Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Эпопея с “Мистралями”: далеко ли до финиша?

[09:39 27 апреля 2015 года ] [ Slon.ru, 24 апреля 2015 ]

Заранее предполагалось, что на встрече лидеров России и Франции будет наконец поставлена точка в истории с несостоявшейся покупкой Россией двух французских вертолетоносцев “Мистраль”.

24 апреля президент РФ Владимир Путин и его французский коллега Франсуа Олланд встретились в Ереване, куда они прибыли на мероприятия, приуроченные к 100-летию геноцида армян в Османской империи. Заранее предполагалось, что на встрече двух лидеров будет наконец поставлена точка в истории с несостоявшейся покупкой Россией двух французских вертолетоносцев “Мистраль”. Ожидалось, в частности, что Франция вернет РФ 1,5 млрд долларов в качестве неустойки, а также, что Москва не будет требовать от Парижа каких-то дополнительных выплат. Однако в итоге окончательное решение по “Мистралям” так и не было принято. В то же время, по данным западных СМИ, стороны были как никогда близки к расторжению контракта, тем более что Франция ежемесячно теряет 3 млн евро из-за срыва сделки. Однако прогнозировать, когда контракт все же будет закрыт, сегодня никто не берется. Slon Magazine решил напомнить историю сделки, которая насчитывает уже пять лет.

Откуда взялась идея купить “Мистрали”?

Впервые заинтересованность в покупке французских вертолетоносцев высказало Министерство обороны России в 2009 году. Им тогда руководил Анатолий Сердюков. При этом военное ведомство не могло дать внятных объяснений, почему оно планирует приобрести именно французские корабли. Некоторые эксперты связывали такое решение с попыткой России “отблагодарить” Францию за политическую поддержку после войны 2008 года в Южной Осетии.

Был ли какой-то конкурс?

Из заявлений российских военных и чиновников складывается впечатление, будто Минобороны России сперва заинтересовалось “Мистралями”, а потом уже в спешном порядке стало придумывать концепцию их применения и дорабатывать технические требования. При этом утверждалось, что российские предприятия способны самостоятельно разработать и построить корабли такого класса и незачем платить значительные суммы иностранным верфям за вертолетоносцы, которые к тому же еще нужно адаптировать под наши условия применения. После того как несколько российских депутатов задались вопросом о необходимости покупки именно французских кораблей, Министерство обороны решило провести тендер.

В октябре 2010 года военное ведомство объявило официальный закрытый тендер на поставку универсальных десантных кораблей для ВМФ России. В конкурсе приняли участие немецкая компания TKMS, корейская Daewoo, испанская Navantia и Невское проектно-конструкторское бюро. Немцы представили на тендер корабли проекта MDH200, испанцы — “Хуан Карлос I”, а корейцы — “Токто”. Какой проект предложило Невское ПКБ, неизвестно. Не исключено, что это предприятие заявило измененный советский проект 11780 собственной разработки. На протяжении всего конкурса Минобороны не раз заявляло, что “Мистраль” является для него приоритетом. 24 декабря 2010 года военные объявили о победе в тендере французских вертолетоносцев.

Тут следует отметить, что “Мистрали” были спроектированы южнокорейской компанией STX, которой во Франции принадлежит верфь STX France. Вертолетоносец создавался с учетом требований ВМС Франции совместно с французским предприятием DCNS на базе южнокорейского же вертолетоносца “Токто”. Оба корабля имеют сходные технические характеристики, при этом стоимость “Токто” несколько ниже, чем “Мистраля”.

Сколько они стоят?

Тем не менее контракт на поставку России двух вертолетоносцев типа “Мистраль” был подписан с Францией в июне 2011 года. Сумма сделки составила 1,2 млрд евро. По условиям контракта, России должны быть поставлены вертолетоносцы “Владивосток” и “Севастополь”. Первый корабль российский флот рассчитывал увидеть еще в ноябре 2014 года, а второй — в ноябре 2015-го.

Зачем России “Мистрали”?

Точно об этом неизвестно. В 2010—2011 годах военные и правительство высказывали разные версии. В частности, представители Министерства обороны в разное время заявляли, что “Мистрали” планируется использовать в качестве кораблей управления, морских транспортов, поисково-спасательных судов, кораблей обеспечения безопасности Курильских островов и Калининградского эксклава и даже в качестве противолодочных кораблей. В феврале 2010 года Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России, объяснил готовившуюся покупку “Мистралей” необходимостью “и поучиться, и посмотреть, что делают другие страны”.

После подписания контракта на поставку кораблей вопрос об их назначении в составе российского флота не поднимался. 16 апреля 2015 года во время прямой линии президент России Владимир Путин рассказал: “Мы в свое время контракты эти заключили прежде всего для того, чтобы поддержать наших партнеров и обеспечить загрузку их верфи”. При этом французская верфь ни прежде, ни сейчас публично на простой и отсутствие заказов не жаловалась. Ранее первый вице-премьер Дмитрий Рогозин неоднократно заявлял, что “Мистрали” и вовсе не нужны России.

