в том числе до событий, ставших определяющими для топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и, соответственно, экономики Украины. Современные тенденции, как и терминология, просочились и в эту, как показывает практика, условно экономическую и максимально скрытую от “лишних глаз и ушей”, несказанно замешанную на политике отрасль, емко называемую со всеми ее многосоставными сегментами “энергорынок”. Намерение изложить в телеграфно-аналитическом стиле (если такой возможен) 20 важнейших за два десятилетия решений для энергорынка страны, имевших как положительные, так и отрицательные последствия (иногда — никаких), натолкнулись на то, чем часто пренебрегают, — на необходимость определения понятий. Попробуем для начала справиться с этим.
Обобщенно энергорынок состоит из таких сегментов:
— энергосбережение и сокращение выбросов парниковых газов — как государственная политика всех госорганов и СМИ, так и осознанная необходимость каждого рачительного хозяина дома — налогоплательщика и иждивенца; использование современных технологий энергосбережения в промышленном производстве и домашних хозяйствах; производство и применение энергосберегающих материалов и оборудования, включая промышленные и бытовые приборы учета расходования энергоресурсов; использование альтернативных и возобновляемых источников энергии; полноценное участие Украины в глобальном и региональных углеродных рынках;
— элекроэнергетика: тепловая (ТЭС), гидро- (ГЭС, включая гидроаккумулирующие ГАЭС, входящие в “Укргидроэнерго”), атомная (пять АЭС, входящих в состав НАЭК “Энергоатом”), включая производство сырья и компонентов, импорт ТВЭЛов; био-, ветро-, солнечная, комбинированная (газ/тепло); транспортировка электроэнергии по сетям высокого напряжения системы “Укрэнерго” и распределение через энергосети облэнерго; экспорт электроэнергии; ОРЭ, включая ГП “Энергорынок”; НКРЭ — национальный регулятор энергорынка;
— уголь: энергетический (для ТЭС) и коксующийся (для металлургии) — добываемый в Украине, импортируемый и экспортируемый;
— нефть — добываемая в Украине и импортируемая всеми субъектами хозяйствования разных форм собственности;
— газ природный: сжатый и сжиженный, попутный и синтетический, газ метан угольных пластов — добываемый в Украине предприятиями НАК “Нафтогаз Украины” (ДК “Укргаздобыча”, ГАО “Черноморнефтегаз”, ОАО “Укрнафта”) и другими добывающими компаниями; импортируемый вначале корпорациями и компаниями ЕЭСУ, “Итера”, “Республика”, “Интергаз”, “Укргазпром”, а затем и “Нафтогазом Украины”, Eurals Trans Gas, RosUkrEnergo AG, “Газпромэкспорт Украина”, “УкрГаз-Энерго”, другими хозяйствующими субъектами, компанией “Укргазавто” и ее аналогами;
— переработка газа и конденсата: природного газа — на двух ГПЗ, включая его стандартную подготовку, и так называемого нетрадиционного — биогаза; производство моторного топлива;
— переработка нефти и конденсата: предварительная, до и после транспортировки; на шести НПЗ и двух ГПЗ, включая производство битумов, светлых фракций переработки нефти — дизельных топлив, автомобильных бензинов, масла, авиатоплива;
— транспортировка и распределение (доставка потребителям) газа: природного — магистральными трубопроводами высокого давления (ДП “Укртрансгаз” для покупателей в Украине и на экспорт), распределительными — обл-, гор-, райгазами (газопроводы среднего и низкого давления); сжиженного газа — авто- и железнодорожным транспортом (в цистернах);
— транспортировка нефти и реализация нефтепродуктов: транспортировка нефти — магистральными трубопроводами “Укртранснефти” на НПЗ, морским путем — танкерами с перевалкой в терминалах (Одесса, “Южный”, Феодосия, Херсон) с последующей транспортировкой трубопроводным или железнодорожным транспортом на НПЗ или транзитом; транспортировка нефтепродуктов на нефтебазы (железнодорожным и автотранспортом) и на АЗС (автотранспортом).
Таков смысл понятия “энергорынок” в общих чертах. При этом мы сознательно не говорим в этом материале о разведке и добыче энергоресурсов, включая метан угольных пластов и перспективы добычи сланцевого газа. Не упоминаем о перспективах импорта сжиженного газа через будущий LNG-терминал, на разработку ТЭО строительства которого в настоящее время проводится тендер. Но даже учитывая только названные выше сегменты энергорынка, строго соблюсти пропорцию 20х20 не удастся, если нас интересует содержательный результат. Посему ZN.UA предложило экспертам и журналистам назвать наиболее важные для отрасли и страны события за двадцать лет и кратко охарактеризовать их значение и последствия. Не претендуем на роль последней инстанции, но выкристаллизовавшийся материал получился, на наш взгляд, поучительным.
1991 год
4 июля. В Димитрове (Донецкая обл.) на собрании делегатов принято решение о создании республиканского независимого профсоюза УССР. Этому предшествовали массовые забастовки на шахтах Донбасса летом 1989-го. Тогда же между председателем Совмина СССР Николаем Рыжковым и Донецким стачечным комитетом было достигнуто соглашение “предоставлять по требованию трудовых коллективов полную экономическую и юридическую самостоятельность шахтам”. А уже спустя год, в октябре 1990-го, в Донецке состоялся первый съезд Независимого профсоюза горняков СССР.
1992 год
Февраль. В Макеевке прошел первый съезд Независимого профсоюза горняков Украины. Первым его председателем стал Александр Мриль.
Первым арендным, по сути, самостоятельным предприятием становится шахта имени А.Ф. Засядько (Донецк).
1993 год
15 февраля. Кабмин Леонида Кучмы принимает постановление “О строительстве нефтеперевалочного комплекса”, в котором определяет “необходимость строительства в районе г. Одессы нефтеперевалочного комплекса (терминала) для приема и поставки нефтеперерабатывающим заводам нефти, которая будет поставляться в Украину морским транспортом, мощностью 40 млн. тонн в год, с введением в действие первой очереди на 12 млн. тонн в 1994 году”. Это был первый организационный шаг на государственном уровне к диверсификации поставок нефти в Украину.
7 июня. Массовая забастовка шахтеров в Донецке с требованием “отставки Верховной Рады, так как ныне существующая не является волеизъявителем народа”. На митингах впервые звучит требование о региональной самостоятельности.
