Несомненно, что одной из главных тем на ближайших переговорах в Москве будет газ и все, что с ним связано. Во время предвыборной кампании Янукович щедрой рукой раздавал обещания добиться более низкой цены. Это ласкало слух не только его избирателей, но и определенных бизнес-кругов. Хотя последние должны были ясно понимать, что ничего подобного добиться будет просто невозможно, даже при самом благожелательном отношении друг к другу двух первых лиц в российской столице. Характерно, что на недавнем ток-шоу на одном из днепропетровских телеканалов на наш вопрос о том, каким образом Партия регионов и ее лидер будет выполнять в газовом вопросе предвыборные обещания, депутат облсовета от партии и, как он себя отрекомендовал, идеолог областного предвыборного штаба начал, запинаясь, отвечать, что нужно присоединяться к Единому Экономическому Пространству и на этой основе решать проблему цены на газ. Другими словами, это предвыборное обещание никогда выполнено не будет, о нем предпочтут, по возможности, забыть. Тем более что глава “Газпрома” Алексей Миллер довольно жестко заявил, что никакого пересмотра газовых договоров не будет.
Тем не менее, проблему цены на газ придется решать, но не в примитивной форме требований (или просьб, возможно слезных) о ее снижении, а в более широкой постановке вопроса. Газ — важная энергетическая составляющая, но не вся и не полная. Гораздо важнее сейчас поставить вопрос и найти адекватный ответ по поводу проблемы обеспечения энергетической безопасности страны. Не только с точки зрения источников энергоресурсов, но и их транспорта, в том числе — транзита, энергосбережения, использования источников альтернативной энергетики и т.д.
Остановимся на одной из проблем, которая имеет не столько экономическую, сколько политическую составляющую. И при этом тесно связана с ценой на газ — на транзите. Наметились такие альтернативы: оставить украинскую газотранспортную систему в государственной собственности или создавать консорциумы. Первый вариант при всей своей предпочтительности по разным причинам обрекает нашу газотранспортную систему на стагнацию и в дальнейшем на ее полный упадок. Не потому, что у нас нет сил и возможностей для ее реконструкции и приведения в нормальное состояние. Наша ГТС стала заложницей внутриполитических и бизнесовых игрищ, и выбраться из этого замкнутого круга украинский правящий класс не может, да и не слишком хочет. Казалось бы относительно простая операция по выделению из “Нафтогаза” компании по транзиту, на чем настаивали европейцы, не была осуществлена, никто даже пальцем не пошевелил. Причины этого настолько прозрачны, что подробно останавливаться на них нет необходимости. А ведь такая компания могла рассчитывать на получение крупных кредитов на весьма льготных условиях для проведения реконструкции от ведущих европейских финансовых структур. Проблема, о которую разбились благие намерения: использовать эти средства не по назначению никто не разрешил бы. Естественно, что в период приближения и в ходе избирательной кампании никто ГТС не занимался. А теперь время прошло, и имевшиеся возможности не вернешь.
Остается только одно — искать приемлемую форму концессии. Учитывая настроения новой власти, она одна: с участием “Газпрома” и европейских компаний. В принципе, ничего страшного в этом нет, хотя вариант только с европейскими компаниями был бы предпочтительней по политическим соображениям. Тем более что увлеченность “Газпрома” разного рода потоками при их сомнительной коммерческой целесообразности делает последнего в таком консорциуме не слишком активным участником. Речь идет не только о выделении необходимых средств на реконструкцию ГТС, а о разного рода политических довесках к своему участию, на что в “Газпроме” большие мастера.
Во время предвыборной кампании Янукович обещал добиться от Москвы прекращения строительства газопровода South Stream. Или Виктор Федорович в пылу предвыборной борьбы не совсем отдавал себе отчет во вздорности такого обещания и не понимал его принципиальной невыполнимости, или он не совсем понимает причины, по которым “Газпром” начал это строительство и почему он обязательно доведет его до конца. И дело тут совсем не в необходимости избавиться от строптивого украинского партнера и не в обеспечении стабильности поставок газа европейским потребителям. Чем больше в Москве об этом говорят, тем меньше оснований в это верить. Этот фактор присутствует, но не является определяющим. Гораздо важнее для Кремля с помощью трубы South Stream усилить свое политическое влияние в странах Центральной Европы и в Италии. И еще одно: возможность использовать не по прямому назначению (мягко назовем это так, хотя более уместным были бы другие определения) огромные средства, необходимые для строительства. Вполне может быть, что последнее обстоятельство, как и при строительстве Nord Stream, имеет первоочередное значение. Поэтому надежды уговорить Москву отказаться от потоков совершенно беспочвенны, и этим пустым делом просто нет смысла заниматься. Потоки рано или поздно будут, и это уже объективный факт. Нужно не бороться с этим, а вырабатывать соответствующую стратегию поведения для Украины.
