Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Газотранспортное средство

[07:18 23 марта 2009 года ] [ Коммерсант-Украина, №49, 23 марта 2009 ]

Сегодня в Брюсселе состоится инвестиционная конференция на тему модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), по итогам которой НАК “Нафтогаз Украины” должна получить кредит в 2,5 млрд долл.

В распоряжении оказались документы, подтверждающие, что для получения этих средств Украина взяла на себя ряд обязательств по реформированию газотранспортной отрасли. Ожидается, что кредиты будут получены по низким ставкам, порядка LIBOR+1%, при этом основная часть средств пойдет на реконструкцию компрессорных станций. В целом работы по модернизации ГТС будут продолжаться как минимум до 2016 года.

Договоренность о проведении 23 марта инвестиционной конференции по вопросам модернизации ГТС была достигнута между Киевом и Брюсселем еще в минувшем году. Изначально предполагалось, что по итогам конференции Украине будет выделена безвозмездная помощь в размере 2,5 млрд евро. Позже стороны отказались от этой идеи и задекларировали, что средства будут собраны в виде инвестиций. Изменилась и их сумма — с 2,5 млрд евро на 2,5 млрд долл . В конце минувшей недели, находясь в Брюсселе с рабочим визитом, президент Виктор Ющенко заявил, что украинская сторона и Еврокомиссия (ЕК) согласовали текст совместного заявления, которое будет подписано по итогам инвестиционного саммита. При этом господин Ющенко выразил уверенность, что Украина получит кредит на реконструкцию ГТС.

“Переговоры были очень непростыми. Окончательный текст удалось согласовать лишь несколько дней назад, — сообщил информированный источник в ЕК. — Стороны пошли на уступки, потому что у Евросоюза было категоричное требование: без этого документа конференция не состоится”. В частности, Еврокомиссия требовала, чтобы Украина реформировала организационную структуру НАК “Нафтогаз Украины” и ее дочерних компаний, приведя ее в соответствие с нормами законодательства ЕС. “Одно из ключевых требований Еврокомиссии — реальное отделение 'Укртрансгаза' (дочерняя компания НАК) от 'Нафтогаза'. Обе структуры могут оставаться государственными, но 'Укртрансгаз' не должен административно подчиняться 'Нафтогазу'. Еще одно требование касается финансовой независимости 'Укртрансгаза'”, — рассказал чиновник Еврокомиссии.

В распоряжении оказался текст совместного заявления, которое будет подписано сегодня в Брюсселе. Согласно ему, Кабинет министров берет на себя обязательство гарантировать независимость “Укртрансгаза” и “обеспечить для этого оператора поступления от доходов от передачи газа газопроводами высокого давления и от его хранения” на уровне, достаточном для стабильного функционирования компании. Правительство обязуется также открыть украинскую ГТС для доступа сторонних компаний, желающих прокачивать газ по газопроводам высокого давления и “предоставить третьим сторонам доступ к подземным хранилищам газа на прозрачных, коммерческих условиях”. Тарифы на прокачку и хранение газа должны быть установлены с использованием открытой методологии, быть экономически обоснованными и “недискриминационными”. Кроме того, Киев пообещал разработать до конца 2009 года программу реформирования газового сектора на 2010-2011 годы.

По информации, изначально Еврокомиссия выдвигала более жесткие требования. “В исходных проектах Брюссель загибал много чего. Они требовали даже приватизации или акционирования ('Укртрансгаза'), хотя европейское законодательство не содержит таких норм. ЕК требовала, чтобы 'Укртрансгаз' распоряжался 100% средств от транзита газа ГТС, мы же добились нормы о 'частичном распоряжении'”, — сказал информированный собеседник.

Украинские компании пока не готовы выполнять требования Еврокомиссии. “Ни о каком отделении 'Укртрансгаза' от 'Нафтогаза' не может быть и речи, — заявила пресс-секретарь “Укртрансгаза” Инна Коваль. — Да, мы знаем, что Евросоюз выдвигал такое требование, но это невозможно. Кстати, даже в Евросоюзе не все газотранспортные компании соответствуют данной норме”. В Минтопэнерго, однако, подтвердили, что Украина готова взять на себя обязательства по обеспечению независимости 'Укртрансгаза'.

