Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Газовый баланс Украины: равнение на Фирташа?!

[14:05 26 сентября 2011 года ] [ Зеркало недели, № 34, 23 сентября 2011 ]

Президент Виктор Янукович, премьер Николай Азаров, министр Юрий Бойко щедро раздали обещания — народу Украины и одновременно предостережения — российским кураторам “Газпрома”: в 2012 году “Нафтогаз Украины” намерен сократить импорт газпромовского газа до 27,4 млрд. кубометров.

Глава Министерства энергетики и угольной промышленности Ю.Бойко публично заявил, что уже подана заявка в “Газпром” о сокращении годового объема импорта “Нафтогазом” на 5 млрд. кубометров от “бесштрафных” 33 млрд. кубометров. Как известно, контракт купли-продажи газа между “Нафтогазом Украины” и “Газпромом” от 19 января 2009 года, содержащий одностороннее обязательство НАКа “бери или плати”, предусматривает возможность уменьшения годового объема импорта на 20% от обязательных 40 млрд. кубометров, то есть до 33 млрд. кубометров — без применения российской стороной штрафных санкций к “Нафтогазу” за недобор законтрактованного объема.

Плюс-минус 5 миллиардов кубометров

На основании чего и на что рассчитывает украинское правительство, оглашая такой смелый план? И не просто оглашая — такие прогнозные данные заложены в основу проекта закона Украины “О Государственной программе экономического и социального развития Украины на 2012 год и основных нап­равлениях развития на 2013 и 2014 годы” (см. табл.1). Проект этой госпрограммы зарегистрирован в Верховной Раде 15 сентября. И, по словам спи­кера В.Литвина, уже внесен в повестку дня ближайшего заседания парламентариев. Надо полагать, что за неделю законодатели успели основательно изучить более чем 130-страничный программный труд правительства и определиться с решением. Несмотря на то, что у них была масса других первоочередных законопроектов, как, например, госбюджет-2012 и пр.?

В вышеназванном проекте госпрограммы-2012 действительно указано, что “поступления импортного газа для НАК „Нафтогаз Украины“ составят 27,4 млрд. кубометров (на этот год значатся 40 млрд.). В этом же документе (см. табл. 1) содержатся ответы и на вышеприведенные вопросы: на основании чего и на что рассчитывает Кабмин?

Итак, ресурсы природного газа на 2012 год правительство прогнозирует в объеме 61,3 млрд. кубометров (в этом году ожидается 81,8 млрд.). Ресурсы традиционно состоят из газа, добываемого в Украине (в основном предприятиями ДК “Укргаздобыча”, ГАК “Черноморнефтегаз” и ОАО “Укрнафта”, а также около 2 млрд. кубометров, добываемых частными и совместными предприятиями), — всего 21,58 млрд. кубометров на будущий год (на нынешний — 20,76 млрд.), из сформированных запасов в ПХГ — 5,8 млрд. кубометров (16,11 млрд.), а также импортного российского газа.

“Нахимиченный” газовый баланс

Примечательно, что правительство в разделе “Ресурсы природного газа” отдельной графой выделило “поступления с Марковского месторождения (через ПИРГ с. Пархоменко)” со сравнительно небольшим годовым объемом планируемых поступлений — 187 млн. кубометров газа на 2012 год. Хотя на самом деле это импорт из части Марковского месторождения, расположенного на территории РФ.

Не значатся в разделе “импорт” и “поступления от компании Ostchem Holding Limited” с годовым ресурсом на 2012-й в объеме 6,33 млрд. кубометров (на 2011-й — 4,65 млрд., 3,1 млрд. из которых уже поставлены в апреле—августе). Напомню, что недавно НКРЭ выдала лицензию этой компании на продажу в Украине газа по нерегулируемому тарифу, и эта компания также получила право закупать газ не у “Нафтогаза”, а напрямую у “Газпрома” или иных производителей газа. Например у той же РУЭ (см. ZN.UA №16 от 28 апреля 2011 года).

Вот и выходит, что публично объявленное министром Ю.Бойко сокращение газозакупок НАКом у “Газпрома” в 2012 году на 5 млрд. кубометров — это всего лишь подтверждение того, что квота “Нафтогаза” на внутреннем рынке сокращена почти на такой же объем. В пользу Ostchem Holding Ltd…

Но общее условно называемое количество импортного газа на 2012 год формально сохраняется: 27,4 млрд. через “Нафтогаз”, плюс марковские 0,19 млрд., плюс “фирташевские-остхимовские” 6,33 млрд., получается около 33,9 млрд. кубометров. То есть почти те самые “бесштрафные” контрактные объемы.

