По прогнозам аналитиков, эта тенденция продолжится. Кризис же позволил украинским производителям потеснить мировые торговые марки. Остановить развитие может лишь закон, если все-таки будет доказан вред для здоровья “энергетиков”, как это уже случилось в ряде стран мира.
Рынок энергетических напитков является молодым для Украины, тем не менее он стремительными темпами завоевывает отечественного потребителя. Так, по данным консалтинговой компании D&P Consult, в 2007 г. “энергетики” занимали только лишь полпроцента в объеме продаж безалкогольных напитков (газированные напитки, холодный чай, квас и проч.) в натуральном выражении.
А вот уже по итогам прошлого года этот показатель вырос почти до 2%. Во многих же европейских странах эта доля составляет около 5-7%.
В целом за последние четыре года объем продаж стимулирующих смесей вырос почти в 2,5 раза, и несмотря на снижение темпов роста, насыщения рынка ждать еще очень долго.
По словам бренд-менеджера энергетических напитков Burn и Gladiator (“Кока-Кола Украина”) Дениса Лущишина, согласно внутренним оценкам, основанным на данных Canadean, рынок энергетиков в 2010 г. вырос на 24%.
По данным же консалтинговой компании Constant, в 2007 г. в Украине было продано 11,2 млн. дал “энергетиков”, в 2008-м — 18,6 млн. дал, в 2009-м — 24 млн. дал, в 2010-м — 27,8 млн. дал.
“В 2011 г. объем продаж в натуральном выражении может достичь 31 млн. дал бодрящего напитка”,— отмечают аналитики.
Майка лидера
Основными причинами роста рынка “энергетиков” эксперты называют то, что большинство производителей вывели на рынок упаковки большего размера, что увеличило в целом объем категории, а также то, что категория развивающаяся, можно сказать,— новая по сравнению с другими категориями напитков, поэтому она растет естественно, наращивая потребителей. “Кроме того, в последние годы на украинский рынок вышло много новых марок, в основном в недорогих ценовых сегментах”,— говорит Денис Лущишин.
“На данный сегмент рынка не повлиял даже финансовый кризис. Во время финансового кризиса отечественный производитель энергетических напитков смог завоевать рынок, отодвинув многие дорогие импортные “энергетики” с лидерских позиций”,— говорят аналитики D&P Consult.
По данным аналитических исследований Constant, в 2008 г. на торговую марку Burn приходилось 40% от всего объема продаж, на Red Bull и Non Stop — по 25% соответственно, остальные 10% приходились на другие торговые марки. Украинский производитель занимал около 67% от общего объема продаж в натуральном выражении. А уже по итогам 2010 г. структура немного изменилась. ТМ Burn занимает 26% вместо 40%, ТМ Red Bull — 21%, ТМ Non Stop — 19%, ТМ Revo Energy — 16%, по 3% завоевали ТМ Gladiator и ТМ Adrenalin Rush соответственно, а 12% — остальные бренды. Тройка лидеров остается прежняя, но их доли сократились. А если смотреть структуру не по торговым маркам, а по компаниям, то лидер продаж группа компаний “Новые продукты” (ТМ Non Stop и Revo Energy) — 35%, а второе место Coca Cola (ТМ Burn и Gladiator) — 29%.
Смерть или энергия?
Спор о необходимости введения ограничений на реализацию энергетических напитков возник почти одновременно с их появлением на мировом рынке (первый “энергетик” — Red Bull — появился в 1984 г. в Австрии). Например, в Норвегии, Дании и Франции энергетические напитки считаются биологически активными добавками и разрешены к продаже только в аптеках. Опираясь на то, что в состав таких напитков входят природные психостимуляторы, в России запрещено использовать в их составе более двух тонизирующих компонентов. Кроме того, была запрещена реализация этого напитка в школах, а производителей обязали указывать на таре ограничения по использованию “энергетиков”. Частичные ограничения реализации и рекламы, требования о наличии предупреждающих надписей на упаковке энергетических напитков и т.д. действуют в Украине, Беларуси и ряде других стран.
Также в России руководство Федеральной службы Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) вообще предлагало запретить энергетические напитки, однако в том случае, если будет доказан их вред для здоровья. Причиной претензий ведомства стал тот факт, что, по данным экспертов службы, энергетические напитки — тоже своего рода наркотики, поскольку там содержатся психотропные вещества, которые вызывают состояние эйфории, веселья, активности и ведут к разрушению организма.
В марте 2011 г. ограничения вступили в силу и на территории Болгарии. Отныне там энергетические напитки и конфеты, содержащие кофеин, будут продаваться только при предъявлении удостоверения личности и лицам старше 14 лет.
В феврале 2011 г. Оксана Билозир обратилась к Министру здравоохранения Украины с просьбой инициировать проведение компетентного исследования влияния слабоалкогольных энергетических напитков на организм человека и рассмотреть целесообразность поднятия вопроса о запрете продажи таких напитков в Украине.
По информации нардепа, потребителями так называемых слабоалкогольных энергетических напитков является по большей части молодежь, а “энергетики” можно приобрести без труда в любой торговой точке. Кроме того, известны и случаи отравлений, поскольку подростки, подсознательно считая такой напиток слабо действующим, часто употребляют его в большом количестве.
Как известно, недавно продажа такого рода алкогольной продукции была запрещена в США, после того как громкую огласку приобрел инцидент с госпитализацией нескольких участников студенческой вечеринки в Вашингтоне, которая сопровождалась употреблением напитка с высоким содержанием алкоголя и кофеина.
По результатам исследований американского управления по контролю качества продукции и лекарств, кофеин, который содержится в таких напитках, признан опасной для здоровья пищевой добавкой. А смесь алкоголя и кофеина представляет опасность для здоровья и жизни, поскольку кофеин не позволяет верно определить степень алкогольного опьянения, которое, в свою очередь, приводит к алкогольному отравлению, способствует проявлениям немотивированной агрессии и неадекватному поведению.
Также в СМИ сообщалось о случае смерти 17-летней девушки из города Пензы Российской Федерации в результате злоупотребления энергетическим напитком. Врачи установили, что причиной смерти стало кровоизлияние в печень, которое повлекла передозировка “энергетиком”.
Энергия в бутылке
По данным аналитиков Constant, на сегодняшний день на одного украинца приходится около 0,6 л энергетических напитков в год. Для сравнения, в европейских странах данный показатель — около 5-6 л на человека. “Конечно, следует учитывать специфику менталитета отечественного потребителя, тем не менее наш потребитель стал привыкать к “энергетикам”,— отмечают они.
Основную конкуренцию “энергетикам” составляют слабоалкогольные напитки, пиво и безалкогольные напитки. “Шесть литров на украинца — это пока нереальный результат для Украины, но, по нашим прогнозам, к 2020 г. объемы продаж энергетических напитков в Украине смогут увеличиться в три раза. Сегодняшняя молодежь уже хорошо знакома с “энергетиками” и является основным их потребителем”,— говорят эксперты D&P Consult. Однако, как они отмечают, важно, что при росте объема продаж в натуральном выражении, в денежном выражении рост будет не настолько стремительным. “Дело в том, что при разнообразии ТМ похожих по вкусу и характеристикам напитков покупатель будет выбирать более дешевый “энергетик”,— считают аналитики.
Анастасия АРАСЛАНОВА
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
[07:00 25 ноября]
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.