С этими и другими сюрпризами отечественной внешней торговли разбирался “Секрет фирмы” в поисках лучших российских экспортеров 2010 года.
Таможенные декларации — настоящая кладезь занимательных фактов. Если верить данным экспортеров, наша страна напрасно считает себя сырьевым придатком Запада. За рубежом отлично продаются ЖК-экраны и спортивные автомашины из России, яхты и самолеты. В числе экспортных товаров значится даже норвежская семга.
Чтобы разобраться, что и в каких объемах востребовано за границей и кто из отечественных предприятий больше всего зарабатывает на экспорте, СФ провел масштабное исследование. Мы обработали 1,3 млн таможенных деклараций от 13,8 тыс. компаний из информационной системы “Мозаика” за второе полугодие 2010 года. Исключили нефть и газ, нефтепродукты, металлы и сплавы, удобрения и лесоматериалы, синтетические каучуки, зерно и рыбу — словом, все сырьевые или околосырьевые продукты, выбрав 100 групп товаров с высокой степенью переработки. По расчетам СФ, во втором полугодии 2010 года объем несырьевого экспорта из России составил $13,7 млрд. Правда, эти цифры не включают поставки в Казахстан и Белоруссию, так как с 1 июля 2010 года (момента образования Таможенного союза) российские товары, ввозимые в Казахстан или Белоруссию, не проходят таможенное оформление.
Цель была составить рейтинг крупнейших экспортеров и отраслей с наибольшими объемами поставок в денежном выражении. Как и ожидалось, в лидеры попали оборонные ФГУПы и прочие госкомпании во главе с “Рособоронэкспортом”, наторговавшим на внешних рынках во втором полугодии 2010 года на $232 млн. Все госструктуры мы “изгнали” из рейтинга, поскольку их внешнеторговые успехи — это результат межправительственных соглашений и политических интересов.
Вот что осталось.
Большая распродажа
Самая серьезная статья российского несырьевого экспорта — гражданские самолеты — $3 млрд (здесь и далее данные по второму полугодию 2010 года). Но радоваться успехам отечественного авиапрома рано: речь не о новых SuperJet от ОКБ “Сухой”, а о подержанной технике. Вообще минимум треть нашего несырьевого экспорта приходится на распродажу основных фондов различными предприятиями и перевозчиками. Авиакомпании сбывают старые Ту-154 и “Боинги”, причем крупнейшими продавцами оказались ГТК “Россия” ($629 млн), АК “Сибирь” ($426 млн), “Аэрофлот” ($289 млн) и “Уральские авиалинии” ($268 млн). География обширная: Канада, Китай, Ирландия, Узбекистан, Египет.
“Главная цель — продать самолет, пока он еще летает. Их продают либо в страны третьего мира, на запчасти, либо просто на переплавку. Покупателям выгодно: материалы в самолетах хорошие, много алюминия, а цены на подержанную авиатехнику из РФ ниже, чем в мире”,— объясняет директор Российского центра внешней торговли при ЮНКТАД ООН Юрий Корольков. Покупают этот утиль авиасервисные компании из дальнего зарубежья, которые занимаются восстановлением самолетов, либо авиаперевозчики СНГ. Экспорт подержанных самолетов из РФ растет с каждым годом. Пять лет назад Россия едва попадала в десятку крупнейших мировых экспортеров авиатехники, а сейчас уступает только США.
В отношении второй по объему экспортной статьи — водного спецтранспорта специального назначения — картина похожая. Во втором полугодии 2010 года российские компании продали за рубеж барж, буксиров, танкеров, паромов, тралов на $2,34 млрд. Основные объемы опять-таки сделали не судостроители, а непрофильные компании. В тройку лидеров вошли нефтепроводчики и буровики — итальянская “Сайпем”, румынская “Груп Сервичий Петролиере” и консорциум “Сахалин энерджи”, которые в совокупности продали судов-трубоукладчиков, барж и ледоколов на $1,3 млрд. Этот флот стал им не нужен после окончания проектов, а обратно с собой везти дорого.
Впечатляющую экспортную активность развили в прошлом году судоремонтные заводы и пароходства, которые сбывали грузовой флот. Например, калининградский завод “Преголь” продал на Мальту, в Бельгию и Панаму грузовых судов на $62,5 млн, судоходная компания “Орион” — на $24,6 млн в Турцию и Испанию. Обычно, объясняет Корольков, продаются годные к эксплуатации суда, которые затем регистрируются под панамским или мальтийским флагом, хотя команда российская и владеют этим судном через офшорную компанию-перевозчика тоже выходцы из России. Сегодня львиная доля отечественного торгового флота перерегистрирована на маленькие страны вроде Либерии, а кадровый состав из Морфлота сидит в Панаме и руководит перевозками. Часто также наши пароходства продают суда на переплавку китайским металлургическим компаниям.
