранее взятым долгам. Так, по программе МВФ до 2028 года Украина должна будет выплатить фонду 12,348 миллиарда SDR (специальных прав заимствования). По сегодняшнему курсу это примерно 16,7 млрд долларов.
Эти условия реструктуризации станут по мнению Скаршевского большой проблемой для нашей страны. “Если у нас не будет экономического роста, то нам придется брать новые кредиты, чтобы покрыть старые. Если будет — то почти половину этого прироста мы отдадим кредиторам. В обоих случаях — кабала”, — говорит экономист.
Поэтому до 2018 года Украине придется либо договариваться с МВФ, чтоб было чем отдавать 22 млрд долларов, либо менять экономический и, возможно, политический курс, чтобы вырваться из замкнутого кредитного круга.