Плюс-минус… В пользу кого?

Утверждать не стану, но в том же кабминовском проекте закона Украины “О Государственной программе экономического и социального развития Украины на 2012 год и основных направлениях развития на 2013 и 2014 годы” можно найти ответ на этот вопрос. Достаточно вспомнить фирташевский Ostchem Holding Ltd. с 6,33 млрд. кубометров газа.

Несложно догадаться, что этот объем газа предназначен в основном для химического холдинга Д.Фирташа, совладельца РУЭ на пару с “Газпромом”. И не суть важно, что в газовом балансе Украины 2012 года вы не найдете (пока?) упоминания о RosUkrEnergo AG — ни в разделе “ресурсы”, ни в разделе “распределение” газа. Как не найдете названия “Газпром”. Но, будучи совладельцами РУЭ, у которого их же партнер Фирташ закупает газ вне обязательной квоты и по другим ценам, чем обязан “Нафтогаз Украины”, и Д.Фирташ, и “Газпром” неплохо зарабатывают на украинском рынке. Уже сегодня химические удобрения, большую часть которых производят предприятия, подконтрольные соучредителю РУЭ, в Украине продаются процентов на тридцать дороже, чем на внешних рынках. Продукция металлургической отрасли Украины, которая тоже давно принадлежит конкретным бизнесменам, а не государству, продается в Украине процентов на двадцать дороже, чем на экспорт. И оплачивают все это украинские граждане.

Может, поэтому Ю.Бойко в прямом эфире уверял, что, мол, зря вы считаете, что снабжение газом частных предприятий (а это в основном химические и металлургические) — это не забота государства, а, значит, не составляющая газового баланса страны?!

Одни только планы по увеличению производства продукции химической отрасли чего стоят (см. табл. 2)! А уж во сколько обойдутся!.. Как свидетельствует практика последних лет, чем ниже цены на эту группу товаров на внешнем рынке, тем охотнее производители экспортно-ориентированной продукции компенсируют недополученную прибыль на рынке Украины. И с этой точки зрения, цена газа для негосударственных предприятий не может не беспокоить государство, то есть Кабмин. И, безусловно, цена такой продукции зависит от госполитики “на газ”. И кому, как не министру Минэнергоугольпрома, это знать? Но как и из чего эта цена — для покупателей продукции — формируется, ни он, ни кто-либо другой не рассказывают. Видимо, потому что это самая что ни на есть “государственно-коммерческая тайна”…

Не поэтому ли дочерняя компания “Нафтогаза” — “Газ Украины” буквально кричит о миллиардных долгах предприятий тепло-коммунальной энергетики (ТКЭ), но ни словом не упоминает о долгах фирташевских химиков, как и о долгах частной металлургии Р.Ахметова и немногих ему подобных?

Кто заплатит за “навар”?

Если купить газпромовский газ, скажем, по 430 долл. за тысячу кубометров (что придется сделать “Нафтогазу”), а продать излишек европейцам, но уже в виде газа “собственной добычи” по 230 долл., то кто “наварится” на 200 долл. и кто оплатит этот “навар”? Это не риторический вопрос.

Баланс, в том числе газовый, — это в равных долях поступление и расходование ресурсов. В газовом балансе это ресурсы газа и их распределение за год. О ресурсах (поступлении газа) говорилось выше. Теперь поговорим о запланированном распределении ресурсов природного газа на 2012 год.

Никакой коммерческой, а тем более государственной тайны не открою, если скажу, что пока Украина не планирует экспорт газа (см. табл. 1). В этом каждый желающий может убедиться, ознакомившись с законопроектом кабминовской госпрограммы-2012 на сайте Верховной Рады.

Хотя глава Минэнергоугольпрома Ю.Бойко “отсель грозит” “Газпрому”. Мол, если российская сторона будет настаивать на выкупе всего обязательного объе­ма (не менее 33 млрд. кубометров), то украинская сторона его купит, но излишек продаст. Причем не реэкспортирует дорогой российский газ (в проекте госбюджета Украины на 2012 год заложена среднегодовая цена газа свыше 400 долл. за 1000 кубометров), а предложит европейским покупателям газ, добытый в Украине — почти вдвое дешевле, чем импортный российский.

Формально это всего лишь “замещение газа” (бумага все стерпит…). И “Газпрому” сложно будет придраться к этому под предлогом нарушения запрета на реэкспорт его газа из Украины. Опыт экспорта газа (как раз объемом около 5 млрд. кубометров) у г-на Бойко имеется со времен его прихода в “Нафтогаз”. Покупатели, надо полагать, тоже никуда не пропали. Тем более если им или другим предложить газ дешевле, чем они покупают у “Газпрома”. Особенно на фоне того, как газовые компании Германии, Болгарии и некоторых других европейских стран уже добились от “Газпрома” снижения цен на газ, закупаемый по долгосрочным контрактам.