На этот же год приходится начало работ по строительству третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС.
С какой даты берет отсчет история нефтяного бизнеса группы “Приват” — доподлинно неизвестно. Но в 1993 году в Днепропетровске были зарегистрированы фирмы “Авиас” и “Сентоза”, ставшие родителями этой крупнейшей нефтяной структуры Украины. На сегодняшний день группа “Приват” контролирует около 30% продаж топлива через АЗС, владея 1558 станциями; в ее управлении находятся 55% нефтеперерабатывающих мощностей страны, 85% мощностей по морской перевалке нефтеналивных грузов и более 90% нефтедобычи через большую долю в компании “Укрнафта”. С 2007-го “Приват” активно внедряется в систему госуправления отраслью, оказывая влияние на важнейшие решения в этой сфере. До недавнего времени ставленник группы Игорь Франчук был заместителем главы НАК “Нафтогаз Украины”, а другой давний менеджер бизнесов “Привата” Александр Лазорко по сей день руководит государственной нефтетранспортной компанией “Укртранснафта”.
Захват группой в 2007 году Кременчугского НПЗ привел к радикальным переменам в структуре украинского рынка: падение переработки в Кременчуге из-за прекращения поставок сырья из России привело к наполнению рынка импортными нефтепродуктами; разворот Приднепровских нефтепроводов для прокачки в Кременчуг азербайджанской нефти спровоцировал остановку Одесского НПЗ “Лукойла”; обретение “Приватом” крупного НПЗ автоматически привело к проблемам со сбытом у Лисичанского НПЗ, принадлежащего ТНК-ВР, который ранее снабжал топливом крупнейшего участника рынка. Сегодня нефтяной бизнес лидера “Привата” Игоря Коломойского переживает непростой период. По всем признакам, у него появился новый незваный партнер в лице одной из провластных группировок, а схемы откровенной оптимизации налогообложения заметно поредели. Но при таком размере бизнеса жить на одну зарплату (читай — нормативную маржу) тоже можно весьма неплохо.
1994 год
14 января. Трехстороннее заявление президентов России, Украины и США о компенсации Украине за отказ от ядерного оружия. Последние социологические опросы свидетельствуют, что более 70% населения считают отказ Украины от ядерных боеголовок ошибочным. Весной 2010 года президент Украины В.Янукович подписал документы об отказе Украины от обогащенного урана, который использовался в научно-исследовательских целях.
21 мая. Указ президента Л.Кравчука “О мерах относительно рыночных преобразований в отрасли электроэнергетики Украины”, положивший начало широкомасштабным реформам в плане реструктуризации электроэнергетической отрасли и создания будущего Оптового рынка электроэнергии.
8 декабря. Указ президента Л.Кучмы “О Национальной комиссии по вопросам регулирования электроэнергетики” положил начало созданию регулирующего органа на рынке электроэнергетики (НКРЭ). Со временем его компетенция (установление цен, тарифов на энергоресурсы и услуги) распространилась и на другие сегменты ТЭК.
Создано российско-украинское СП “Укртатнафта” — это первый проект с вхождением российского нефтяного капитала в украинскую нефтепереработку.
Позже, в 1999 году, “Лукойл” приватизирует Одесский НПЗ, “Группа Альянс” — Херсонский, а в 2000-м ТНК победит в конкурсе по продаже Лисичанского нефтеперерабатывающего завода АО “ЛиНОС”. Несмотря на щадящие инвестиционные обязательства и символические суммы цены продажи украинских НПЗ, ни один из них после приватизации не вышел на европейский уровень. Более того, из-за технической отсталости в 2005 году остановлен и до сих пор простаивает Херсонский НПЗ. По этой же причине тогда же остановлен Одесский НПЗ, который запустился в 2008-м, но снова встал в 2010-м, когда предприятие лишилось трубопроводных маршрутов поставок нефти.
В 1994-м также начата умышленно неквалифицированная приватизация пакетов акций предприятий, ранее входивших в систему Государственной акционерной холдинговой компании “Укрнефтепродукт”. Последствия оказались негативными: фрагментация ГАХК сделала невозможным создание в Украине полноценного нефтегазового холдинга с развитым нефтепродуктовым сегментом. Результат — государству пришлось создавать неполноценный отраслевой нефтегазовый “полухолдинг” НАК “Нафтогаз Украины”, который, в отличие от большинства отраслевых госхолдингов соседствующих с Украиной государств ЕС, до сих пор не может стать объектом интереса нефтегазовых корпораций с давно утвержденным мировым именем. Единственный, но весьма упорный претендент — российское ОАО “Газпром”.
1995 год
8 февраля. Принят Закон Украины “Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности” — ключевой для функционирования предприятий ядерной отрасли.
4 апреля. Указ Л.Кучмы “О структурной перестройке в электроэнергетическом комплексе Украины”. Согласно этому документу украинская электроэнергетика была реструктуризирована по функциональному принципу вместо прежнего — территориального.
Октябрь. Введен в эксплуатацию энергоблок №6 Запорожской АЭС. Станция стала самой крупной в Европе и, соответственно, в Украине. Суммарная генерирующая мощность — 6000 МВт.
После чернобыльской аварии Верховный Совет УССР под давлением общественности принял постановление о моратории на строительство новых атомных станций в Украине. Строительство шестого энергоблока ЗАЭС, готового на 90%, было приостановлено. Несмотря на падение национальной экономики в начале 90-х, в стране стал ощущаться недостаток электроэнергии, к тому же зимы тогда были необычно суровые. Веерные отключения электроэнергии повлияли на общественное мнение, и мораторий на строительство новых атомных энергоблоков был отменен. В 1993 году было принято решение продолжить строительство энергоблока №6 ЗАЭС, и в октябре 1995-го он был введен в эксплуатацию. Если бы энергоблок №6 не был введен в эксплуатацию, Чернобыльская АЭС была бы закрыта значительно позже.
Монетизация расчетов в электроэнергетике — принудительное выведение взаиморасчетов из бартерных схем, что позволило привлечь живые деньги в отрасль, обеспечить своевременные планово-предупредительные ремонты и закупки свежего ядерного топлива.