Что собой представляют “Мистрали”?

Водоизмещение французского “Мистраля” составляет 21 300 тонн при длине 192 метра, ширине 32 метра и осадке 6,2 метра. Корабль способен развивать скорость до 19 узлов, а дальность его хода составляет 11 тысяч миль. “Мистраль” способен перевозить до 60 бронетранспортеров, или 450 десантников плюс 13 танков, или 70 автомобилей. В авианосную группу корабля могут входить до 16 ударных вертолетов Eurocopter Tiger или до 12 NHI NH90. Во французской версии корабль вооружен двумя ЗРК Simbad, двумя 30-мм пушками и четырьмя пулеметами калибра 12,7 мм. Стоимость строительства — $637 млн.

По условиям контракта, в конструкцию вертолетоносцев были внесены некоторые изменения. В частности, “Мистрали” получили увеличенных размеров ангары, чтобы в них могли поместиться палубные вертолеты Ка-29К и Ка-52К, созданные по соосной схеме. Кроме того, вертолетоносцы для России строятся с учетом эксплуатации в арктической зоне — на них будут смонтированы дополнительные энергетические установки для обогрева различных участков палубы.

Все системы и устройства на борту вертолетоносцев будут русифицированы. На “Мистрали” установят российское и французское оборудование управления и связи. “Владивосток” и “Севастополь” получат артиллерийские установки АК-630 калибра 30 мм в передней части по правому борту и в задней части корабля по левому борту. Зенитные ракетные установки 3М47 “Гибка” разместятся спереди по правому борту и сзади по левому.

В качестве основной обзорной радиолокационной станции на российском “Мистрале” будет использоваться французский радар Thales MRR-3D-NG, работающий в G-диапазоне волн. Аналогичные радары стоят и на трех вертолетоносцах типа “Мистраль” в составе ВМС Франции.

Корабль типа “Мистраль”. Фото: REUTERS / Julie Louise

Может ли Россия сама построить вертолетоносцы?

Может. У российских конструкторских бюро есть опыт проектирования кораблей такого класса, а у судостроительных предприятий — строительства крупнотоннажных военных судов. По неподтвержденным данным, в 2010 году на тендер Министерства обороны петербургское Невское проектно-конструкторское бюро выставляло десантный корабль доработанного советского проекта 11780. Оно вело разработку корабля этого проекта еще в 1980-х годах.

Водоизмещение “десантника” должно было составить 25 тысяч тонн при длине 196 метров, ширине 35 метров и осадке восемь метров. Проект 11780 должен был развивать скорость до 30 узлов, а дальность его хода составляла восемь тысяч миль. В авиагруппу корабля должны были войти 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29, а в доковой камере планировалось разместить четыре десантных катера проекта 1176 или два десантных катера на воздушной подушке проекта 1206. В состав вооружения должны были войти сдвоенная автоматическая пушка калибра 130 мм, две батареи зенитного ракетного комплекса “Кинжал” и четыре зенитных ракетно-артиллерийских комплекса “Кортик”.

Почему Россия до сих пор не получила корабли?

Причиной тому — военные действия на Украине. В 2014 году французское правительство объявило, что не намерено поставлять России вертолетоносцы, поскольку Москва оказывает активную поддержку сепаратистам Донбасса. По данным французской стороны, Россия, в частности, поставляет боевикам продовольствие и оружие. Москва эти обвинения отвергает. В Париже ранее объявили, что “Мистрали” будут переданы России только после того, как прекратится военный конфликт на Украине.

22 апреля 2015 года президент Франции Франсуа Олланд заявил, что в настоящее время поставка вертолетоносцев заказчику не представляется возможной. При этом он отметил, что сложившаяся ситуация может развиваться по двум сценариям: или Франция поставит “Мистрали” заказчику, или выплатит России полную стоимость контракта на строительство кораблей плюс издержки, связанные с их ожиданием.

Сколько Франция заплатит, если не отдаст “Мистрали”?

Точная сумма пока не называлась. Контрактом на поставку кораблей предусмотрена неустойка в размере трех миллиардов евро. Именно такая сумма фигурировала во время споров “Рособоронэкспорта” и представителей российского правительства с французскими властями в 2014 году. Однако на прямой линии 16 апреля Путин заявил, что Россия не собирается требовать у Франции выплату неустойки за срыв графика поставок вертолетоносцев. “Я исхожу из того, что действующее руководство Франции, французы — люди порядочные и деньги нам вернут. Мы не намерены требовать каких-то там неустоек, штрафов запредельных, но надо, чтобы все издержки, которые мы понесли, были возвращены”, — отметил президент.

К слову, полный отказ от поставки вертолетоносцев может быть невыгоден для Франции, даже если Россия, как заявил Путин, не будет требовать выплату неустойки. Дело в том, что на вооружении французских ВМС в настоящее время стоят три вертолетоносца типа “Мистраль”. Навигационное оборудование для них было разработано российской компанией “Транзас”, которая, не исключено, свернет сотрудничество с Францией.

Василий СЫЧЕВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.