Прошел месяц с того момента, как Киев всколыхнул скандал вокруг нового здания Театра на Подоле, которое, по мнению многих, портит исторический облик Андреевского спуска. Пока заряд негодования в обществе был еще силен, власти столицы клятвенно обещали провести обсуждения, скорректировать внешний вид здания с учетом мнения жителей города и не вводить его в эксплуатацию, пока не будет консенсуса. Электронная петиция на сайте Киевсовета с требованием снести фасад здания Театра на Подоле накануне набрала необходимые 10 тысяч голосов, однако теперь, кажется, в КГГА уже не так решительны в намерении исполнить обещанное.
Во вторник, 27 декабря, при Департаменте градостроительства КГГА прошло общественное обсуждение проекта, с которого представители этой самой общественности демонстрационно ушли. До этого активисты успели встретиться с заместителем председателя КГГА Александром Спасибко. По словам активистки ЕЛЕНЫ ЕСКИНОЙ, которая была на этой встрече, чиновники уведомили их, что не находят законных поводов для остановки работ по реконструкции театра. В интервью для “Апострофа” общественный деятель рассказала, как прошли публичные слушания и как активисты будут дальше бороться за Андреевский.
- Во вторник было общественное обсуждение судьбы здания Театра на Подоле, на котором вы присутствовали. Расскажите, как оно прошло?
— Дело в том, что у нас с другими активистами была встреча с господином Спасибко и всем Департаментом градостроительства, которая прошла как раз накануне этих так называемых обсуждений. Мы выдвинули свои требования, с которыми неоднократно обращались письменно, и нам сообщили, что никакой остановки строительных работ на объекте не произойдет, поскольку они не видят нарушения законодательства, несмотря на то, что мы в своих обращениях на них указали. Также они сказали, что, несмотря на петицию, которая набрала 10 тысяч голосов, никто не то что не будет сносить здание, но и даже приостанавливать работы. Мол, это невозможно.
Они решили провести так называемые публичные обсуждения без всякого статуса, создать рабочую группу, причем принцип создания этой рабочей группы должен быть очень специфическим, туда должны войти по одному человеку с другой позицией. Я на обсуждениях спросила у Анны Бондарь (заместитель директора Департамента градостроительства КГГА, — “Апостроф”), по какой методике это делается, ведь это совсем не похоже на SWOT-анализ. Она сказала, что это здравый смысл, и, собственно, методика называется “здравый смысл”.
Эта рабочая группа, которую они собираются сделать, даст в результате своей работы какие-то рекомендации господину Виталию Кличко. Понятно, что это будут только рекомендации. И пока эта рабочая группа будет работать, работы приостанавливать никто не будет. Здание театра будет введено в эксплуатацию, а потом общине объявят, что средств для сноса части объекта нет или приведение здания в соответствие с действующим законодательством не предусмотрено. А когда театр уже въедет, начнет пользоваться домом, понятно, что никто ничего не остановит.
Речь идет о театре, рассчитанном на 354 зрительские места плюс 160 рабочих мест. У нас больше 500 человек будут находиться в здании, которое построено с нарушением государственных строительных норм, в том числе требований пожарной безопасности. В случае если, не дай Бог, что-то случится, кто за это понесет ответственность? Я уже не говорю о нарушении действующего памятникоохранного законодательства, причем грубого нарушения, поскольку на территории заповедника “Древний Киев”, на территории комплексного памятника градостроительства “Замковая гора — Андреевский спуск”, на которой расположен театр, не может идти и речи о каком-либо подобном строительстве. В общем строительство чего-либо там запрещено, может быть только реставрация. И то, что они сейчас делают, — это просто плевок в лицо киевлян.
- Скажите, пожалуйста, в чем именно заключаются ваши требования, которые вы озвучивали?