1996 год
7 февраля. Указ президента Л.Кучмы “О структурной перестройке угольной промышленности”. До 1 сентября предписывалось создать на базе шахт государственные акционерные общества, объединения превратить в государственные холдинговые компании. Указ №116/96 так и остался невыполненным.
На основе президентского указа Кабмин Павла Лазаренко принимает постановление №521. Впервые на государственном уровне принято решение о закрытии “неперспективных” и убыточных шахт. Впоследствии это решение сделало безработными около двухсот тысяч горняков.
3 июля. Начало так называемой “рельсовой войны” — самой крупной шахтерской забастовки в истории Украины. Горняки Донбасса перекрыли две стратегические автомагистрали, шахтеры Павлограда — железную дорогу (откуда и пошло название акции). “Стачкомовец” Михаил Крылов, один из организаторов забастовки, был арестован и приговорен к двум годам лишения свободы за организацию массовых беспорядков, но амнистирован в зале суда.
Передача российской компании “Транснефтепродукт” имущественных прав на проходящие по территории Украины трубопроводы Самара—Западное направление и Грозный—Трудовая—Лисичанск. Результат этого — решение президента к 2002 году ликвидировать Трубопроводные войска Вооруженных сил Украины. Негативные последствия — большинство трубопроводов уничтожено, оставшаяся часть лишилась потребителей, которые были вынуждены переориентироваться на более дорогой железнодорожный транспорт. Его монопольное доминирование в сбыте продукции НПЗ понизило их инвестиционную привлекательность. Это облегчило проведение целевой приватизации большинства НПЗ в интересах исключительно российских компаний.
Октябрь. Согласно постановлению Кабмина №1268 создана НАЭК “Энергоатом” путем объединения пяти атомных электростанций в виде обособленных подразделений в единое унитарное государственное предприятие. Как считает большинство экспертов, за 15 лет существования “Энергоатом” не выполнил ни одной из целей своего создания.
Правительство также ликвидировало Госкоматом как самостоятельный орган управления и, кроме “Энергоатома” как оператора АЭС, создало Госатомрегулирования (последнее стало независимым от Минприроды в 2000 году).
Ноябрь. Подписан Договор между членами Оптового рынка электроэнергии Украины (ОРЭУ). Изначально ОРЭУ задумывался как самоуправляющаяся организация членов оптового рынка на основе коллективного договора. Представительским органом ОРЭУ является совет ОРЭУ (совет энергорынка). Однако впоследствии роль совета энергорынка была нивелирована.
1997 год
28 мая. Подписание “Соглашения между правительством Украины и правительством Российской Федерации о взаимных расчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием ЧФ на территории Украины”. Это было первое газофлотское соглашение, предусматривавшее “погашение задолженности Украины по госкредитам, предоставленным ей РФ в соответствии с межправительственными соглашениями от 26 мая 1993 года и от 20 марта 1995 года, которая подлежит погашению до конца 2007 года и определяется сторонами по состоянию на 28 мая 1997 года в сумме 3074 млн. долл. с учетом процентов за пользование кредитами”.
Российская сторона, исходя из постсоветских интеграционных тенденций, глубинная суть которых была направлена на сохранение статуса зависимости бывших республик СССР от Российской Федерации, используя практику свободных цен в международной торговле, практически формировала в течение первой половины 90-х годов госдолг стран СНГ перед Россией. Из общей суммы предоставленных в 1992—1993 годах кредитов в 5,26 млрд. долл. одиннадцати странам СНГ 47,6% приходилось на Украину. Основным назначением кредитных ресурсов была оплата энергоресурсов. По сути олигархономика Украины зарождалась, следуя формуле “прибыль — себе, долги — государству”. Она получила свой стартовый потенциал благодаря неплатежам за газ. Известный экономист А.Аслунд указывал на то, что “Газпром”/Россия требовали, чтобы эти неплатежи, виновниками которых иногда были частные украинские импортеры, были гарантированы украинским государством”. Страна набирала критичную массу долгов. В определенный момент “Х” российская сторона поставила вопрос ребром и осуществила пакетную флотско-долговую увязку через схему взаимозачета.
Май. НАЭК “Энергоатом” принята как коллективный член во Всемирную ассоциацию организаций, эксплуатирующих АЭС, и зарегистрирована в Московском региональном центре (ВАО АЭС-МЦ).
Июнь. Горняки заблокировали правительственные кварталы в Киеве, требуя выплатить долги по зарплате.
11 августа. Подписание Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Позже, 15 марта 1999 года, был подписан Киотский протокол к конвенции, который был ратифицирован Украиной 4 февраля 2004 года. В мире Киотский протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года. Подписание и ратификация Украиной Киотского протокола позволили привлечь в страну средства на энергоэффективные и экологические проекты, которые обеспечивают сокращение выбросов парниковых газов.
10 октября. Учреждение ГУАМ. Идея более тесного сотрудничества в транспортировке нефти и газа из Каспийского региона и создания новых энергомаршрутов могла сделать Украину, в случае успешной ее реализации, региональным лидером в энергосфере.
16 октября. Президент Л.Кучма подписал принятый парламентом Закон “Об электроэнергетике”, которым были определены правовые, экономические и организационные основы деятельности в электроэнергетике. Электроэнергия определена как товар. Начал работу Оптовый рынок электроэнергии, договор между членами которого был подписан в ноябре 1996 года.
Декабрь 1997 — февраль 1998 года. Проведены первые конкурсы по продаже акций энергопоставляющих компаний (облэнерго), закончившиеся провалом. Удалось реализовать только по 20% акций “Кировоградоблэнерго” и “Тернопольоблэнерго”.
1998 год
25 февраля. Создание НАК “Нафтогаз Украины”. Объединение игроков рынков нефти и газа в одну монопольную структуру под неофициальным руководством президента страны, что заложило основу для современной структуры и схемы управления нефтегазовым рынком (решающие вопросы — в “ручном режиме”). Первый глава НАКа — Игорь Бакай, до этого возглавлявший крупнейшие газотрейдерские компании.
Предоставление правительством Украины полномочий НАК “Нафтогаз Украины” по импорту газа из Туркменистана компании-оператору. Негативные последствия в дальнейшем — отсутствие должного сопротивления власти и оппозиции предложениям указанной компании позволило ее создателям в 2002-м и 2004 году более успешно забрать у “Нафтогаза” указанные права в пользу компаний-клонов — Eurals Trans Gas и RosUkrEnergo AG.
