Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Эпоха транспорта на батарейках. Когда заглохнет последний двигатель внутреннего сгорания

[11:32 23 сентября 2017 года ] [ Зеркало недели, 22 сентября 2017 ]

Ведущие страны называют даты, после которых будут полностью запрещены продажи автомобилей с ДВС. Ключевым переходным этапом должны стать 2032—2040 гг.

Несколько недель назад, выступая на международном автомобильном форуме в Тяньцзине, заместитель министра промышленности и информатизации КНР Синь Гобин заявил, что в стране намерены прекратить производство и продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Соответствующий план уже начали разрабатывать. Впрочем, конкретные сроки отказа от бензиновых и дизельных авто китайские чиновники не называют.

С 2009-го Китай является крупнейшим авторынком и крупнейшим автопроизводителем в мире. В прошлом году объем производства в Поднебесной достиг 28,12 млн автомобилей — это на 14,5% больше, чем в 2015-м. Большинство китайских авто предназначены для внутреннего рынка: в прошлом году на экспорт ушло около 708 тыс. машин. Заявления о намерениях прекратить производство автомобилей с ДВС должны подтолкнуть китайских производителей активнее заниматься созданием электромобилей.

Китай — далеко не первая страна, задекларировавшая желание отказаться от привычных авто. Так, в Шотландии намерены полностью запретить продажи машин с ДВС к 2032-му, в Германии, Великобритании и Франции — к 2040-му. При этом крупнейшие мировые автопроизводители наперегонки выступают с заявлениями о том, что ратуют за сохранение окружающей среды. Так, Volvo намерена уже с 2019-го прекратить выпуск новых моделей авто, оснащенных только ДВС. В свою очередь, Jaguar и Land Rover заявили о полном переходе на гибриды и электрические модели с 2020-го, а Aston Martin — с 2025 г. Эпоха транспорта на батарейках набирает ход.

Tesla и все-все-все

Электромобили сегодня выпускают практически все именитые автопроизводители — месяц назад экспериментальный электрокар презентовали даже белорусы. Создан он, правда, на базе серийной машины Geely SC7 белорусской сборки. Но флагманом на этом рынке остается детище Илона Маска. Презентация Tesla Model 3 2018 стала одним из главных автособытий года. Авто представили летом, а к декабрю завод Tesla планирует достичь показателя в 20 тыс. машин в месяц.

Tesla Model 3

Tesla Model 3

Новая Tesla способна разогнаться до сотни километров в час за 5,6 с, имеет запас хода 354 км. Стоимость авто стартует от $35 тыс. На новый электрокар уже поступило более полумиллиона заказов. Причем среди заказчиков — несколько сотен украинцев. Автомобиль получил прозвище “народного” — до этого Tesla выпускала машины, стоимость которых стартовала от $90 тыс. Правда, американские тюнеры из Unplugged Performance представили программу доработок Tesla Model 3, после которой самая доступная модель марки преображается в спорткар.

Решение Маска выпустить довольно бюджетное электроавто подстегнуло других производителей плотнее заняться своими линейками электрокаров. Так, в компании Mazda заявили, что к 2035-му сделают электрическими все свои модели. Немецкий автоконцерн Volkswagen намерен вложить 70 млрд евро в производство 80 моделей электромобилей и аккумуляторов. Причем речь идет как о массовом сегменте электрокаров, так и сегменте люкс. К примеру, японская компания Aspark представила электрокар Owl, который, по заявлениям представителей бренда, способен разгоняться до 100 км/ч за две секунды. Стоимость Aspark — около $3,5 млн. В середине сентября компания Bentley сообщила, что с 2019-го запустит в серийное производство свой первый электрокар — им станет спортивный родстер. Американская Bollinger Motors в июле представила “первый в мире полностью электрический полноприводный вседорожник”, а Jaguar объявила о создании собственного гоночного монокубка. В нем будут принимать участие только специально подготовленные электрические кроссоверы I-Pace.

 Aspark представила электрокар Owl

Aspark представила электрокар Owl

Вслед за легковыми авто пришла очередь и грузовых машин. Электрические фургоны уже используются во Франции, Германии и Японии. В Швейцарии начата работа над самым большим грузовым электрокаром в мире: вес гиганта составит 45 т, грузоподъемность — 65 т. Только аккумуляторный блок нового автомонстра будет весить 4,5 т. Правда, ученые пока не знают, как поведет себя батарея при эксплуатации — разработчики опасаются, что в случае аварии и возгорания какой-либо из ячеек батареи начнут гореть и взрываться соседние, вызывая цепную реакцию. Базой для электрогрузовика стал самосвал Komatsu HD 605-7, который подвергся значительной модификации.
Первый грузовой автомобиль Tesla 26 октября представит и Илон Маск. Пока известно лишь то, что грузовик Tesla Semi сможет проехать без подзарядки до 480 км и будет обладать системой автономного вождения. Превращение электрокаров в беспилотники на колесах — следующая ступень в развитии транспорта с электромоторами.