— Мы требуем прежде всего немедленно прекратить любые работы на объекте. Затем провести комплексное служебное расследование, для того чтобы выявить, какие чиновники нарушили действующее законодательство, и привлечь их к ответственности. И, конечно, мы требуем приведения этого здания в соответствие с требованиями памятникоохранного законодательства, государственных строительных норм и так далее. Мы должны перейти в правовую плоскость, а не обсуждать, кому нравится эта архитектура, а кому она не нравится. Речь идет о вопиющем нарушении действующего законодательства. И Департамент градостроительства, который и является нарушителем, сейчас пытается быть арбитром в устроенном им самим, другими подразделениями Киевской администрации и Минкультом конфликте между сторонами. И, конечно, чиновники в любом правовом государстве за это должны понести ответственность, а у нас они вместо того, чтобы нести ответственность, проводят какие-то общественные обсуждения и обсуждают нарушения закона с самими собой, пытаются просто заговорить проблему и прикрыть какими-то результатами обсуждений свою противоправную деятельность.
Мы уверены, что любые нарушения законодательства должны в правовом государстве обсуждаться исключительно правоохранительными органами. Чиновники должны быть привлечены к ответственности. Соответствующее заявление мы направили в правоохранительные органы. И выносить на общественное обсуждение нарушения законодательства тоже является составляющей преступления. Мы должны прекратить такую порочную практику, поскольку киевская власть не захотела идти на диалог, а диалог возможен только в случае прекращения строительства до момента выяснения ситуации, установления нарушителей. Они отказались от этого, и, конечно, возмущенная община покинула зал. То, что там происходило, нельзя описать словами. Грубое нарушение прав киевлян и тотальное пренебрежение общественным мнением — то же самое, что происходило во времена Януковича и Попова. Ничего, по сути, не изменилось. Как говорила Диана Попова (директор Департамента культуры КГГА, — “Апостроф”), у нее сложился стойкий иммунитет к общественному мнению в течение двух с половиной лет.
Вот таким образом сейчас власть относится к тем болезненным проблемам, которые беспокоят киевлян. Угроза на Андреевском спуске является просто колоссальной, не только потому что здание искажает историческую среду самой любимой улицы киевлян, а дело в том, что это очень “хороший” пример для подражания для других застройщиков, в том числе Ахметова, которому мы не дали построить ничего в 2012 году, и других, которые пытаются построить многоэтажный отель или жилой комплекс по адресу Андреевский спуск, 14-16. Вызывает обеспокоенность и строительство за Замком Ричарда двух коттеджей с подземным паркингом, что запрещено законодательством. Минкульт дал разрешение на это строительство. Как такое случилось? Никому неизвестно. Поэтому мы должны комплексно разобраться со всеми нарушениями действующего законодательства. Как на Андреевском спуске, так и в других местах на территории Киева.
- Вы сказали, что подали заявление в правоохранительные органы относительно строительства театра. Куда именно?
— Я подавала заявление в полицию и прокуратуру.
- Мэр Киева Виталий Кличко, как только разгорелись споры о новом театре, заявил, что здание не будет введено в эксплуатацию, пока не будет согласия киевлян. Сейчас вы говорите, что киевская власть все равно собирается вводить его в эксплуатацию. Известна ли вам в общем позиция мэра по этому вопросу. Она уже изменилась?
— Лично я очень надеюсь на Виталия Кличко, потому что он может как-то решить эту ситуацию. Во многих ситуациях он своим политическим решением не допускал пренебрежения как общественным мнением, так и законодательством. Благодаря его позиции мы могли спасти много объектов, в частности недавно на Павловской, 7-9 мы приостановили незаконные строительные работы. Исторический дом без документов застройщик успел разрушить, но мы будем настаивать на том, чтобы он за свой счет восстановил снесенный дом, потому что многоэтажку мы ему там построить не дадим. Именно позиция Виталия Кличко была решающей в этом конфликте, поэтому мы надеемся, что и в ситуацию на Андреевском спуске он вмешается. Просто он не получает, я так понимаю, всю информацию о том, что происходит. Конечно, я буду требовать личную встречу. Но в КГГА уже создали некую рабочую группу, когда уже общественность покинула зал слушаний (там остались сотрудники Департамента, сотрудники театра, их сторонники и тому подобное), и они сразу ее собирались создать; так они нам сказали, что никто ни сносить, ни корректировать фасад не будет.