Апрель. Фонд государственного имущества предпринял вторую попытку проведения конкурсов, в результате которой было реализовано по 35—36% акций семи облэнерго. Помимо покупки акций на конкурсах, их победители параллельно скупали активы энергопоставщиков на биржах и на вторичном рынке. В итоге частным собственникам к концу 1998 года удалось сконцентрировать от 66 до 72% акций в компаниях “Львов-”, “Луганск-”, “Одесса-”, “Полтава-”, “Прикарпатье-”, “Сумы-” и “Черниговоблэнерго”. Таким образом, 1998 год вошел в историю как год первой волны приватизации энергоактивов. Частные облэнерго отныне вошли в затяжное многолетнее противостояние с государственным сектором электроэнергетики.
В этом же году ратифицирована Конвенция о ядерной безопасности; позже, в 2000 году, ратифицирована Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработанными ядерными отходами и о безопасности обращения с радиоактивными отходами.
В этом же году ФГИ утверждает заведомо невыгодные западным инвесторам условия конкурса по приватизации ПО “Лисичанскнефтеоргситнез („ЛиНОС“). Первый негативный результат: целевая приватизация под заранее известного покупателя сделала невозможным привлечение к торгам европейских компаний-кредиторов предприятия (Totall Mark Rich Co AG и других). Второй негатив — успешный опыт сомнительной приватизации “ЛиНОСа” дал властям модель для последующих аналогичных схем приватизации Херсонского и Одесского НПЗ под одного заранее известного покупателя.
1999 год
Весна. ФГИ на международных конкурсах реализовал контрольные пакеты акций шести облэнерго. Эти тендеры стали прецедентом проведения открытых и прозрачных международных торгов в украинской энергетике.
2 августа. Президент Л.Кучма указом закрепил контрольные пакеты акций тепловых энергогенерирующих компаний в госсобственности. Этот указ, по сути, надолго заморозил публичные приватизационные процессы в электроэнергетической отрасли и привел в конечном итоге к явлениям так называемой теневой приватизации в электроэнергетике в начале 2000-х.
В 1999 же году вУкраине открыт первый автозаправочный комплекс под всемирно известным западным брендом British Petroleum (BP). Киевские водители едут на заправку через весь город за “английским бензином”. Компания планирует расширить сеть АЗС до десяти комплексов в украинской столице, однако в связи с реформированием глобальной сбытовой сети ВР британцы принимают решение покинуть украинский рынок. Бренд возвращается в Украину в 2008 году через совместное предприятие ВР с ТНК, однако марка сначала теряется на фоне возмужавших местных компаний.
Вторая попытка вхождения западного бренда произошла в 2006 году — на базе сети АЗС “Группы Альянс” создается совместное предприятие с Shell. Англо-голландский концерн быстро перебрендировал сеть, вдохнув в нее новую жизнь и утвердив новые стандарты в этом бизнесе, что дало заметный импульс развитию всего рынка. Приход Shell в Украину обратил на себя внимание других западных сетей, таких, как OMV, Orlen, Total, Rompetrol. Однако после исследования местных особенностей и условий ведения бизнеса данные операторы решили отложить планы по экспансии в Украину. Отчасти эти планы скорректировал и кризис 2008 года.
В этом же году у Лисичанского НПЗ “ЛиНОС” появился новый руководитель. Им стал Юрий Бойко, начавший в Лисичанске свой путь в нефтегазовой отрасли и в итоге ставший одной из ключевых фигур в этой важнейшей сфере. В 2001 году Ю.Бойко становится директором крупнейшего в стране Кременчугского НПЗ, в начале 2002 года возглавил НАК “Нафтогаз Украины”, а в 2003—2004 годах совмещал этот пост с должностью замминистра топлива и энергетики. В 2006 году впервые становится министром топлива и энергетики Украины, этот же пост занимает в 2010 году с победой на президентских выборах Виктора Януковича. Деятельность Юрия Бойко эксперты оценивают по-разному, а однозначно утверждать можно лишь то, что он оставил свой след во всех значимых проектах украинской нефтегазовой отрасли, и многие из них продолжает непосредственно курировать.
2000 год
Назначение вице-премьером по ТЭК Юлии Тимошенко, ставшей инициатором многих резонансных решений по выведению топливно-энергетического комплекса из тени. Борьба за денежные расчеты за электроэнергию. Отказ от бартера. Монетизация экономики и энергоотрасли.
Официальное обвинение Большим федеральным жюри США экс-премьера П.Лазаренко в отмывании 114 млн. долл., полученных незаконным путем, в том числе и в результате афер с газом, и переведенных в 1994—1999 годах на зарубежные счета. Этот факт показал международному сообществу уровень коррупции в высших эшелонах украинской власти. П.Лазаренко до сих пор находится в тюрьме в США.
4 апреля. Принятие постановления Кабмина №599 “О внедрении аукционов по продаже нефти, газового конденсата, природного, сжиженного газа и угля”, которым государственным компаниям и компаниям с государственной долей более 50% предписывается все производимые энергоресурсы выставлять на открытые торги. Инициатива тогдашнего вице-премьера по ТЭК Юлии Тимошенко положила конец продаже за бесценок государственных энергоресурсов. Однако при Тимошенко же, но уже в ранге премьер-министра в 2008—2009 годах данный механизм был окончательно трансформирован в разновидность легального разграбления госкомпаний олигархическими структурами при непосредственной помощи отраслевых чиновников. Нефть компании “Укрнафта” в 2009 году продавалась на “открытых” аукционах по цене порой в четыре раза ниже рыночной. Рекорд же зафиксирован в продажах сжиженного газа компаниями “Укргаздобыча” и “Укрнафта” в 2011 году: в мае газ этих компаний был продан на полгода вперед по цене 2130 грн./тонна, тогда как на момент продажи рыночная цена составляла минимум 8000 грн., а в августе выросла до 12000 грн./тонна. При таких ценах недополученная прибыль государственных компаний до конца года составит не менее 1,5 млрд. грн. Впрочем, курирующий торги Аукционный комитет, состоящий из представителей Минэнергоугольпрома, подведомственных ему компаний и чиновников Минэкономразвития, ничего не имел против такого результата.