Когда электричество победит бензин

Между тем в автоконцернах, опрошенных The Wall Street Journal, отмечают, что спрос на электрокары пока еще слишком мал, чтобы компенсировать уменьшение продаж машин на тяжелом топливе. В недавно опубликованном отчете Morgan Stanley о мировом автомобильном рынке самая оптимистичная оценка выглядит так: к 2040 г. примерно 50-60% легкового автотранспорта будет приходиться на электрокары. И это притом что власти многих стран мира в буквальном смысле стимулируют население пересаживаться на электромобили. Так, в Соединенных Штатах государство представляет покупателям электрокаров налоговый кредит в $7,5 тыс. Во Франции компенсация за покупку электроавто составляет 6500 евро, в Германии — 5400, в Румынии — 5000 евро, в Эстонии — до 50% цены (но не более 18 тыс. евро), в Китае — до $18 тыс. Но бума электрокаров все еще нет. Директор компании Toyota Такеши Учиямада на днях заявил, что новые законы фактически вынуждают автомобильные корпорации производить электромобили, в которых используются сырые технические решения. “Законы и правила, которые стимулируют развитие электрических транспортных средств, вступают в силу в Китае и США. У производителей электромобилей не будет никакого выбора, кроме как производить электрические транспортные средства или выйти из бизнеса”, — отметил Учиямада.

В некоторых странах покупателям электрокаров предоставляют льготные условия оплаты

В некоторых странах покупателям электрокаров предоставляют льготные условия оплаты

Главной проблемой электроавтомобилей остаются аккумуляторы — ограниченное количество циклов зарядки, небольшой запас хода авто. К тому же на высоких скоростях аккумуляторы быстро разряжаются, поэтому электрический спорткар пока скорее концепт, чем реальность. Вице-президент Hyundai Ли Ки-сан считает, что традиционные литий-ионные аккумуляторы постепенно исчерпывают возможности своего усовершенствования и индустрия стоит на пороге появления качественно новых технологий. С появлением новых элементов питания доля электрокаров может возрасти до 90% среди всех типов авто. В Hyundai считают, что прорыв будет связан с твердотельными аккумуляторными технологиями.

Между тем грузовое подразделение Daimler AG инвестировало $60 млн в израильский стартап StoreDot, который разрабатывает “органические” аккумуляторы с быстрой зарядкой. Технология StoreDot заключается в создании полупроводников из нанокристаллов, основой для которых служат пептиды. В компании утверждают, что разработанный ими блок аккумуляторных батарей емкостью 75 кВт•ч полностью заряжается за пять минут и обеспечивает пробег до 480 км. Массовой эта технология должна стать уже к 2022 г.

страртап StoreDot разработал аккумулятор, который способен полностью зарядиться всего за пять минут

страртап StoreDot разработал аккумулятор, который способен полностью зарядиться всего за пять минут

Еще одним катализатором развития рынка электромобилей может стать система каршеринга, сегодня с успехом внедряющаяся во многих странах мира. Это возможность взять авто в одной точке города и оставить в другой — аналитики все чаще говорят о том, что жители крупных мегаполисов не видят смысла в покупке личных авто. Компания Smart недавно представила электрический беспилотник vision EQ fortwo, рассчитанный как раз на использование в системе городского каршеринга. Машина будет сама искать парковочные места и отправляться на подзарядку. Ни руля, ни педалей у концепта нет — управление беспилотником осуществляется с помощью голосовых команд или обычных смартфонов.

Новое изобретение велосипеда

Электрокары — далеко не единственный вид электротранспорта. Современные электробайки уже сложно назвать велосипедом: это гибрид велосипеда, скутера и мотоцикла. Их все чаще рассматривают как альтернативу автомобилям, особенно с ДВС. Так, власти Осло, которые к 2025-му планируют запретить въезд в город бензиновых авто (въезд автомобилям с дизельным двигателем уже запрещен) готовы компенсировать жителям до половины стоимости электровелосипеда. На одну покупку подобного средства передвижения можно будет получить около $1200.