- Насколько я понимаю, здесь существует большая проблема. Автор петиции, которая собрала необходимые подписи, предлагает снести фасад. Но ведь дело не только в фасаде, вся постройка очень громоздкая. Получается, надо ее сносить полностью?
— Частично демонтировать. Конечно, другого способа мы не видим.
- Но ведь на это нужны большие деньги.
— Конечно, на это нужны большие деньги. Поэтому мы и просим сейчас приостановить работы, для того чтобы зря не тратить средства мецената, поскольку ни один меценат после этого не будет связываться с киевской и государственной властью, если они допускают расходование средств на заведомо противоправный проект. Здесь нужно еще разобраться, куда делись средства из бюджета, которые были предварительно потрачены на здание театра, поскольку предыдущее здание театра было почти построено. Коробка уже стояла. Оставались внутренние работы, а также отделка внешнего фасада, но почему-то каким-то чудом накрыли этот дом, а потом появилось вот такое. Поскольку проект не был вывешен на табличке, общество даже не догадывалось, что там происходит.
- Автор проекта по реконструкции Театра на Подоле Олег Дроздов в интервью нашему изданию рассказал, что когда он брался за этот проект, он оценил, сколько денег и времени уже было потрачено на данное строительство. Хотя он признал, что если бы там вообще не начинали ничего строить, то он бы рекомендовал не возводить театр на Андреевском спуске, потому что театр не может выглядеть другим образом, ведь он имеет свою инфраструктуру, колосники и так далее. Но он все это взвесил и решил, что с его стороны общественно правильным будет достроить это здание. Что вы думаете по этому поводу?
— Я думаю, что ни один архитектор, ни один чиновник и ни один театр не имеют права решать за киевлян, что и где строить. Только киевляне как хозяева собственного города должны принимать соответствующие решения. И должен действовать закон. И если закон говорит, что не может здание на 500 человек размещаться в месте, которое не обеспечено соответствующей инфраструктурой, то этого делать нельзя! Сколько театров размещено на Андреевском спуске и нормально себя чувствуют. Если вы хотите большое здание — пожалуйста, на Подоле, в любом месте, но не на Андреевском спуске. Амбиции и архитектора, и театра зашкаливают, они пренебрегли общественным мнением и решили их реализовать благодаря созданию вот такого чудовища на Андреевском, которое у каждого туриста, нога которого ступает на Андреевский спуск, вызывает вопрос: “А что это такое?” Понятно, что это дополнительная реклама как для проекта, так и для театра, но не за счет искажения самой любимой улицы киевлян, которую нам удалось сохранить почти в таком состоянии, какой она была сто лет назад. Вы думаете, что мы сейчас допустим этот театр? Мы сделаем все возможное и невозможное для того, чтобы добиться того, чтобы его привели в соответствие с действующим законодательством. Иначе киевляне в Киеве уже ничего не решают.
- Вот вы говорите, что должны решать киевляне, но есть другая часть киевлян, которые защищают это здание. Должен быть действительно какой-то диалог...
— Нет, дело в том, что когда вопрос касается нарушения закона, здесь уже речь не идет о диалоге “нравится — не нравится”. Я говорю о необходимости проведения общественных обсуждений еще до момента строительства, что было прописано, кстати, в градостроительных требованиях и ограничениях, которые были предоставлены застройщику. Этого не было сделано. Сейчас киевская власть, те, кто нарушал закон, хотят перевести этот вопрос в плоскость “нравится — не нравится” и стравить одних киевлян с другими, а затем урегулировать конфликт, которые сами создали, нарушив действующее законодательство. Нарушителями законодательства являются прежде всего чиновники.
- Но вы тоже апеллируете к категории “нравится — не нравится”.
— Нет, я не апеллирую. Я говорю, что это здание искажает историческую среду и так далее и так далее. А это записано в законе Украины об охране культурного наследия: где можно строить, где нельзя строить, что можно строить на территории заповедника и комплексного памятника национального значения. На его территории вообще ничего нельзя строить. Можно только реставрировать.