Во-первых, необходимо учесть, что строительство South Stream сталкивается с рядом трудностей. Первая в этом ряду Болгария. По словам министра экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайкова, которые приводит газета “Дневник”, “тарифы на транзит являются очень низкими, одними из самых низких в Европе”. Сейчас “Булгартрансгаз” получает 1,7 дол. за транспортировку 1000 м3 на 100 км, что близко к нынешней цене транзита через Украину. Ставка была установлена в 2007 г., и продлен до 2030 г. контракт на прокачку через территорию Болгарии в Грецию, Турцию и Македонию 17 млрд. м3 газа в год. Министр Трайков не сказал, на какое увеличение платы за транзит рассчитывает правительство страны. В официальном заявлении премьер-министра Бойко Борисова говорится, что он готов работать по проекту South Stream только с учетом всех интересов страны. Видимо, этот учет не совсем удовлетворяет “Газпром”. Вторая потенциальная проблема — Венгрия. Там скоро пройдут выборы, по итогам которых наблюдатели прогнозируют сокрушительное поражение находящихся у власти социалистов. Лидер их правых оппонентов и вероятных победителей Виктор Орбан уже был премьером и весьма осторожно высказывался в отношении участия своей страны в South Stream. Возможно, что Венгрия последует примеру Болгарии и начнет пересматривать условия своего участия в проекте. Кроме того, пока не удалось договориться и с Австрией, а без этого весь проект теряет смысл, так как именно в этой стране находится основной в Центральной Европе газораспределительный хаб Баумгартен.
Во-вторых. Некоторая, пусть и временная, неопределенность в перспективах South Stream дает возможность ускорить создание консорциума по эксплуатации и реконструкции нашей ГТС на приемлемых для Украины условиях. Тем более что “Газпром” вынужден идти на уступки потребителям. Немецкая компания E.ON Ruhrgas сообщила, что дополнительное соглашение с российским монополистом готово к подписанию. Объем минимального отбора снижается на 15% на ближайшие три-четыре года, а газ сверх минимума немецкий концерн сможет покупать по спотовой цене, которая на 25-30% ниже контрактной. Соглашение касается не только немецкого рынка, но и венгерского, где E.ON Ruhrgas является крупнейшим дистрибьютором. Аналогичные договоренности достигнуты с итальянским концерном Eni и турецкой компанией Botas. Спотовые цены будут применяться для объема газа, превышающего уровень “бери или плати”, в новом контракте с польской PGNiG. Близка к получению уступок литовская Lietuvos Dujos.
Избыточное предложение газа на европейском рынке заставляет “Газпром” действовать более осторожно и не пренебрегать никакими возможностями транспортировки газа. Ведь на обозримую перспективу стоимость транзита через Украину будет гораздо меньшей, чем через потоки. Другими словами, на некоторый и довольно короткий промежуток времени у Украины имеется возможность сформировать консорциум по транзиту. И это на данном этапе является приоритетной задачей.
Есть еще одна проблема, над решением которой нужно думать уже сейчас. Это растущий рынок сжиженного газа (СПГ). Растет он стремительно и уже сейчас составляет реальную конкуренцию трубопроводному газу. Уступки европейским фирмам, о которых упоминалось выше, тому наглядное подтверждение. В долгосрочной перспективе поставки СПГ будут уменьшать потребность в трубопроводном газе. Сжиженное топливо имеет преимущества в более гибкой логистике, а самое главное — в цене. Этот объективный фактор будет способствовать стабилизации и дальнейшему уменьшению транзита газа и, соответственно, уменьшению доходов Украины. В то же время поступление в Украину СПГ из Каспийского региона можно использовать как дополнительный источник газа и в дальнейшем перенести на него центр тяжести поставок голубого топлива.
Все эти проблемы требуют учета и разработки новой энергетической стратегии Украины. Делать это нужно срочно, чтобы в очередной раз не потерять драгоценное время.
Юрий РАЙХЕЛЬ
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
[07:00 25 ноября]
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
11:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.