6 сентября. Первая в истории независимой Украины приватизация шахты. ФГИ по договору №КПП-283 разрешает продажу и акционирование шахты “Комсомолец Донбасса”. В частные руки также переходит еще одна шахта вместе с обогатительной фабрикой. Создается акционерное общество “Угольная компания „Красноармейская-Западная №1“.
15 декабря. Остановка третьего энергоблока и закрытие Чернобыльской АЭС. Под влиянием мировой общественности и взятых обязательств было принято окончательное решение о выводе из эксплуатации Чернобыльской АЭС. Постановлением правительства от 22 декабря 1997 года признано целесообразным произвести досрочное снятие с эксплуатации энергоблока №1, остановленного 30 ноября 1996 года, постановлением от 15 марта 1999 года — энергоблока №2, остановленного в 1991 году. 11 декабря 1998 года был принят закон Украины, определивший особенности правовых отношений относительно дальнейшей работы ЧАЭС и досрочного снятия с эксплуатации энергоблоков, преобразования разрушенного четвертого энергоблока в экологически безопасную систему, а также защиты персонала Чернобыльской АЭС. 29 марта 2000 года Кабмин принял решение о досрочном снятии с эксплуатации энергоблока №3 и окончательном закрытии Чернобыльской АЭС до конца 2000 года. Негативный результат — Украина утратила возможность демонтажа уцелевших после аварии трех реакторов ЧАЭС с целью их установки и запуска на площадках других АЭС Украины (или дружественных стран, которые, в отличие от Украины, испытывают дефицит плутония).
2001 год
28 апреля. Беспрецедентный случай продажи теплоэлектростанций на “долговом” аукционе. Три ТЭС — Луганская, Зуевская и Кураховская — проданы никому не известному ООО “Техремпоставка” за 208 млн. грн. Новые владельцы долго оставались неизвестными… С целью эксплуатации сетей было создано ООО “Луганское энергетическое объединение”. При этом на балансе “пустышки” “Луганскоблэнерго” остались долги перед ГП “Энергорынок” на сумму 1,9 млрд. грн. Впоследствии компания “Техремпоставка” передала электростанции в аренду ООО “Востокэнерго”.
Апрель. Президент Л.Кучма наложил вето на Закон “Об особенностях функционирования оптового рынка электроэнергии в Украине”, который предусматривал переход к прямым контрактам между производителями и покупателями электроэнергии и который лоббировала группа Константина Григоришина. После этого в отрасли воцарилась модель единого оптового покупателя и продавца электроэнергии, функции которого выполняет ГП “Энергорынок”.
12 июля. Принят Закон Украины “О нефти и газе”. Отныне нефть и газ признаются товаром.
19 сентября. Правительство А.Кинаха приняло постановление №1205, которым утверждена госпрограмма “Украинский уголь” на 2001—2010 годы. Это была первая комплексная госпрограмма развития угольной отрасли времен независимости, но она так и осталась невыполненной.
Создано ЗАО “Газтранзит” для расширения мощностей газопровода Ананьев—Тирасполь—Измаил (АТИ). Позитивные последствия — расширение АТИ улучшило перспективы начала Украиной импорта газа либо уступки (замещения) поставок газа из государств Южной Европы и из Турции. Негативные — получение подрядов “Газтранзита” группой компаний “Зангас Юг” и “Зангас Буг” облегчило их учредителям успешную борьбу за контроль над российским ЗАО “ЗАНГАС”. Контроль над этой компанией позволил этим учредителям сначала добиться от “Газпрома” подрядов на реконструкцию газопровода Средняя Азия — Центр, а затем получить от него право полного отстранения к 2004 году “Нафтогаза Украины” от поставок по этому газопроводу.
На Запорожской АЭС построено сухое хранилище отработанного ядерного топлива (СХОЯТ). Промышленная эксплуатация начата в 2004-м. Запорожские атомщики первыми решили проблему хранения отходов на ближайшие 50 лет, сэкономив значительные средства на их вывоз и хранение в Российской Федерации.
2002 год
1 апреля. ООО “Востокэнерго” получило лицензию НКРЭ на производство электроэнергии. Таким образом, на рынке появилась первая частная группа электростанций. С этого момента началась история становления нынешней крупнейшей частной корпорации “Донбасская топливно-энергетическая компания” (ДТЭК). В ее составе 15 предприятий, формально не связанных общими владельцами, в том числе “Востокэнерго”, шахта “Комсомолец Донбасса” и пр.
Апрель. Бурштынский энергоостров (Бурштынская ТЭС вместе с электросетями Закарпатской, а также частью электросетей Львовской и Ивано-Франковской областей) подключился к параллельной работе с европейской энергосистемой.
Май. Введение в эксплуатацию МНПК “Южный” и нефтепровода Одесса—Броды. Уже в августе первый танкер с нефтью марки “тенгиз” от американско-казахстанского СП “ТенгизШеврОйл” разгрузился на терминале “Южный”. Однако вместо реализации основной идеи проекта — диверсификации поставок нефти в Украину и транзита каспийской нефти в Европу, ему суждено было стать разменной монетой в большой энергетической игре. В 2003 году Украина предоставила право пользования нефтепроводом России, оператором маршрута стала компания ТНК, пролоббировавшая проект с помощью главы “Нафтогаза Украины” Юрия Бойко. Нефть потекла с севера на юг. По проектному направлению нефтепровод заработал лишь в 2010 году, когда “Белорусская нефтяная компания” начала поставки азербайджанской и венесуэльской нефти на Мозырьский НПЗ. Дальнейшая судьба этой нефтемагистрали туманна: поставки в Беларусь прекратятся в случае выкупа белорусских НПЗ россиянами, а другой потенциальный партнер — Польша — не горит особым желанием тратиться на достройку украинского нефтепровода до своих НПЗ.
В целом нефтепровод Одесса—Броды в нефтяной отрасли приобрел нарицательное имя, символизируя противоположность пословице “семь раз отмерь, один раз отрежь”.
10 июня. Подписание в Санкт-Петербурге Совместного заявления президента Украины Л.Кучмы, канцлера ФРГ Г.Шредера и президента РФ В.Путина о создании трехстороннего консорциума по развитию газотранспортной системы Украины. Эта идея так и не была воплощена на практике. Зато российская сторона трансформировала ее в требование объединить активы “Нафтогаза Украины” и “Газпрома” (читай — в поглощение НАКа российской газовой монополией).
