В свете последних событий на нефтяном рынке Украины достаточно часто упоминается компания ТНК-ВР — одна из крупнейших компаний, способных как стабилизировать, так и дезорганизовать ситуацию. Причем не только в Украине. Неожиданностью весны — начала лета в связи с этим игроком рынка стало то, что ТНК-ВР резко переключилась на экспорт нефтепродуктов, производимых в Украине, за пределы нашей страны. Таким образом, на востоке Украины может возникнуть угроза дефицита моторного топлива. Насколько она реальна и каковы планы и действия компании, в частности, в связи с изменением акцизных ставок, — об этом разговор корреспондента ZN.UA с исполнительным директором ООО “ТНК-ВР Коммерс” Феликсом ЛУНЕВЫМ.
— Феликс Сергеевич, всего несколько недель назад владельцы и представители нефтеперерабатывающих предприятий в Украине заявляли о том, что работают в убыток из-за неконкурентного преимущества импортеров. Однако главный финансовый директор ТНК-ВP Джонатан Мьюир, презентуя финансовый отчет компании, сообщил, что в первом полугодии 2011-го ТНК-BP получила положительный показатель EBITDA в размере 130 млн. долл. — как результат работы в Украине. С чем связан рост доходов украинского подразделения компании? Неужели так быстро изменилась ситуация на украинском рынке?
— Заявленный положительный показатель EBITDA (прибыль до расходов по процентам, уплаты налогов и начисленной амортизации) относится к оптимистическому прогнозу на весь 2011 год. К тому же он включает в себя результат, который заработают российские компании ТНК-ВР, перепродавая продукты давальческой переработки за пределами Украины. Если мы говорим о доходности украинских предприятий компании, то здесь EBITDA составил 64 млн. долл. При этом чистая прибыль — только 10 млн. долл. Это общий результат всей группы компаний ТНК-BP в Украине, а не одного завода “ЛИНИК” (Лисичанск, Луганская обл.). Прошу заметить, что львиную долю этой прибыли принесли наши сбытовые предприятия, а завод заработал совсем немного. Существует огромный перевес в доходах в сторону сбытовой сети. Это лишний раз подчеркивает, что вся прибыль переместилась в розницу и опт. Другими словами, закупая нефтепродукты “на стороне”, мы получили бы ту же прибыль нашей дистрибьюторской сети.
Принципиально на украинском рынке нефти и нефтепродуктов ничего не изменилось. Маржа нефтепереработки на Лисичанском НПЗ в первые четыре месяца была отрицательной, а по итогам полугодия составляет всего 1,5 долл. на тонне. При этом нужно понимать, что за счет разницы в пошлинах, например, белорусские НПЗ зарабатывают на каждой тонне нефтепродуктов на 130 долл. больше, чем украинские. И это происходит исключительно за счет их доступа к дешевому сырью, которое не облагается экспортной пошлиной, а не благодаря объективным конкурентным преимуществам.
То, что сейчас Лисичанский НПЗ не работает в убыток, обусловлено в первую очередь увеличением давальческой переработки и колебаниями цен на нефть и нефтепродукты, а отнюдь не улучшением рыночной ситуации в Украине. Вопрос поддержки отечественного производителя в стране до сих пор не решен. Правительство так и не определилось, нужна ли Украине собственная нефтепереработка, которая является ключевым фактором для обеспечения стабильности на рынке нефтепродуктов и энергетической независимости нашей страны.
— Ранее ТНК-BP заявляла о том, что, если государство не поддержит местные НПЗ, “ЛИНИК” будет закрыт. Тем не менее Лисичанский НПЗ работает. Означает ли это изменение ранее декларировавшейся позиции компании?