Заместитель министра топлива и энергетики Сергей Павлуша считает эту процедуру возможной, более того, он уверен, что ее можно провести безболезненно для компаний. “На самом деле мы формально уже соответствуем этим требованиям Евросоюза, — говорит он,— так что серьезных изменений не потребуется. У нас давным-давно все разделено. Есть 'Укртрансгаз', есть 'Укргаздобыча', и они являются отдельными структурами. У них свои счета, свое руководство”.

При подготовке к сегодняшней конференции Брюссель также требовал, чтобы Киев представил инвесторам мастер-план реконструкции ГТС. Этот документ (копией располагает) предусматривает финансирование работ в объеме 2,57 млрд долл . Основную часть суммы — 1,435 млрд долл — предлагается потратить на реконструкцию и замену компрессорных станций на всех ветках газопроводов высокого давления. Другие крупнейшие затратные статьи: ремонт линейной части трубопроводов — 616 млн долл и реконструкция двух подземных хранилищ газа — Богородчанского и Бильче-Волыцко—Угерского —455 млн долл . “Основные затраты пойдут на увеличение емкости хранилищ. Для этого на хранилищах нужно провести дорогостоящие геологические работы”, — объяснил один из чиновников Минтопэнерго. Все перечисленные проекты планируется реализовать в течение семи лет, при этом минимальное финансирование ожидается в первый год работ (суммарное по всем проектам мастер-плана — 111 млн долл ), а максимальное — на четвертый (548 млн долл ).

Мастер-план, который будет представлен сегодня в Брюсселе, содержит и две дополнительные затратные статьи — строительство газоизмерительных станций (ГИС) на востоке Украины — 448 млн долл и новых газопроводов Новопсков—Ужгород и Торжок—Долина — 5,5 млрд долл , которые позволят увеличить пропускную способность ГТС на 58,6 млрд кубометров в год.

Строительство ГИС — проект, реализации которого Брюссель добивается от Киева на протяжении последних нескольких лет. Но, поскольку эти вложения нерентабельны, в Киеве настаивают, чтобы их финансировали за счет грантов, а не кредитов. “У нас нет проблем с измерениями — Россия измеряет, а мы контролируем процесс, так что пока мы не видим инвестиционной привлекательности (в строительстве ГИС)”, — говорит Сергей Павлуша. Второй проект, по его словам, предлагается ЕС для анализа, а не для кредитования в краткосрочной перспективе. “Пусть Европа думает, что ей нужнее: поддерживать 'Северный поток', который стоит более 20 млрд долл и его стоимость продолжает расти, 'Южный поток', который потребует вложения порядка 30 млрд долл , или вложить 5 млрд долл в наш проект и за короткий срок нарастить мощности на 60 млрд кубометров в год”, — пояснил замминистра топлива и энергетики.

Условия получения кредита Украиной остаются предметом переговоров, поскольку сегодня будет объявлено лишь о принципиальной договоренности, а не об открытии кредитной линии. Предоставление же средств, по оптимистическим прогнозам, может начаться в конце 2009-го—начале 2010 года. Уже известно, что основное финансирование предоставят Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Представители этих финансовых организаций, Кабинет министров и Еврокомиссия подпишут сегодня совместное заявление, упомянутое выше. Кроме того, достигнута договоренность о том, что кредит будет предоставлен под государственные гарантии. Сроки и процентные ставки кредитования каждого конкретного проекта могут различаться.

Собеседники, информированные о ходе переговоров, заявляют, что “это будут очень дешевые деньги”, хотя расходятся в цифрах. “Первоначальным получателем кредита выступает Минфин, и он уже дает субкредит НАК, накручивая дополнительно 2% сверх банковской ставки. При этом итоговая стоимость кредитных средств, как ожидается, будет не выше 7-8%”, — заявил один из чиновников. “Мы ожидаем, что банковская ставка будет порядка LIBOR+1%, а по отдельным проектам даже ниже”, — отметил представитель Кабмина. По данным Reuters, 20 марта годовой долларовый LIBOR равнялся 2,0138%.

Сергей СИДОРЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.