Июнь. Начало нашумевшего конфликта между К.Григоришиным и братьями Суркисами о разделе сфер влияния в энергобизнесе. В результате конфликта Григоришин утратил управленческий операционный контроль над частными облэнерго.
Август. Правительство обнародовало Концепцию функционирования и развития Оптового рынка электроэнергии, чем впервые публично признало необходимость перехода от модели единого оптового покупателя к модели двухсторонних (прямых) контрактов.
2003 год
Весна. Минтопэнерго под руководством Сергея Ермилова осуществило очередную реструктуризацию угольного сектора. На базе бывших раздробленных угольных холдингов было создано 20 унитарных угольных компаний, в состав которых вошли как прибыльные, так и убыточные шахты. Одновременно началось создание оптового рынка угля, предназначенного для реализации продукции всех государственных угольных компаний по единой оптовой цене.
27 мая. Подписание Совместной общей декларации Совета министров Республики Польша, Кабинета министров Украины и Европейской комиссии о продвижении проекта нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк. Проект назван в числе приоритетных для Евросоюза в условиях его расширения. Это был первый из двух украинских проектов, получивших приоритетность на уровне ЕС.
Июнь. Указом президента Л.Кучмы создана НАК “Энергетическая компания Украины” как холдинговое объединение государственных активов энергетических компаний отрасли. Создание НАК “ЭКУ” шло в разрез с направлением реформ в украинской электроэнергетической отрасли и вызвало недоумение экспертов, которые оценили холдинг как излишнюю управленческую прослойку в отрасли.
Состоялось заседание межведомственной комиссии по координации работы, связанной с реализацией Концепции функционирования и развития ОРЭ. Это было первое упоминание о концепции с момента ее презентации в августе 2002 года. Работа межведомственной комиссии продолжается до сих пор без видимых результатов.
Сентябрь. Ввод в эксплуатацию новых ядерных энергоблоков №2 на Хмельницкой и №4 на Ривненской АЭС (мощностью 1000 МВт каждый). ЕС избрал РАЭС базой для выполнения ряда международных проектов.
Создание Ядерного отделения НАНУ и передача ей имущественного комплекса НТЦ ХФТИ (ранее принадлежавшего Минобразования и науки). Позитивный результат — сохранение Украиной шанса на создание собственного ядерного реакторо- и приборостроения.
Ноябрь. Состоялось учредительное собрание участников оптового рынка энергетического угля (ОРЭУ). В своей структуре новосозданный рынок угля напоминал украинский оптовый рынок электроэнергии с единым государственным покупателем. Функции единого оптового покупателя угля были возложены на ГП “Уголь Украины”.
2004 год
Июль. Украина окончательно утратила прямые отношения в газовой отрасли с Туркменистаном. События июля 2004 года заложили основу для газовой экспансии “Газпрома” через “РосУкрЭнерго” в Украине, а также создали предпосылки для “газовых атак” в 2006-м, 2008-м и 2009 году. 22 июля 2004 года в швейцарском кантоне Цуг создано “РосУкрЭнерго АГ”, 26 июля 2004-го в ходе Ялтинской встречи президентов Украины и Российской Федерации — одобрено введение РУЭ в газовые отношения; 29 июля — подписан пакет документов с “Газпромом” и “Нафтогазом” о поставках среднеазиатского, в частности туркменского газа в Украину до 2028 года.
Также был создан Координационный комитет “РосУкрЭнерго АГ” в составе восьми человек: четыре представляли российскую сторону (топ-менеджмент “Газпрома” — Ю.Комаров, А.Акимов, А.Медведев, А.Рязанов), остальные — украинские частные акционеры (Ю.Бойко, первый замминистра топлива и энергетики, глава правления НАК “Нафтогаз Украини”, И.Воронин, замглавы “Нафтогаза”, В.Путчек и Р.Шетлер-Джонс от “Центрагаза АГ” (дочерняя структура австрийского “Райффайзенбанк Инвестмент”). В пакете документов о поставках и транзите туркменского газа на период до 2028 года фигурировал Контракт купли-продажи природного газа в 2005—2028 годах между РУЭ и НАКом. С украинской стороны его подписал Ю.Бойко как глава правления “Нафтогаза Украины”, от “РосУкрЭнерго АГ” — В.Путчек как его уполномоченное лицо.
“Украинская” четверка членов координационного комитета “РосУкрЭнерго АГ” представляла частных акционеров “Центрагаза АГ”. Совмещение руководящих должностей в госоргане и правлении госкомпании с членством в руководящем органе частной зарубежной компании, с которой одновременно устанавливаются бизнес-отношения, очевидно, недопустимо не только с позиции корпоративной этики, но и с позиции закона. Существование конфликта интересов очевидно, как и нарушение законов Украины “О борьбе с коррупцией” и “О государственной службе”.
Запуск нефтепровода Одесса—Броды в реверсном режиме. Этим был законсервирован один из символов диверсификации источников поставки энергоресурсов для Украины и для ЕС через территорию Украины.
Состоялся конкурс по выбору технологии хранения отработанного ядерного топлива для строительства централизованного хранилища для ОЯТ с трех украинских АЭС. Победителем стала американская компания Holtec International. В 2005 году был подписан контракт между ней и оператором украинских АЭС — НАЭК “Энергоатом”. До сих пор строительство хранилища не начато. Его введение в эксплуатацию позволит Украине экономить 160 млн. долл. ежегодно, а также сохранить в стране для будущих поколений регенерированный уран и плутоний.
Собственником “Павлоградугля” становится Авдеевский коксохимзавод. Уже ни для кого не секрет, что привлекательные энергетические активы собирает в свои руки Ринат Ахметов.
15 октября. Правительство В.Януковича принимает постановление №1363 о создании НАК “Уголь Украины”. Первая и последняя попытка Кабмина стать “эффективным собственником” углепрома в национальном масштабе.
2005 год
23 июня. Принятие Закона №2711 “О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса”, которым наложен мораторий на банкротство предприятий ТЭК в связи с неспособностью энергопредприятий погасить миллиардные долги, образовавшиеся в 90-е годы, а также с проблемами с запуском механизма их рефинансирования через энерготариф. Этот закон позволил сохранить по сей день НАЭК “Энергоатом” в ее изначальном виде как компанию-оператора украинских АЭС.
6 июля. ДТЭК официально становится управляющей компанией энергетических активов корпорации System Capital Management.