— У нас все еще есть четыре сценария развития событий с НПЗ. Первый предусматривает запуск перерабатывающих мощностей в режиме частичной загрузки, когда условия на рынке будут благоприятными, а работа завода экономически целесообразной. Второй сценарий — остановка завода на шесть месяцев. По третьему сценарию завод будет стоять три года. Согласно четвертому НПЗ будет закрыт навсегда. Все зависит от того, будет ли нам выгодно заниматься этим бизнесом.
Текущая ситуация показывает, что завод работает практически в ноль. Выйти на минимальную положительную маржу заводу удалось только благодаря давальческой переработке. Если бы мы не имели этой возможности, завод пришлось бы закрыть. Без давальческой переработки мы были бы в убытке — посмотрите на результаты наших конкурентов, которые находятся в схожих экономических условиях (Кременчугский НПЗ за первое полугодие 2011 года показал 470 млн. грн. убытка. — Г.Л.). Поэтому говорить об изменении позиции компании не приходится.
Мы выполнили свою часть обязательств, принятых в рамках меморандума, подписанного с правительством: завод перешел на выпуск топлива стандарта Евро-4 до 1 июля текущего года. Лисичанский НПЗ уже с конца июня отгружает на украинский рынок только бензины Евро-4. При этом дизтопливо этого класса завод начал производить первым в Украине еще в 2007 году. Подчеркиваю, сейчас предприятие производит для украинского рынка только топливо класса Евро-4. Мы также намерены двигаться к стандарту Евро-5 и увеличивать глубину переработки нефти. Однако эти проекты требуют значительных инвестиций, и их реализация будет зависеть от того, насколько прозрачным, стабильным и конкурентным будет украинский рынок нефтепродуктов. Украинская нефтеперерабатывающая отрасль не сможет существовать, если государство не обеспечит равные конкурентные условия для всех игроков на рынке.
— Каких конкретно решений для нефтеперерабатывающей отрасли вы ожидаете от государства?
— В ближайшее время мы ожидаем результатов правительственного специального расследования по импорту нефтепродуктов. И как следствие — мер по защите отечественной нефтепереработки и украинского рынка от субсидированного импорта. Давать рекомендации правительству относительно того, какие это должны быть меры, — не наша задача. Мы предоставили всю необходимую информацию, как и другие нефтеперерабатывающие предприятия, и с нетерпением ждем решения.
Очевидно, что неравная конкурентная среда и импортозависимость рынка убивают отечественную нефтепереработку. По сравнению с 2005 годом, когда правительство отменило пошлины на ввоз нефтепродуктов, доля импорта на украинском рынке увеличилась с 7 до 45% и продолжает расти. Половина всех импортных в Украину нефтепродуктов поставляется из Беларуси. При этом объемы производства нефтепродуктов в Украине стремительно падают. Если в 2004-м местное производство составляло более 21 млн. тонн, то в 2010-м — только 9 млн. тонн.
— В мае-июне 2011 года Мозырский НПЗ был остановлен на ремонт, в это время возник дефицит нефтепродуктов на украинском рынке. Почему украинские заводы, в частности “ЛИНИК”, не воспользовались ситуацией и не увеличили объем поставок нефтепродуктов на внутренний рынок?
— Очень хорошо, что вы задали этот вопрос. Мы не раз заявляли об ущербности нынешней модели снабжения рынка, обусловленной чрезмерной зависимостью от импорта из стран — участниц Таможенного союза. Импортеры говорят о свободном рынке и о возможности закупить топливо в любой момент. Однако ситуация, сложившаяся в июне, показала, что рынку нужна стабильная работа заводов в Украине.
Кроме того, производство — это сложный процесс, который нельзя моментально прекратить или возобновить. Нефтеперерабатывающие предприятия имеют длительный производственный цикл (до 45 дней с момента заключения контрактов на поставку сырья и до отгрузки горючего потребителям). При этом, увеличив переработку, мы не можем быть уверены, что рынок останется стабильным и наши нефтепродукты смогут выдержать ценовую конкуренцию с тем же белорусским заводом, имеющим большое субсидиарное преимущество.
