Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Жадность порождает бедность

[08:00 21 ноября 2016 года ] [ Бизнес, 21 ноября 2016 ]

Игорь Мазепа, генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capital

Популизм и жадность — две вещи, которые десятилетиями мешают нашей стране привлекать иностранные инвестиции и развиваться. Жадность заставляет чиновников всех уровней постоянно думать о персональной выгоде от любого решения, подпитывает коррупцию и убивает новые инициативы.

Она порождает неравные условия для ведения бизнеса, тем самым создавая барьеры для входа нового капитала и подрывая основы нашей экономики.

Популизм, или желание понравиться электорату, служит неким компенсатором этой жадности — популистские подачки должны успокаивать общество, заставлять его смириться с неэффективностью власти или, на худой конец, сбивать протестный пыл.

Смесь популизма и жадности опасна. Для государственной казны первое приводит к чрезмерным тратам бюджета, а второе — к заниженным доходам.

Для инвестиционного климата первое создает ограничения для прихода инвесторов, второе ведет к чрезмерным потерям пришедших.

Для иностранного инвестора такая смесь неприемлема. Да что тут обобщать — давайте рассмотрим на конкретных примерах.

 

Приватизация
Это самый простой способ для государства напрямую привлечь иностранного инвестора в страну. Инвестор приходит практически на все готовое: есть компания, у нее налажены какие-то процессы. Все, что нужно, — это вложить немного капитала и знаний, чтобы эту компанию развивать.

Приватизация — это не только привлечение денег в бюджет. Это еще и реклама страны. В ходе изучения объекта приватизации, большое количество потенциальных инвесторов изучают экономику, рынок, узнают очень много нового.

И если это новое им понравилось, у них останется желание инвестировать в страну, даже если они не победили в приватизационном конкурсе.

Более того, им будет жалко времени, потраченного на изучение объекта и рынка, и они в любом случае будут пытаться реализовать полученный опыт.

Таким образом, приватизация одного объекта может приковать внимание огромного количества потенциальных инвесторов ко всей стране.

Что же мы имеем за последние три года? Доходы от приватизации — около 1% процента от годовых планов.

Жадность не позволила назначить адекватную цену на Одесский припортовый завод — теперь будем пытаться продать дешевле адекватной цены.

Жадность не позволяет выставить на продажу “Центрэнерго”. Но если с этой компанией еще не все потеряно (ее нынешняя прибыльность позволяет получить хорошую цену в следующем году), то из-за своей жадности мы уже фактически потеряли “Турбоатом” и “Электротяжмаш”, лучшие времена которых уже позади.

Видимо, патологическая жадность не позволяет нам даже рассматривать в качестве объектов приватизации такие перспективные для инвесторов компании, как “Укрзалізниця” или “Укргазвидобування”.

А именно такие яркие объекты могли бы стать теми магнитами, которые привлекли бы в страну инвесторов со всего мира.

Вот вроде бы даже и хотел инвестор прийти в Украину, но с чего ему начать ознакомление со страной?

С кредитных рейтингов (тут мы проигрываем даже африканским странам) или рейтингов инвестиционной привлекательности вроде Doing Business?

Такое знакомство точно ничего хорошего Украине не принесет. А приватизация ярких объектов — может.

Ну и еще несколько слов о “Центрэнерго”. В официальных документах Фонда госимущества, приватизация этой компании “запланирована” на декабрь 2016 г., хотя из слов руководства Фонда мы знаем, что конкурс будет проведен не ранее весны 2017 г.

И нам стоит немалых усилий, чтобы объяснять потенциальным инвесторам, что написанному в официальных документах Фонда верить не стоит. Что об этом думают иностранные инвесторы — можете лишь догадаться.

 

Земельная реформа
Мораторий на продажу земли — одно из ярчайших проявлений жадности и популизма. Популизм всех ветвей власти, идущих на поводу созданного мифа, что рынок земли сделает украинцев беднее.

Жадность так называемого аграрного лобби, не приемлющего изменений на рынке земли. Все это вызывает непонимание инвестиционного сообщества и даже раздражение МВФ, уже прямо настаивающего на решении земельного вопроса.

Отсутствие нормального рынка земли ограничивает не только инвестпотенциал Украины, но и возможности агрокомпаний привлекать заемные средства по приемлемым ставкам.

Ведь кредиторы чувствуют свою незащищенность — чего стоит опыт кредиторов агрохолдинга “Мрія”.

В этом случае кредиторы отобрали компанию за долги, но оказалось, что они получили в собственность лишь права аренды.

Аренды, срок которой вот-вот закончится, и нерадивые бывшие собственники компании сделают все, чтобы переписать эти договоры аренды на себя, оставив кредиторов ни с чем.

Стоит ли рассчитывать, что после такого опыта инвесторы будут охотно раздавать дешевые кредиты нашим аграриям?

 

Комиссия Ощадбанка
Одним из ярчайших примеров популизма является недавняя отмена решения Ощадбанка начислять комиссионные сборы за оплату коммунальных услуг.

Решение получать комиссионные было вполне логичным и рутинным решением коммерческого банка, призванного зарабатывать хотя бы минимальный доход на своих кассовых операциях.

Но почему-то получилось, что абсолютно адекватное с точки зрения бизнеса решение, способное принести банку дополнительно 200-300 млн грн. в год, заметно уменьшив затраты бюджета на его поддержку, было отменено правлением в солнечный субботний день.

При этом все же в понимают, что здесь не обошлось без давления на банк. Кроме очевидных бюджетных потерь от такого популистского решения, оно красноречиво говорит западным инвесторам о зависимости наших госкомпаний от власти.

И об очевидном отсутствии мотивации у власти приватизировать такие объекты, не смотря на все обещания в меморандумах.

 

Нужно что-то делать с жадностью
Это всего несколько недавних примеров. Очевидно, с этим надо бороться, иначе это станет губительно для власти, а может, и для всей станы. Так, в глазах власти жадность и популизм призваны компенсировать друг друга.

И в этом основная опасность, ведь еще большее проявление жадности будет требовать еще большего популизма, увеличивая разрушительный эффект.

Но, понимая этот недуг, с ним можно легко бороться. Главное — умерить свою жадность, и тогда затраты на популизм можно будет существенно снизить.

Игорь МАЗЕПА, генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capital

Редактор Ирина ЧЕРНЯВСКАЯ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.