1 октября. Кабмин Ю.Тимошенко постановлением №989 ликвидирует НАК “Уголь Украины”.
1 декабря. Подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Украиной и ЕС, в котором закреплен план реформирования энергетики. Меморандум Ющенко—Блэра предусматривал реализацию пяти дорожных карт: ядерная безопасность; интеграция рынков электроэнергии и газа; повышение безопасности энергопоставок и транзита углеводородов; структурная реформа, повышение стандартов техники безопасности и охраны окружающей среды в угольной отрасли; энергоэффективность.
Впервые в активную зону реактора третьего энергоблока Южно-Украинской АЭС наряду с российскими было загружено шесть тепловыделяющих сборок производства американской компании Westinghouse. Это могло стать началом диверсификации поставок ядерного топлива в Украину.
2006 год
1—4 января. Первое масштабное применение Россией “энергетического оружия” против Украины. “Газовая атака” имела целью не только месть Украине за оранжевую революцию, но и дальнейшее продвижение РУЭ на украинский рынок, что, собственно, и произошло через создание клона “РосУкрЭнерго” — ЗАО “УкрГаз-Энерго”, получившего вторую жизнь летом 2011 года.
Март. Кабмин утвердил Энергетическую стратегию Украины на период до 2030 года. Документ вызвал многочисленную критику экспертов, в первую очередь, из-за нереалистичности заложенных в нем показателей роста энергопотребления. Хотя этот документ был первой попыткой комплексного анализа и прогноза развития энергоотрасли.
Октябрь. Президентом НАЭК “Энергоатом” назначен Андрей Деркач, период работы которого в компании в 2006—2007 годах ознаменовался попытками реформировать украинский ядерный энергопромышленный комплекс посредством акционирования предприятий и создания холдинга “Укратомпром”. Реформы А.Деркача вызвали неоднозначную критику как по причине их недостаточной проработанности, так и из-за желания определенных политико-административных кругов из окружения В.Ющенко сохранить ядерную отрасль в государственно-монопольной чиновничьей неприкосновенности.
2007 год
18 ноября. Самая трагическая авария в истории независимой Украины — на шахте им. Засядько в результате взрывов метана и возникших подземных пожаров погибли 101 горняк и пятеро спасателей.
Группа “Приват” вытеснила “Татнефть” с Кременчугского НПЗ. Россияне требуют от Украины сатисфакции в несколько миллиардов долларов в международных судах.
Вопреки расхожему мнению, российским нефтяникам в Украине в рассматриваемый период жилось непросто. Со временем ситуация еще больше усложнилась. На смену государственной опеке и доминированию украинских НПЗ на протяжении первых 15 лет независимости пришла необходимость конкуренции с зарубежными производителями, а основной источник заработка на первых этапах — оптимизационные налоговые схемы, зачастую рожденные несовершенством законодательства, канули в Лету. Выход был один — инвестировать в модернизацию производства и повышение конкурентоспособности. Но расставаться с деньгами российские инвесторы не торопились, а чиновники их не очень подгоняли — средствам инвесторов может найтись другое применение.
ДТЭК путем дополнительной эмиссии и санации пытается установить контроль над “Днепрэнерго”. Ю.Тимошенко идет на досрочные парламентские выборы с лозунгом “Вернуть „Днепрэнерго“ народу!” В конечном итоге корпорация Рината Ахметова выходит победителем, что провоцирует скупку других активов — пакетов акций “Киевэнерго” и “Западэнерго”. В августе собрание акционеров ОАО “Днепрэнерго” утвердило дополнительную эмиссию акций компании, в результате чего компании концерна ДТЭК консолидировали в собственности 44,2% акций уставного фонда “Днепрэнерго” и получили операционный управленческий контроль над предприятием.
2008 год
Март. Безрезультатное перекрытие Россией “газового крана” — Украина впервые выдержала газовый натиск со стороны Российской Федерации.
30 марта. Подписан контракт между НАЭК “Энергоатом” и компанией Westinghouse на поставки ядерного топлива для украинских АЭС с 2011 года. Контракт предусматривает поставки ядерного топлива производства американской компании для реакторов типа ВВЭР-1000 украинских АЭС в течение 2011—2015 годов для обеспечения ежегодной плановой перезагрузки не менее трех энергоблоков. Это стало практическим шагом к реальной диверсификации поставок ядерного топлива в Украину, что может позволить покончить с российской монополией в этой сфере.
Принято решение о строительстве в Украине собственного завода ядерного топлива.
2009 год
1—19 января. Вторая масштабная “газовая война” Российской Федерации против Украины и ЕС. Отличие от первой (2006 года) состоит в том, что были полностью прекращены поставки газа как для потребностей Украины, так и для транзита в ЕС через территорию Украины. Евросоюз не стал вмешиваться в ситуацию, назвав ее двухсторонним конфликтом между Украиной и РФ. Результат — подписание проблемных для Украины газовых контрактов от 19 января 2009 года.
23 марта. Правительство Украины, Европейская комиссия, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Всемирный банк подписали совместную декларацию по результатам международной донорской конференции относительно модернизации украинской газотранспортной системы (Брюссельская конференция). Кабмин Украины обязывался обеспечить в соответствии с международными финансовыми стандартами и практикой прозрачность заемщика, определенного в качестве заказчика выполнения модернизации ГТС, с целью обеспечения равного и фактического доступа к соответствующей финансовой и технической информации, а также контроля за использованием средств, предназначенных на модернизацию ГТС. Предполагалось также проведение системных реформ газового сектора. Спустя 2,5 года эта декларация так и остается на бумаге.
Апрель. Создано ГП “Ядерное топливо Украины”. Позитивные последствия — предыдущий проект объединения предприятий ядерно-ресурсной отрасли в рамках концерна “Укратомэнергопром” угрожал Украине утратой контроля над рядом стратегических активов в машиностроении, приборостроении и добыче урана.
2010 год
21 апреля. Второе газофлотское соглашение между Украиной и Российской Федерацией. Происходящее напоминало события 1997 года — подписание первого газофлотского пакета соглашений. Только вместо долгового вопроса решался ценовой. Разница в том, что флотско-долговой размен (базирование ЧФ в обмен на ежегодное погашение госдолга) заменялся флотско-ценовым: пролонгация базирования ЧФ до 2042 года в обмен на 30-процентную скидку (но не более 100 долл. за тысячу кубометров) в цене на газ до 2020 года.