Понятно, что самолеты и суда, произведенные еще в советские времена, не назовешь современными российскими экспортными товарами. И вслед за госкомпаниями пришлось удалить из нашего рейтинга всех непрофильных экспортеров.
Немецкая слобода
Но и после этой “зачистки” до продвинутых с точки зрения технологий или маркетинга российских компаний, успешно выстраивающих бизнес на международном уровне, было далеко. Место предприятий, сдающих транспорт на металлолом, в списке крупнейших экспортеров тут же заняли российские “дочки” иностранных производителей. В частности, крупнейшим экспортером-иностранцем стало ООО “Нокиан шина”, которое вывезло в Финляндию, Чехию, Германию и Италию легковых шин на $169 млн. Иностранцам выгодно выпускать в России продукцию для Центральной или Восточной Европы. Комплектующие те же, что и в Европе, а рабочая сила и электроэнергия в РФ дешевле, к тому же иностранные компании получают налоговые льготы. Аналогичные примеры: завод Bosch Power Tools в Энгельсе во втором полугодии прошлого года экспортировал дрелей и лобзиков в Германию на $12,5 млн, а греческая компания Frigoglass — холодильников в Польшу со своего завода в Орле на $6,4 млн.
Весьма многочисленную группу образуют иностранцы, которые поставляют со своих российских заводов продукцию не к себе на Родину, а в СНГ. Например, ООО “Самсунг электроникс Рус Калуга” экспортировало на Украину ЖК-телевизоров на $116 млн. Всего в прошлом году поставки в СНГ обеспечили “Самсунгу” 18% выручки. Российская “дочка” LG Electronics вывезла на Украину бытовой техники, телевизоров и холодильников на $88 млн, а ООО “Индезит Рус” продало в СНГ стиральных машин и прочего на $52,9 млн.
В экспорте кондитерских изделий, чая и бытовой химии в СНГ тон тоже задают иностранцы: ООО “Марс” с объемом продаж конфет и печенья в СНГ на $65,7 млн, “Юнилевер — Русь” (чай и косметика на $39,1 млн), а также новомосковский завод Procter & Gamble (моющие средства на $33,8 млн). Юрий Корольков объясняет активность международных производителей потребительских товаров тем, что они уже насытили рынок РФ. Развиваться дальше в России невозможно, вот и приходится искать новые рынки сбыта в СНГ.
Понятно, что экспортный потенциал у местных подразделений международных корпораций несравнимо больше, чем у небольших российских фабрик. Поэтому иностранная группа отправилась вслед за экспортерами самолетов и кораблей.
Стреляющие семечки
И вот тут, наконец, мы добрались до отечественных компаний, пытающихся закрепиться на зарубежных рынках. Весьма весомой статьей отечественного экспорта оказались питание и напитки. Всего во втором полугодии 2010 года из России было вывезено за рубеж готовых пищевых продуктов и напитков на $702 млн (пятое место в рейтинге отраслей). Конечно, не высокие технологии, но все же.
“Рынок продуктов питания — этнический”,— говорит генеральный директор торговой компании “Дилявер” Леонид Булыга. “Дилявер” специализируется на поставках продовольствия в США, Израиль, Канаду, страны Балтии и СНГ. По широте ассортимента эта фирма вполне может соперничать с “Рособоронэкспортом”. Она экспортирует малиновое варенье, зефир в шоколаде, воблу, карамель с фруктовой начинкой, консервированные грибы, огурчики и прочую снедь для ностальгирующих русских эмигрантов — всего 5 тыс. позиций от 500 производителей. Бестселлером прошлого года стали “Бабкины семечки”. “Мы не ожидали, что семечки так выстрелят. В Балтию ежемесячно отправляем по две-три фуры с семечками, в США — по три контейнера в месяц”,— говорит Булыга. Выручка компании в 2010 году составила 215 млн руб., и все это экспортные поступления. Хотя в топ-100 крупнейших экспортеров “Дилявер” не вошел — его оттеснили производители железнодорожных вагонов, турбин и др.
На шестом месте по объему зарубежных продаж тоже находится продовольственный товар — растительное масло ($396,1 млн). “Сейчас многие итальянские и испанские компании охотно покупают подсолнечное или рапсовое масло. Они используют его в собственном производстве оливкового масла”,— говорит Юрий Корольков. Например, 30% поставок группы компаний “Юг Руси”, крупнейшего экспортера масла, приходится на Италию, у “Астона” в Италию уходит больше 50% экспорта. Исключением является лишь ТД “Содружество”, который продает соевое и рапсовое масло во Францию, Великобританию, Германию, Нидерланды и Данию. Еще в 2003 году “Содружество” приобрело 80% акций датской компании Scan Mills A/S, крупного производителя протеиновых добавок, и получило доступ на рынок Западной Европы.