— 31 августа заканчивается действие пониженных акцизов на нефтепродукты. Как повлияет на цены нефтепродуктов увеличение акциза? Какие факторы сегодня оказывают определяющее влияние на уровень цен? И каков ваш ценовой прогноз хотя бы на краткосрочную перспективу?
— Думаю, не нужно напоминать уважаемым читателям о том, что любой акциз является дополнительной нагрузкой на потребителя. Увеличение налога, естественно, отразится на уровне розничных цен. Другими факторами, влияющими на цену на АЗС, являются мировая конъюнктура цен на нефть и нефтепродукты, а также баланс рынка. Сейчас баланс рынка профицитен, т.е. предложение превышает спрос. Предпосылок к существенным колебаниям цен не наблюдается. Соответственно, увеличение цены на АЗС должно произойти строго в рамках повышения акциза. Хочу особо отметить, что до сих пор правительство четко удерживало рынок от возможных спекуляций и резких скачков благодаря работе экспертно-аналитической группы при Кабмине. На мой взгляд, с учетом предыдущей практики повышение цен будет постепенным, пролонгированным.
— В настоящее время цены на автозаправочных станциях ТНК-ВР ниже, чем у конкурентов (по А-95 — на 20—40 коп. на литре). С чем это связано, что позволяет компании держать такие сравнительно низкие цены?
— Наша компания на этом рынке уже одиннадцать лет. Мы пришли сюда всерьез и надолго. Поэтому нам важно поддерживать собственное производство и устанавливать доверительные отношения с потребителями. Мы хотим давать нашим клиентам качественное топливо по доступной цене, и когда можем удерживать социально комфортные цены, делаем это.
Цены на заправках лучше любых экономических выкладок говорят потребителю о том, что каждому государству необходимо иметь национального производителя нефтепродуктов. На протяжении этого года на нижней ценовой планке постоянно находятся сети АЗС, связанные с местными нефтепереработчиками. И тенденции к изменению этого положения не наблюдается. Покупатель нефтепродуктов голосует кошельком — мы это прекрасно видим.
— Достаточно часто приходится слышать, что импортный бензин качественно превосходит произведенный в Украине, поэтому он дороже…
— На данный момент все стабильно работающие украинские заводы производят топливо класса Евро-4, которое принципиально не отличается от 80% импорта. Остальной импорт — это нефтепродукты Евро-5 брендированных (премиальных) видов.
— ТНК-ВР сделала смелую заявку на участие в развитии ресурсной базы Украины. На какой стадии находятся проекты по разведке и добыче так называемого нетрадиционного газа на востоке Украины? Сохраняет ли компания интерес к этим проектам?
— Мы, безусловно, заинтересованы в разработке месторождений нетрадиционного газа в Украине, в частности, в Луганской и Донецкой областях. В конце прошлого года мы подписали меморандум о сотрудничестве с правительством Украины и местными властями и планируем участвовать в аукционе по приобретению спецразрешений на разработку этих площадей. У нас есть современные технологии, уникальный опыт и необходимый капитал для успешной реализации этого проекта.
В то же время говорить конкретно о проектах пока сложно. Переговоры с украинскими чиновниками продолжаются. Геологические риски очень велики, и необходимо учитывать, что никакой практической деятельности по разработке нетрадиционных газовых месторождений в Украине еще не велось. По самым оптимистичным прогнозам, становление этой отрасли с нуля займет пять-десять лет при условии должной государственной поддержки. Сейчас необходимо законодательно закрепить вопросы налоговых льгот и прозрачности налогообложения, методологии формирования стартовой цены на аукционе по продаже спецразрешений, равного доступа компаний к газоносным площадям и т.д. Как видите, слишком много вопросов, от решения которых зависит будущее нетрадиционного газа в Украине.
Ганна ЛЮТА
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
[07:00 25 ноября]
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
11:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.