Эгберт Ян ван Бел — известный в Европе специалист по digital-маркетингу, член жюри международного Webby Awards (”Интернет-Оскара”). Он представил dBase в Европе в 1980-х, создал собственный бизнес, был управляющим директором в KetchumPleon в странах Бенилюкса. Его книга Follow that Customer стала бестселлером в Бельгии и Нидерландах, а Event Driven Marketing получила премию Marketing Literature Award за лучшую работу по маркетингу. Сейчас ван Бел работает над новой книгой — 3D, о методах дополненной реальности, таких как Layar.
Эгберт стал одним из лекторов Нова пошта Business School, где рассказал предпринимателям о новых инструментах маркетинга и продаж. На лекциях студенты в четырех городах, которые он посетил, делились с ним наболевшим. Поскольку ван Бел в Украине впервые, мы попросили его поделиться своими впечатлениями об украинских предпринимателях и дать несколько советов по улучшению бизнеса.
Вы много работаете с МСБ. С какими проблемами они обращаются чаще всего?
Наиболее болезненные для малого бизнеса вопросы — это бизнес-планирование (работает ли действующая модель и проект), как можно создать устойчивый (sustainable) бизнес с клиентами, нехватка денег, которые можно было бы инвестировать в новые проекты. Многие также слишком заняты внутренними вопросами и забывают о мире вокруг, что приводит к определенным проблемам. Волнует и то, как построить устойчивые (sustainable) продажи и как удержать фокус на перспективах и клиентах.
В чем разница между украинским и европейским рынками? Какие основные риски для предпринимателей?
Украина — это растущая экономика. Сейчас основной задачей бизнеса должно стать построение эффективных рынков, проведение необходимых изменений и реформ. Европейские предприниматели живут в условиях дефицита инвестиционного бюджета, это для них сейчас самый большой риск. В Украине же нестабильная политическая ситуация. Чтобы украинский бизнес начал активно развиваться, нужно решить этот вопрос.
На одной из лекций вы сказали, что Украине понадобится 10-15 лет, чтобы достичь европейского уровня маркетинга и ведения бизнеса. Что следует делать предпринимателям, чтобы быстрее пройти этот путь?
Хороший вопрос! Международное сотрудничество на отраслевом уровне, обмен знаниями, привлечение инвесторов в Украину… Способов хватает. Главное — совместно работать над повышением уровня знаний. Это будет связывать воедино университеты, бизнес-школы, формировать единое бизнес-пространство, в котором обмен информацией будет почти мгновенным.
Нужно также приглашать заинтересованных лидеров мнений — журналистов, писателей, предпринимателей, преподавателей. Взгляните на Украину с другой позиции, найдите сильные стороны. Здесь сработает тот же принцип, что и в бизнесе. Каковы ваши реальные активы? Оцените их, примите их за основу и отталкивайтесь от этого.
Вы прочитали свой курс “Цифровой бизнес” в четырех городах Украины. Отличались ли в них вопросы? О чем спрашивали чаще всего?
У нас были “тонны” дискуссий о разнице между Украиной и остальным миром. Больше всего студенты спрашивали, как стать успешным. Но многие вопросы касались метода — как? Украинским предпринимателям предстоит еще многое сделать. Но я рад, что встретил таких особенных, умных и хорошо образованных людей с амбициями.
Расскажите о вопросе студента, который вам больше всего запомнился.
Один вопрос, заданный во Львове, больше всего меня зацепил. Наверное, из-за эмоционального содержания. Одна женщина встретилась с подругами, которые живут в Швеции и Швейцарии. Поговорили о том, кто чем живет. И возник вопрос о том, почему же Украине далеко до уровня развития этих стран? Да, жизнь в Украине менее безопасна и более сурова, нежели в Европе. Однако любое государство сложно сравнивать с этими двумя чрезвычайно преуспевающими странами.
Голландия когда-то тоже была развивающейся страной. После Второй мировой она находилась в бедственном положении, многие крупные города, кроме Амстердама и Гааги, были разрушены. Но сейчас она преуспевает. Как можно избавиться от невзгод самостоятельно? Как изменить свою страну и бизнес в ней к лучшему? Общайтесь и сотрудничайте.
Что предпринимателям в первую очередь нужно изменить в бизнес-процессах?
Нарабатывать связи, заниматься нетворкингом, обмениваться знаниями и создавать бизнес-сообщество совместно с зарубежными коллегами. Кроме того, чрезвычайно полезными я нахожу всевозможные проекты школ для малого и среднего бизнеса, а также менторство. Наставничество — блестящая концепция, которая начала активно внедряться в Украине, может работать и на глобальном уровне.
Каких знаний больше всего не хватает МСБ в Украине?
Базовых навыков и знаний, которые помогут грамотно выстроить процессы. В конкретных случаях может пригодиться наставничество. Для этого нужны опытные бизнесмены, чтобы помочь молодым менеджерам и предпринимателям идти в ногу с остальным миром.
Почему так важно, чтобы крупный бизнес обучал малый? Почему так важно развивать МСБ в целом?
98% крупного бизнеса начинали как малый. МСБ может расти быстрее, лучше, для него тоже будут уместны уроки, полученные большими корпорациями.
Малый и средний бизнес является ключевым условием для хорошо функционирующей экономики. Без него у власти будут кланы, и экономика никогда не стабилизируется.
Что вы думаете о школах для малого бизнеса? Хороши ли такие инициативы?
Мне понравилась Нова пошта Business School. Такие образовательные инициативы — отличная стратегия. Обучение клиентов и заинтересованных сторон — хорошая заявка на успех и для малого бизнеса, и для организатора. А также драйвер для успешного сотрудничества. Обмен знаниями и опытом является ключом к успеху.
Должен ли каждый малый бизнес стремиться стать крупным?
Нет. Это зависит от ваших личных амбиций, рыночных условий, целей компании, конкурентов, политики и экономики государства. Но почему нет?
Ваши главные три совета украинским предпринимателям.
Первое — не забывайте, что период полураспада знаний в современном мире составляет всего 5 лет. Уже в 2021 году 50% того, что вы знаете сейчас, останется не у дел. Поэтому постоянно учитесь, узнавайте что-то новое, внедряйте инновации.
Второе — размышляйте над тем, что вы делаете. Проследите все тренды в своей отрасли, проранжируйте их важность, посмотрите, что именно и как вы можете внедрить. Подумайте над тем, какие ценности вы создаете. Ценности — это то, что продается.
Третье — используйте силу соцсетей. Сегодня ваш профиль в LinkedIn может помочь найти идеального бизнес-партнера буквально в несколько кликов, а еще лучше — партнеров. Благодаря таким инструментам как Crystal, вы можете просчитать все, вплоть до того, каким бизнес-партнером мог бы стать для вас ваш президент страны. Пользуйтесь, дерзайте — и все получится!
Юрий ДОЩАТОВ
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
21:00 25 ноября
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.