Куда сложнее будет с ценой газа для украинских потребителей. И дело даже не в том, что согласно правительственному постановлению газ, добываемый в Украине, должен поставляться для обеспечения нужд населения, бюджетных предприятий и организаций, а также коммунально-бытовых. Причем продавать его НАК обязана по регулируемому НКРЭ тарифу, который значительно ниже его себестоимости, а тем более почти на 40% дешевле импортного. Разницу компенсируют государственный и местные бюджеты. Из чего они формируются? Из налогов и платежей предприятий и граждан. Так кто оплачивает в результате субсидированные цены на газ? Правильно, мы же и оплачиваем и из своего же кармана. И в зависимости от разницы цен газа собственной добычи, импортного и поставляемого по регулируемым государством ценам мы оплатим и “навар”.

При этом украинские граждане давно предупреждены о грядущем повышении цен на энергоносители до уровня хотя бы их реальной себестоимости. Рано или поздно это произойдет. И теоретически это единственный выход, чтобы спрыгнуть с газовой иглы. Население в среднем потребляет 9—11 млрд. кубометров газа. Начнет реально экономить — будет меньше платить. Даже если газ ему будут продавать отечественной добычи и по полной цене.

Другое дело, что доходы граждан не поспевают за ценами не только на энергоносители, но и на все остальные товары и услуги.

А что касается предприятий ТКЭ, то здесь есть вопросы. С одной стороны, они подают тепло и воду тем же гражданам, поэтому вроде бы логично рассчитывают на льготные газовые тарифы и газ отечественной добычи. С другой — значительная часть предприятий ТКЭ уже частные, как и экспортно-ориентированная промышленность. И продают они свои товары и услуги далеко не всем по льготным тарифам. При этом тому же “Газу Украины” они не платят даже после того, как Кабмином было списано около 30 млрд. грн. внут­риотраслевой задолженности. Хотя с населения и других потребителей плату получают исправно и почти в полном объеме. Куда девается разница? Как формируются цены на коммунальные услуги? Почему граждане платят за то, чего не получают или получат не вовремя и некачественно? Над этими вопросами бьются и потребители газа и коммунальных услуг, и МинЖКХ, и правительство. А коммуникации как были дырявыми, так и остаются. И вместо того, чтобы задуматься, каким образом обезвредить коммунальную бомбу, похоже на то, что коммунальщики вместе с государством ищут способ, как заставить заплатить потребителей и за полную модернизацию ЖКХ.

И нет никаких гарантий, что полученный в результате возможного экспорта газа “навар” будет направлен если не на сглаживание ценового удара для населения, то хотя бы на увеличение добычи газа в Украине. Динамика добычи газа и прироста разведанных запасов в последние годы, а также прогноз добычи нефти и газа в Украине на ближайшие годы тоже малоутешительны. А масштабная раздача обещаний и даже лицензий пусть даже уважаемым иностранным добывающим компаниям сама по себе еще ничего не значит. Причем неважно, о чем идет речь — о добыче газа на шельфе, глубоком бурении на суше или использовании нетрадиционных (как сланцевый газ) и возобновляемых энергоносителей. Инвесторы еще хорошо подумают, стоит ли вкладывать деньги в стране, где правительство чаще выдает желаемое за действительное и знаменито в основном посулами и обещаниями. Особенно населению-электорату.

Поэтому на таком фоне жонглирование ценами на газ собственной добычи, импортный и потенциально экспортный не вызывает доверия. И с этой точки зрения вполне логичен законопроект депутата С.Пашинского, предлагающего внести изменения в Закон “Об основах функционирования рынка природного газа” с тем, чтобы не на уровне правительства (постановление Кабмина, как сегодня), а на законодательном “запретить субъекту, уполномоченному Кабми­ном на формирование ресурса природного газа, используемого для потребностей населения, и его дочерним предприятиям… реализовывать товарный природный газ на экспорт и обязать реализовывать… для потребнос­тей населения и жилищно-коммунального комплекса Украины”. Хотя, как говорилось выше, такой вариант решения проблемы не бесспорный. Постановление Кабмина легко можно отменить. С законом, если он будет изменен, как предлагает С.Пашинский, будет сложнее. Но разве правительство Азарова и Минэнергоугольпром ищут легких путей?

Алла ЕРЕМЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.