Financial Times проанализировал особенности германо-китайских отношений — Forbes выбрал ключевые факты.
Недавно Олаф Шольц оказал услугу Китаю: протянул через немецкое правительство соглашение о покупке 25-процентной доли в гамбургском морском терминале китайской компанией Cosco. Но не все в немецком правительстве рады такому соглашению.
Госсекретарь Сюзанне Бауманн написала гневное письмо о том, что такое соглашение “слишком усиливает стратегическое влияние Китая на немецкую и европейскую транспортную инфраструктуру, а также увеличивает зависимость Германии от Китая”.
Дело из Cosco разочаровало тех, кто надеялся, что Шольц займет другую позицию по отношению к Пекину и решительно положит конец меркантилизму времен Ангелы Меркель. Особенно такое положение дел не устраивает Партию зеленых, входящую в провластную коалицию вместе с партией социал-демократов Шольца и либералами.
“Опыт Германии с Россией свидетельствует, что мы больше не можем себе позволить критическую зависимость от какой-либо страны, не разделяющей наши ценности, — сказала министр иностранных дел Анналена Бербок, член Партии зеленых. — Полная экономическая зависимость оставляет нас уязвимыми к политическому шантажу”.
Несмотря на предупреждения коллег, Олаф Шольц продолжает говорить о негативных последствиях “развода” с Китаем. Фото Getty Images
Именно зеленые стали инициаторами пересмотра отношений Германии с Китаем, и в следующем году должна быть представлена “Китайская стратегия”, которая станет началом новых взаимоотношений с Поднебесной на основе более реалистичных условий.
Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер сказал, что Германия должна “усвоить урок” по ситуации с Россией и ее войне в Украине. “Этот урок состоит в том, что с любой зависимостью нужно покончить. Это особенно касается Китая”, — подчеркнул Штайнмайер.
Соглашение с Cosco продемонстрировало глубокие разногласия в правительстве, ведь несмотря на предупреждения коллег Шольц продолжает говорить о негативных последствиях “развода” с Китаем.
“Разрыв связей — это неправильный ответ”, — сказал канцлер на бизнес-конференции в прошлом месяце.
“Не складывай все яйца в одну корзину”
Шольц, который ранее был городским главой Гамбурга, долгое время был убежден, что у Германии нет другого выхода, кроме как торговать с такими странами, как Китай. “Танцевать нужно с теми, кто в комнате, это касается политики так же, как и сельской дискотеки”, — сказал он в 2018-м.
В то же время основы управления рисками говорят о том, что компаниям необходима диверсификация. “Это основной урок, который преподают на третьем семестре в бизнес-школе: не складывай все яйца в одну корзину, — сказал он в августе. — Это касается как импорта и цепей поставок, так и экспорта”.
С последним его утверждением согласны и другие ведущие деятели немецкого правительства, а вот некоторые немецкие бизнесмены, похоже, услышали только мнение канцлера о необратимости тесных связей с Китаем.
Например, BASF в июле объявила об окончательном одобрении плана строительства огромного завода на юге Китая, который обойдется в €10 млрд. Кроме того, BASF планирует снизить присутствие в Европе, ведь, говорят в компании, рост цен на энергоресурсы делает бизнес неконкурентоспособным.
Гендиректор BASF Мартин Брудермюллер защищает свой подход и инвестиции в Китай: “Думаю, нам крайне необходимо прекратить притеснять Китай и более критично посмотреть на себя”.
Открытие китайского рынка способствовало головокружительному подъему германской экономики в последние 10 лет. Фото источник Financial Times
Эксперты говорят, что у BASF нет другого выхода, кроме как сосредоточиться на Китае. “У Китая 60% химических компаний и талантов мира, а также 40% ресурсов, — сказал советник китайского правительства Ван Ивэй. — Если не в Китай, то куда им инвестировать?”.
И BASF такая не одна. Aldi, немецкий дискаунтер, планирует открыть сотни новых магазинов в Китае. Поставщик автозапчастей Hella вдвое увеличивает мощность своего завода в Шанхае, а Siemens на прошлой неделе сообщила о большом расширении подразделения “цифровых индустрий” в Китае.
Контрмеры правительства
Исследование “Движение на полной скорости в ложном направлении” от Немецкого экономического института показало, что немецкий бизнес лишь в первой половине этого года инвестировал в Китай рекордные €10 млрд.
Такая статистика не понравилась министрам, и они решили принять меры. Обычно правительство гарантирует компаниям, вкладывающим деньги в молодые экономики, защиту инвестиций от политических рисков.
Но в мае министерство экономики отказалось продлить гарантии инвестиций Volkswagen в Китай, сославшись на репрессии уйгуров на западе Китая. В настоящее время министерство работает над ограничением таких гарантий на инвестиции в Китай.
Но многие в Берлине считают, что такие меры вряд ли на что-нибудь повлияют. Уже есть доказательства того, что компании готовы и дальше инвестировать в Китай даже без гарантий. Некоторые члены правительства признают, что они почти не влияют на принятие решений в корпорациях.