- Мне кажется, что обсуждение театра на Подоле стало беспрецедентным. По крайней мере в последнее время ни одно строительство не вызвало такой реакции киевлян. Как вы считаете, почему так случилось?
— А вы помните, какой была реакция, когда на Андреевском спуске “Эста-Холдинг” снес фабрику “Юность” и собирался строить там торгово-офисный центр? Вышла куча киевлян, был устроен огромный митинг, даже не один. Во время первого митинга, кстати, когда выпустили милицию, которая не давала киевлянам проходить к офису Ахметова, я сделала замечание полковнику милиции, он меня толкнул, и я получила черепно-мозговую травму, и это до сих пор не расследовали. Но все наши действия остановили тогда строительство этого торгово-офисного центра. Даже Ахметов остановился. Эта улица очень дорога многим поколениям киевлян и не только киевлян, поэтому, конечно, возникает такое возмущение. И, возможно, даже не только тем, что построили такое уродство, но еще и отношением власти к киевлянам, которое не изменилось со времен Черновецкого, Попова, Януковича, когда к мнению киевлян никто не прислушивается, когда такие обсуждения делают постфактум, уже после того, как продемонстрировали построенный театр. Киевляне не любят, когда так пренебрегают их чувствами, поэтому, конечно, произошел огромный скандал. И этот конфликт будет дальше прогрессировать, потому что, к сожалению, никто ничего не понял.
- Первую неделю после того, как киевляне увидели здание театра, были очень оживленные споры, но сейчас уже, как мне кажется, не так часто обсуждают эту тему. Как считаете, хватит общественного запала, чтобы отстоять свою позицию?
— Ну, как это сейчас не обсуждают? Обсуждают.
- Но уже не так активно.
— Можно было прийти на градостроительный совет и посмотреть, какое количество возмущенных киевлян там присутствовало. Причем огромное количество возмущенных архитекторов. Первыми начали кричать именно архитекторы. Было очень много архитекторов, которые занимаются современной архитектурой, они боятся, что из-за таких объектов, которые размещаются на Андреевском спуске, отношение к современной архитектуре будет все хуже и хуже. Это огромный резонанс. Возможно, сейчас просто новогодние праздники, но после того, как они закончатся, я думаю, что киевляне консолидируют свои усилия, потому что у нас позиция твердая.
- Скажите, как вы оцениваете работу нового главного архитектора Киева Александра Свистунова?
— Я оцениваю работу исключительно по результату. Он был исполняющим обязанности, а на посту главного архитектора он находится с ноября этого года, то есть почти два месяца. Поэтому его работу мы будем оценивать уже по конкретным результатам. Я думаю, что два месяца — это еще слишком мало, чтобы сделать какие-то выводы. Я не люблю делать преждевременные выводы, я всегда даю возможность человеку каким-то образом себя проявить. Но я хочу сказать, что его отношение к решению вот этой конфликтной ситуации, которая была в том числе когда он работал исполняющим обязанности, и его усилия для решения этого конфликта тоже будут иметь для общества значение.
- Что вы будете делать, если власть никак не отреагирует на ваши требования?
— Мы будем использовать все меры воздействия в соответствии с действующим законодательством, работать как в юридической плоскости, так и используя свое право на мирный протест. Как мы уже видим, реакцию власти можно получить только на то, что имеет огромный общественный резонанс, поэтому мы будем продвигаться в этом направлении, проводить акции, привлекать внимание к этой проблеме, в том числе мирового сообщества. Кстати, меня очень тронул Андреевский спуск из имбирного печенья, который построила к новогодним праздникам своими руками семья американских дипломатов Кент. Вы не видели?
- Да, видела на вашей странице в Facebook.
— На этом Андреевском спуске не было места для этого новоявленного чудовища. Это как иностранцы, дипломаты любят Киев, что они собственными руками сделали такую красоту! И этого очень не хватает нашим чиновникам. Киев нужно просто любить, тогда не будут приходить в голову мысли его искажать таким образом.
Андреевский спуск из имбирных пряников, сделанный семьей американских дипломатов Кент. Фото: facebook.com/olena.yeskina
Елена ПАНЧЕНКО