Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Если мы выживем в экономике, то победим и в войне”. Украина выбирается из кризисной ямы

[17:45 19 сентября 2022 года ] [ The Moscow Times, 14 вересня 2022 ]

ВВП Украины в I квартале сократился на 15% в годовом исчислении, а во втором рухнул уже на 37,2% по сравнению со II кварталом 2021 г. Но темпы падения замедляются

 После обвала, спровоцированного российским вторжением, ситуация в экономике Украины летом начала выправляться. Это обеспечили несколько факторов:

  • антикризисные меры правительства и центробанка поддержали макроэкономическую ситуацию и деловую активность;

  • бежавшие с оккупированных территорий бизнесмены начали запускать производства в более безопасных регионах;

  • компании перестроили логистику и наладили новые цепочки поставок;

  • бизнес переориентировался на выпуск продукции, необходимой в условиях военной экономики;

  • разблокировка черноморских портов позволила возобновить экспорт сельскохозяйственной продукции.

Не стоит сбрасывать со счетов и моральный дух предпринимателей, пишет The Wall Street Journal, которая пообщалась с представителями компаний из разных секторов. Они готовы работать назло неблагоприятным обстоятельствам, чтобы приблизить победу.

“Мотивация и правда на нашей стороне, — сказал газете 43-летний Игорь Лиски, председатель совета директоров компании “Эффективные инвестиции”. — Если мы выживем в экономическом плане, то, безусловно, победим и в войне”.

Свои первые компании Лиски основал в Луганской области — и потерял все после того, как сепаратисты при поддержке России превратили ее в ЛНР. Он переехал в Киев и открыл еще несколько компаний, в том числе пчеловодческую ферму и лесоперерабатывающую фабрику. Последняя была разрушена во время наступления российских войск на Киев. Лиски решил восстановить ее, осенью она будет работать уже почти на полную мощность, уверяет он: “Украине нужны компании, которые дают работу, платят налоги, экспортируют продукцию. Все компании, которые могут, должны производить”.

Плохо, но стабильно

Росту деловой активности способствуют и победы на фронтах, начиная от освобождения территорий под Киевом в начале войны до, как надеются в Украине, последних успехов в Харьковской области. “Если вы в 50 или 100 километрах от линии фронта, там, конечно, летают ракеты, но вы не боитесь, что завтра туда придут русские”, — сказал WSJ Тимофей Милованов, президент Киевской школы экономики, который в 2019-2020 гг. был министром развития экономики, торговли и сельского хозяйства.

ВВП Украины в I квартале сократился на 15% в годовом исчислении, а во втором рухнул уже на 37,2% по сравнению со II кварталом 2021 г. Но темпы падения замедляются, сообщило 9 сентября Министерство экономики: его первоначальная оценка за II квартал была 40,6%, а в августе падение составило уже около 35%.

По итогам 2022 г. министерство теперь ждет спада на 33,2% — оговариваясь, что многое будет зависеть “от ситуации на фронте, масштабов и скорости получения донорской помощи, доступности портов для экспорта, возвращения украинцев из-за границы и роста производительности труда”. Между тем, еще в середине августа министр экономики Юлия Свириденко говорила о 35-40%.

В августе индекс ожиданий бизнеса по поводу перспектив своей экономической деятельности повысился до 44,1 пункта с 43,6 в июле. Так что сейчас, по словам Свириденко, есть основания для сдержанного оптимизма.

Милованов комментирует:

Ситуация плохая, но стабильная. Есть ощущение, что экономика адаптируется.

 

 

Борьба с энергетическим кризисом

“Налаживание логистических цепочек импорта нефтепродуктов и диверсификация поставщиков стабилизировали цены на топливо, что снизило инфляционное давление на экономику на фоне падения внешних цен, особенно на энергоносители и продовольствие”, — пишет Минэкономики.

Как происходило это “налаживание”, рассказывают руководители крупнейших операторов АЗС в Украине ОККО и WOG. В первые месяцы войны на заправках выстраивались длинные очереди. Российская артиллерия разбомбила нефтеперерабатывающие заводы (на разрушенный Кременчугский НПЗ приходилась почти половина нефтеперерабатывающих мощностей страны) и нефтехранилища, остановился импорт нефти и нефтепродуктов из России и Белоруссии. В результате образовался дефицит бензина и дизельного топлива.

В это время топ-менеджеры операторов АЗС колесили по Европе, договариваясь о поставках. Платить приходилось авансом, иногда за месяц, потому что европейские поставщики боялись договариваться с компаниями из страны, где идет война. Проблемы были и с доставкой, так как в Европе и Украине разная ширина железнодорожной колеи. “Это нелегко и небыстро”, — говорит директор ОККО Василий Даниляк.