Эра Ангелы Меркель
Годами Германия больше всего выигрывала от открытия Китая. Аппетиты китайцев к немецким инструментам, холодильникам и автомобилям, похоже, безграничны, а импорт на китайские рынки способствовал сногсшибательному подъему немецкой экономики в последние 10 лет.
В 2021 году Китай шестой год подряд стал крупнейшим торговым партнером Германии — в том году именно ему продали 9,5% всех экспортируемых товаров.
Ангела Меркель за 16 лет своего правления 12 раз была в Китае, часто в сопровождении огромных деловых делегаций. Иногда она критиковала нарушение прав человека Пекином, но экономические связи всегда были на первом месте.
Ангела Меркель и Си Цзиньпин Фото Getty Images
Когда Китай разрешил иностранным автобрендам зайти на свой рынок за счет совместных проектов с государственными производителями, такие компании, как VW, быстро воспользовались этим. В результате немецкий след на китайском рынке продолжил расти.
Volkswagen продает 20% своих машин в Китае, а 13% доходов Siemens и 15% доходов BASF приходятся на Китай. Недавнее исследование аналитического центра Ifo показало, что 46% промышленных компаний возлагаются на непосредственные инвестиции от Китая.
В середине 2010-х Китай объявил о планах увеличить внутренние инновации и снизить зависимость от иностранных технологий. После этого немецкая промышленная ассоциация VDMA начала сообщать о проблемах, которые такая политика вызвала для их компаний:
китайские конкуренты начали получать льготы, что ставило иностранные компании в невыгодное положение;
рост случаев воровства интеллектуальной собственности.
Ходят разговоры о том, что некоторые все же рассуждают о том, чтобы поискать и другие рынки. Йорг Вуттке, президент торговой палаты ЕС в Китае, сказал, что в то время как крупные компании остаются на месте, “другие сегменты, преимущественно малые и средние фирмы, ставят китайские операции на автопилот и ищут альтернативы где-либо в мире”.
“Бизнес не может ждать, пока Китай разберется со своей стратегией выхода из пандемии”, — добавил он.
Согласно недавнему опросу Ifo, почти половина немецких производителей, которые во многом полагаются на импорт из Китая, планируют это изменить. В ответ на вопрос “почему” 79% сослались на “диверсификацию цепей поставок и избегание зависимостей”.
Немецкие компании, тесно связанные с Китаем, уже имеют проблемы с бизнесом. “Уже появляются малые и средние немецкие компании, которые сообщают о том, что их не допускают к международным тендерам, если они говорят, что определенные детали или запчасти поставляются только из Китая или их заводов в Китае”, — рассказал Мартин Ванслебен, глава Ассоциации немецких торговой и промышленной палат.
В настоящее время Volkswagen продает 20% своих машин в Китае. Фото Getty Images
Кроме того, американские компании, составляющие кредитные рейтинги компаний, начинают учитывать и геополитические риски, поэтому без диверсификации европейским компаниям, которые очень полагаются на Китай, может быть сложно получить рефинансирование.
Гамбургский терминал
Предварительное соглашение о покупке доли в гамбургском терминале на китайском Cosco было заключено в прошлом году. Согласно ему, Cosco Shipping Ports должна получить 35% контейнерного терминала за €65 млн от логистической компании HHLA. До подписания соглашения его должно одобрить правительство, но шесть министерств были против соглашения из-за опасности влияния Китая на критическую инфраструктуру Германии.
Шольц настоял на компромиссе: китайская компания покупает лишь 24,9% терминала, и у нее не будет права вето в стратегических решениях о бизнесе и сотрудниках. Большинство министерств в конце прошлого месяца неохотно согласились на компромисс, но не МИД во главе с Бербок, который продолжил сопротивляться соглашению с Cosco.
Эксперт исследовательской фирмы Rhodium Group Ной Баркин говорит, что продвижением соглашения с Cosco Шольц облегчает жизнь Китаю. “Китаю нужна Германия, особенно сейчас, когда американо-китайское соперничество набирает обороты, — говорит он. — Поэтому у Шольца есть рычаг влияния. Но соглашение дает сигнал о том, что этот рычаг влияния он отдает другой стороне”.
Впрочем, похоже, что Шольц не захотел, чтобы срыв соглашения затмил его визит в Пекин в эту пятницу, ведь он имеет огромное символическое значение для Китая и Германии. Кроме того, он станет первым из лидеров G7, который лично встретится с президентом Си от начала пандемии.
Немцы хотят, чтобы от них все зависиши на 100%, а сами не хотят даже на 10% от кого-либо зависеть. Так не бывает! Это глобальный мир!
Что скажете, Аноним?
[17:20 03 мая]
Чому Ощадбанк не продає ТРЦ Gulliver, який є заставою за проблемним кредитом?
[17:10 03 мая]
Які саме валютні послаблення запроваджує Нацбанк та як вони можуть вплинути на курсову стабільність.
11:00 04 мая
09:30 04 мая
[23:55 28 апреля]
[20:15 02 апреля]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.