С началом войны, особенно после уничтожения Кременчугского НПЗ в апреле и десятков нефтебаз, ситуация на украинском рынке горючего вышла из-под контроля. Острый дефицит бензина и дизельного топлива (ДП), связанный также с потерей каналов поставок, ограничение продаж в одни руки, взлет цен на оптовом, а затем и на розничном рынке (на фоне приостановки госрегулирования с 17 мая) — сформировали новую реальность для каждого украинца. Дорогой бак — это удорожание перевозок, а значит и всех товаров.
Впрочем, в последние недели ситуация на рынке стабилизировалась. Дефицит еще не преодолен, зато прекратились ценовые скачки. Надолго ли?
Поток растет
Прежде всего следует отметить постепенное увеличение потока бензовозов и железнодорожных цистерн с единственно возможного, западного направления. Напомним, с началом войны Украина потеряла поставки из Беларуси, России и по морю. Сейчас автомобили с горючим проходят погранично-таможенные процедуры контроля в приоритетном порядке, и что важно — такие “зеленые коридоры” для бензовозов созданы с обеих сторон границы. По информации президента Консалтинговой группы “А-95” Сергея Куюна, в текущем месяце количество импортеров бензина (27) и ДТ (около 100) выросло вдвое по сравнению с довоенным. Ежедневно в страну прибывает более 230 машин с горючим.
По данным Минэкономики, в марте Украина импортировала всего 60 тыс. т горючего, в апреле — уже 191 тыс. т, в мае — 380 тыс. т, а в июне ожидается 600 тыс. т, что уже более-менее соразмерно с потреблением. Как пояснила первый вице-премьер-министр — министр экономики Юлия Свириденко в эфире телемарафона, во избежание дефицита сети АЗС должны сформировать запасы бензина и ДТ на две недели, а сейчас этот показатель составляет 7-8 дней.
Цены держатся
Согласно мониторингу Консалтинговой группы “А-95”, результаты которого публикует сайт “Минфин”, начиная с последней декады мая бензин марки А-95 торгуется в среднем чуть дороже 50 грн/л, а ДТ — 56 грн/л.
Сделаем важное уточнение: как мы выяснили в предыдущей статье, данные лучше демонстрируют ценовую динамику, но не сами средние цены — ведь в выборку исследования часто не попадают АЗС (особенно несетевые) с более высокими прайсами.
Однако очередная угроза украинскому рынку может поступить из Европы. Там также нарастают проблемы из-за курса на отказ от российской нефти и роста цен на этот стратегический продукт. Как следствие горючее дорожает. Поэтому в Польше даже состоялась серия протестов автомобилистов. По данным www.autocentrum.pl, средняя стоимость бензина А-95 на АЗС в стране уже составляет 7,9 злотых/л (51,87 грн по курсу НБУ, или свыше 63 грн по среднебанковскому курсу), а дизтоплива — 8,12 злотых/л (53,31 грн и почти 65 грн соответственно). Правда, сравнивать прайс “в лоб” не совсем правильно из-за того, что в Украине ниже (наемный труд) или отсутствуют (акциз) некоторые составляющие конечной цены, хотя и больше логистическое плечо.
Кроме того, украинским трейдерам будет все сложнее находить и покупать в Европе ресурс из-за роста спроса на нефтепродукты, а также потому, что европейские банки опасаются финансировать сделки по поставке топлива в Украину. Но означает ли это риск нового скачка цен на бензин и ДТ?
В данном контексте следует вспомнить, как формировались текущие расценки на стелах. После приостановки госрегулирования средние цены на бензин А-95 и ДТ даже в сетях, предоставляющих данные для исследований рынка, увеличились примерно на 10 грн. На фоне упраздненного акциза и сниженного импортного НДС образовался большой разрыв между стоимостью ресурса на границе и “на колонке”. Цифры на стелах определялись способностью покупателей платить, ведь горючее — жизненно необходимый товар, не эластичный по цене. Но со временем, когда рынок наполняется, а ажиотаж постепенно снижается, возникают условия для усиления ценовой конкуренции между продавцами за счет сокращения маржи. Точнее, конкуренция цен была бы в нормальных условиях. Сейчас маржа продавцов станет тем буфером, который должен “поглотить” увеличение затрат на покупку горючего в Европе и не дать прайсу на АЗС возрасти. Поэтому мы не ожидаем скачков цен на горючее в ближайшей перспективе.
Алекса ШВЕЦ
Что скажете, Аноним?
[21:35 14 ноября]
[20:07 14 ноября]
08:40 15 ноября
08:30 15 ноября
08:20 15 ноября
08:10 15 ноября
07:30 15 ноября
19:00 14 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.