Выставка авангардистов
Еще больше, чем продуктов питания, мы продаем за рубеж авиационных двигателей и судовых дизельных установок, а также тяжелого технологического оборудования — главным образом для горнодобычи и прокладки трубопроводов. Но неординарных, ярких героев в этих отраслях не оказалось — это все старые советские заводы, эксплуатирующие старые советские экономические связи. Пришлось спуститься ниже.
В секторе электротехники и электроники, занятом оборонными предприятиями, выделяется завод ООО “Монокристалл”, который работает исключительно на дальнее зарубежье. Он поставляет по всему миру металлизационные пасты для солнечных батарей, а также синтетические сапфиры на внушительную сумму $70 млн. Правда, и здесь не обошлось без наследства советской эпохи. “Монокристалл” — бывший Завод синтетических корундов, единственный в Советском Союзе, который в 1990-е годы был приватизирован Владимиром Поляковым, нынешними бенефициаром концерна “Энергомера”.
Группа изделий из пластмассы не поражает большими объемами зарубежных продаж — $90 млн за второе полугодие 2010-го, но в ней, как выяснилось, прячутся настоящие гиганты. Например, компания “Атлантис-пак”, в 2009 году вошедшая в состав ростовского холдинга “Тавр”. “Атлантис-пак” считается одним из крупнейших в мире производителей пластиковой оболочки для колбасы и сосисок. Директор “Атлантис-пака” по маркетингу Игорь Переплетчиков уверяет, что компания первой в России выпустила пластиковую оболочку для сосисок — до этого применялась упаковка из целлюлозы или белковая. Выручка “Атлантис-пака” в прошлом году составила 4,39 млрд руб., 40% этой суммы — поступления от экспорта ($57,6 млн). Оболочки от “Атлантис-пака”, в частности, применяет крупный мясоперерабатывающий завод Reinert, принадлежащий сети магазинов Lidl.
Малые фламандцы
СФ также попытался найти успешных экспортеров в секторах с небольшими объемами внешней торговли. Такие герои отыскались, хотя они, конечно, не вошли в топ-100 крупнейших.
Зарубежный потребитель отечественную обувь не жалует, и таможенная статистика это подтверждает: во втором полугодии 2010 года было продано обуви на $13,6 млн. Но вот резиновые сапоги — особая статья. Так, Томский завод резиновой обуви продал в Киргизию на $3 млн, а “Псков-полимер” — в Литву и Эстонию на $2 млн. В обувные короли попала и компания “Гришко”, которая поставила на $1,2 млн балеток в США, Японию и Италию.
Небольшим игрокам из пищевой отрасли также удается находить свои ниши на зарубежных рынках. Например, во втором полугодии 2010 года Томская кедровая компания продала кедровых орешков в Китай на $1,8 млн. А наши птицефабрики умудрились отправить в Китай и Вьетнам на $8 млн куриных лапок, которых у нас и за еду не считают. В Китае куриные лапки с когтями являются настоящим деликатесом. Самой успешной оказалась небольшая агропромышленная группа “Иллирия” с годовой выручкой $3,4 млн, которая поставила в Гонконг лапок на $2 млн. Словом, чем меньше экспортер, тем он предприимчивее. Нам также удалось обнаружить несколько компаний, для которых внешняя торговля — основной источник доходов.
В депрессивном секторе легкового транспорта, где доминирует АвтоВАЗ, поставляющий свои автомобили и машинокомплекты в СНГ и страны третьего мира, тоже нашлись интересные производители. Например, Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) поставляет тяжелые мотоциклы “Урал” с колясками исключительно за рубеж. “Уралы” скопированы с трофейных мотоциклов BMW времен Второй мировой войны, их охотно покупают в США и Европе. Так, во втором полугодии 2010 года ИМЗ продал мотоциклов на $3 млн в США и Австрию.
Пока даже несырьевой российский экспорт во многом представляет собой печальное зрелище: распродажа металлолома, госконтракты, выигранные на политическом уровне государственными же компаниями. Однако и у скромных на фоне госкорпораций частных отечественных фирм при правильной постановке бизнеса есть шансы пробиться к западным — или восточным — потребителям.
Юлиана ПЕТРОВА
Атлантис-Пак был куплен не Тавром, а Группой Агроком, в которую Тавр входит. И не в 2009 году, а в 2011 году! Искажаете факты!!!
Что скажете, Аноним?
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
[10:13 29 ноября]
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.