Украина впервые получила опыт продления ресурса действия энергоблоков с реакторами ВВЭР-440.
Начало проектирования нового безопасного конфаймента на третьем блоке Чернобыльской АЭС.
Продление лицензии на эксплуатацию исследовательского реактора и модернизация горячих камер.
2 июня. Верховная Рада Украины приняла решение о праздновании на государственном уровне 75-летия стахановского движения.
8 июня. НАК “Нафтогаз Украины” проигрывает “РосУкрЭнерго” арбитражный спор в Стокгольме. Арбитражный суд при Торговой палате Стокгольма фактически узаконил мировое соглашение “Нафтогаза” с РУЭ и поставил, что НАК должна вернуть “РосУкрЭнерго” 11,1 млрд. кубометров газа и 1,1 млрд. кубометров в качестве штрафных санкций. Верховный суд Украины 24 ноября принял решение об имплементации (исполнении) этого вердикта Стокгольмского арбитража. Госорганы не оспорили решение Стокгольмского арбитражного суда в интересах государства Украина. В апреле 2011 года “Нафтогаз Украины” публично сообщил о возврате компании “РосУкрЭнерго” всех предписанных арбитражем 12,1 млрд. кубометров газа. Арбитражную сделку РУЭ с 11,1 млрд. кубометров газа называют наибольшей аферой за последнее десятилетие: 11,1 млрд. кубометров в конце 2008 года стоили 1,6 млрд. долл., в 2011-м — приблизительно 3 млрд. долл. Но, судя по всему, совладельцы РУЭ —Д.Фирташ и “Газпром” — свою наибольшую сделку еще планируют совершить: украинская ГТС пока еще формально находится в управлении “Нафтогаза Украины”.
1 июля. Подписание Закона “О государственно-частном партнерстве” стало катализатором новой экспансии структур Ахметова в угольную промышленность. Через механизмы нового закона в сфере влияния ДТЭК оказались “Ровенькиантрацит”, “Свердловантрацит”, Донецкая угольная энергетическая компания. Объединение “Добропольеуголь” отдано в аренду на 49 лет.
8 июля. Принят Закон Украины “О принципах функционирования рынка природного газа”. Закон частично предусматривает либерализацию газового рынка Украины, как того требуют европейские стандарты и обязательства Украины, зафиксированные в Брюссельской декларации 2009 года. Но до сих пор он остается декларацией о намерениях.
Украина стала членом Единого энергетического сообщества. Этим фактом Украина официально признала готовность внедрить на внутреннем энергорынке европейские нормы и правила. Но между готовностью и реальностью действий — пропасть.
9 августа. Побит знаменитый рекорд Алексея Стаханова. Забойщик шахты “Новодзержинская” Сергей Шемчук нарубил за смену 170 тонн угля, превзойдя рекорд Стаханова на 68 тонн.
Декабрь. Коллегия Госатомрегулирования Украины приняла решение о продлении срока эксплуатации энергоблоков №1 и №2 Ривненской АЭС еще на 20 лет.
2011 год
1 февраля. Присоединение Украины к Договору об Энергетическом сообществе.
29 июля. Шахта им. Засядько становится акционерным обществом, в качестве прощального “подарка” получив от государства разрешение на исследование и разработку нескольких потенциально газоносных участков.
Июль. Государственное предприятие “Восточный горно-обогатительный комбинат” начало промышленную добычу урановой руды на Новоконстантиновском месторождении в Кировоградской области. Это месторождение считается самым богатым в Украине и Европе. Впервые о разработке рудника начали говорить еще в середине 90-х.
Украинский ядерный форум, созданный в 2008 году и объединяющий предприятия отрасли, вступил в Европейский ядерный форум (FORATOM).
17 апреля в Печерском районном суде Киева началось судебное заседание по “газовому делу” против Ю.Тимошенко, обвиняемой в превышении служебных полномочий во время заключения газовых контрактов “Нафтогаза Украины” с российским “Газпромом” 19 января 2009 года.
В качестве послесловия предлагаем фрагмент из книги “Украина и Словакия в посткризисной архитектуре энергетической безопасности в Европе. Взгляд на проблематику транспортировки углеводородов и возможности двустороннего сотрудничества”. Ее авторы — Михаил Гончар, Александр Дулеба, Александр Малиновский — считают резонансным один из прогнозов Национального разведывательного совета США “Глобальные изменения мира-2025”, опубликованный в 2010 году: “Преступность может стать самой большой проблемой, когда евразийские транснациональные организации, черпающие силу из добычи топлива и полезных ископаемых, станут более влиятельными и расширят свою сферу деятельности. Одно или несколько правительств в Восточной или Центральной Европе могут стать жертвами их доминирования”.
Похоже, что этот прогноз в случае с Восточной Европой, если иметь в виду Украину, уже сбылся. Очередь за Европой Центральной. Авторы доклада прогнозируют неутешительный сценарий: “Европа может поплатиться за свою сильную зависимость, особенно если российские фирмы не смогут выполнить условия контракта из-за недостаточного инвестирования в добычу природного газа или если рост уровня коррупции и организованной преступности в евроазийском энергетическом секторе эпидемией распространится на интересы западного бизнеса”. События, разворачивавшиеся в евразийском энергетическом пространстве на протяжении 2006—2010 годов — газовые кризисы, политические споры, международные судебные процессы, — активными игроками которых были сомнительные компании непрозрачного происхождения, продемонстрировали, что эпидемия уже распространяется и это угрожает непредсказуемыми последствиями.
Прогноз Дж. Фридман из STRATFOR касается уже не только постсоветского пространства: “В развитии действий России будет три фазы. На первой фазе Россия сосредоточится на восстановлении влияния и эффективного контроля в пределах бывшего Советского Союза, воссоздании советской системы буферов. На второй фазе Россия попытается построить второй ряд буферных зон уже за пределами бывшего Советского Союза”. Очевидно, что страны, граничащие с постсоветским пространством, в частности такие, как Словакия и Венгрия, а также Польша и Румыния, попадают в зону особого внимания в случае достижения Российской Федерацией своих целей в Беларуси и Украине.
Алла ЕРЕМЕНКО
Что скажете, Аноним?
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.