Несмотря на негативную коннотацию мема “изобрести велосипед”, сегодня десятки компаний заняты изобретением велосипедов с электромотором. Так, в конце августа американская компания PESU начала сбор денег на Kickstarter для реализации проекта PESU E-bike. Это гибридный велосипед, для передвижения на котором используется как человеческое усилие, так и электрическая энергия. PESU E-bike оснащается тройным датчиком, измеряющим скорость, крутящий момент и толчковое усилие, обеспечивая скорость реагирования двигателя на уровне 10 миллисекунд — выше, чем у любого аналога в мире, — и одновременно регулируя выходную мощность мотора. PESU уже удалось запустить две новые модели: Monster, модель XC (рассчитан на дороги с твердым покрытием и внедорожье), и Volador, модель AM (горный велосипед).

PESU E-Bike

PESU E-Bike

Как правило, электробайки создают для езды в сложных условиях. Так, в июле компания Neematic представила модель FR/1 для настоящих экстремалов — по пересеченной местности байк может разогнаться до 80 км/ч, а запас хода заявлен на уровне 100 км. Стоимость велосипеда внушительная — немногим более $9 тыс. Впрочем, высокая цена вряд ли отпугнет “адреналиновых наркоманов”, для которых Neematic и разработала свою новинку.

А вот польская фирма Avionics представила электрический велосипед под названием V1, выполненный в стиле гоночных мотоциклов начала прошлого века. Байк имеет раму из сплава стали и хром-молибдена, 26-дюймовые колеса и пятикиловаттный электромотор. Причем построено транспортное средство вручную. Двигатель позволяет проезжать без подзарядки до 120 км, а максимальная скорость байка — 58 км/ч. Стоимость электровелосипеда пока неизвестна — средства на реализацию проекта будут собирать на краундфандинговой платформе INDIEGOGO.

Примечательно, что виды электротранспорта, которые еще недавно считались детскими игрушками, все чаще становятся серьезным средством передвижения. Так, к примеру, сигвеи уже используют полицейские и курьеры. А недавно компания Skycop решила сдавать в аренду авиапассажирам в главных аэропортах Европы 100 сигвеев и 100 гироскутеров. Предполагается, что благодаря этой услуге пассажиры смогут быстро добраться до нужного выхода к самолету при пересадке или опоздании.

Украинские электронадежды

Delfast Ebike

Delfast Ebike

Весной 2017-го министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что в Украине запускают программу комплексной поддержки отечественного производства электрокаров. В нее входят удешевление стоимости электрокаров на 35%, развитие зарядных станций и создание собственного производства. Согласно Концепции развития рынка электротранспорта в Украине на 15 лет, представленной Омеляном, в первую пятилетку импорт электрокаров и зарядных станций не будет облагаться НДС и акцизом (кроме электробусов). Покупатель при первой регистрации такого автомобиля освобождается от сбора в Пенсионный фонд. Также можно будет получить до 18% налоговой скидки от стоимости купленной машины. Владельцам электромобилей до 2033-го предложат бесплатно парковаться на госпредприятиях и ездить по полосе для общественного транспорта.

Наладить собственное производство электромобилей и зарядных станций в Украине планируют в период с 2028-го до 2033-го. Однако концепция пока не заработала, да и закон об отмене НДС на этот вид транспорта до сих пор не принят. Хотя налоговые льготы позволили бы цене нового электромобиля приблизиться к стоимости машины с дизельным или бензиновым двигателем.

Именно цена зачастую становится сдерживающим фактором для украинцев, желающих пересесть на электрокары. И хотя государство пока что не спешит предоставлять владельцам электромобилей какие-либо льготы, в стране развивается сеть заправок для электрокаров, в столице функционирует сервис такси, весь парк которого состоит из электромобилей, в Одессе работает сервис аренды электрокаров.

Впрочем, эксперты отмечают: ключевым в популярности электрокаров зачастую является не забота об окружающей среде, а высокая стоимость бензина и дизельного топлива, а также низкие затраты на обслуживание электроавто. Так, к примеру, при среднем пробеге 20 тыс. км за год самый популярный в нашей стране электрокар Nissan Leaf сэкономит своему владельцу за счет бензина 43 тыс. грн.

Есть чем похвастать украинцам и в сегменте электровелосипедов. Компания Delfast представила гибрид мотоцикла и горного велосипеда Delfast Ebike. Разработчики утверждают, что на одном заряде он сможет преодолеть почти 400 км, а это больше, чем в Tesla Model 3. Батарея устройства рассчитана на 3 тыс. циклов, причем от двух USB-выходов электродвигателя можно подзарядить смартфон и планшет. Максимальная скорость транспортного средства составляет 45 км в час, стоимость Delfast Ebike будет стартовать от $2989. В конце сентября разработчики намерены начать кампанию по сбору средств на Kickstarter. 

Игорь СЕРГЕЕВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2017-09-23 13:24:16] [ Аноним с адреса 158.69.57.* ]

75 кВт•ч за пять минут? Это типа мегаватт? У кого такие подключения есть?

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.