Правительство ослабило контроль за ценами на топливо, чтобы импортеры могли покрыть возросшие расходы на логистику.

Если до войны Украина импортировала 1 млн т топлива в месяц, то в апреле — всего около 200 000 т. К июлю импорт увеличился до 770 000 т, очереди на заправках исчезли.

Операторам приходится приспосабливаться вести бизнес в условиях войны. WOG не держит в одном хранилище бензина более чем на $3 млн — чтобы стоимость цели была ниже стоимости российской ракеты, которая может ее поразить.

Из-за войны Украина к середине года потеряла 90% генерации в ветряной и более 30% — в солнечной энергетике, говорится в докладе ООН и REN21 о возобновляемой энергетике в 17 странах Восточной Европы, Средней Азии и Кавказа. Украина активно развивала этот сектор: в регионе на нее приходилось 30% мощностей в ветряной и 60% — в солнечной энергетике. В 2017-2021 гг. новые установленные мощности составили у нее 8,3 ГВт — больше, чем в какой-либо другой стране региона (у России — 3,5 ГВт).

На военные рельсы

Почти восстановился и бизнес “Новой почты” — крупнейшей украинской службы доставки. Сейчас она доставляет около 90% от довоенного уровня в 1 млн посылок в день. А ведь в начале весны выручка упала до 2% от довоенной. Бензина не хватало, под бомбежкой погибли люди, стоявшие за посылками в харьковском отделении, были разбомблены сортировочные центры в Харькове, Чернигове, Николаеве. “Я думал, наша компания может исчезнуть”, — сказал WSJ ее сооснователь Вячеслав Климов.

Но уже через несколько часов после бомбежек компания начала восстанавливать сортировочные центры. “Сейчас вы не увидите и следа разрушений”, — говорит Климов. Электронная коммерция ожила сначала на западе и в центре страны, потом бизнес стал расти за счет переключения компаний на обеспечение войск. “Сейчас мы получаем прибыль, и у нас даже есть деньги для будущих инвестиций”, — радуется Климов.

Среди тех, кто перевел бизнес на военные рельсы, — основательница обувного бренда Marsala Мария Маслий. Харьковская фабрика, с которой она работала, была разбомблена, и Маслий наладила новое производство в западной Украине — но уже не туфель и сапог на высоких каблуках, а армейских ботинок. Сама она была вынуждена переехать в Амстердам и также организовала экспортные поставки женской обуви на нидерландский рынок.

На крупнейшем украинском сайте по поиску работы work.ua в августе уже было более 40 000 вакансий в день. Хотя это сильно меньше февральских 100 000, но в марте их было всего 6000. Work.ua базируется в Днепре, который традиционно был промышленным центром, но в последние годы превращается в технологический. Другие IT-центры сформировались в Киеве и Львове. Экспорт IT-услуг в первом полугодии вырос на 23% по сравнению с тем же периодом 2021 г.

Александр Холодов, основатель разработчика программного обеспечения из Днепра Yalantis, говорит:

Мы ведем войну со страной, у которой есть ядерное оружие, а компании все равно могут наращивать бизнес.

Общий рынок с ЕС

В дальнейшем помощь украинской экономике может оказать сближение с Евросоюзом. Cейчас в Киеве ждут от него прежде всего грантов и кредитов для финансирования бюджетного дефицита. Пока тот частично покрывается монетизацией долга — Национальный банк Украины скупает обязательства Минфина. В качестве временной меры во время войны это нормально, но в долгосрочной перспективе это рискованная политика, говорил в июле Financial Times министр финансов Сергей Марченко: “В 2023 г. нам нужно избежать печатания денег центробанком”.

Бюджетные проблемы также удалось смягчить за счет заморозки на два года выплат по внешнему долгу почти на $20 млрд.

 

 

Теперь председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала обеспечить Украине “беспроблемный доступ к общему рынку Европейского союза”. Выступая в среду с ежегодным обращением к Европарламенту она заявила:

Наш общий рынок — одна из величайших историй успеха Европы, мы знаем, какой силой он обладает, так что теперь пришло время сделать его историей успеха также и для наших украинских друзей.

В июне Украина получила статус кандидата на вступление в ЕС. Будет ли доступ к общему рынку предоставлен ей уже после вступления в союз или ранее, фон дер Ляйен не пояснила — лишь сказала, что Еврокомиссия будет работать над предоставлением этого доступа. Но экономическое сближение Украины с ЕС будет означать еще один провал в политике Владимира Путина, который всячески пытался не допустить этого. Еще в конце 2013 г. он убедил тогдашнего президента Виктора Януковича отказаться подписывать соглашение об экономической ассоциации с ЕС, что спровоцировало протесты на Майдане и последующее свержение Януковича.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.