Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Экономика после Майдана. Контакты закисли. На каком этапе в Украине застряла реформа рынка электроэнергии

[10:12 23 июля 2015 года ] [ Економічна правда, 23 липня 2015 ]

Законопроект “О рынке электрической энергии” был опубликован на сайте Минэнергоугля 2 июля.

Реформа электроэнергетики уходит корнями в конец 1990-х, когда группа облэнерго, незадолго до этого ставших частными, заговорила об упразднении единого оптового продавца электроэнергии.

Идея была обусловлена явным нежеланием “облов” платить деньги за купленный у единого продавца товар. Однако это не значит, что она была плохой.

Чрезмерное администрирование энергорынка, его зависимость от органов исполнительной власти уже в те времена были притчей во языцех.

Прошло почти 15 лет. Сегодня Оптовый рынок — это система организационно-финансовых отношений внутри энергетики, и потребитель-покупатель не имеет никакого влияния на процессы, в нем происходящие.

Производители электроэнергии — ТЭС, АЭС, ГЭС, ТЭЦ и “альтернативщики” — продают ее в оптовый рынок. Их цены различаются в разы, но облэнерго и независимые поставщики покупают киловатт-часы по некой усредненной стоимости, а затем продают их конечным потребителям.

Тарифы для всех энергетических компаний — и производящих, и поставляющих — устанавливает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг — НКРЭКП.

Делает это она по принципу: чем больше затраты, тем выше тариф, причем тариф обязательно должен гарантировать прибыльную работу. Так что главное — обосновать свои затраты перед регулятором.

Конкуренция среди производителей ограничена: из-за технических особенностей энергосистемы “соревнуются” только генерирующие компании, созданные на базе тепловых электростанций, и то не всегда. В 2014 году они продали в рынок 37,41% всей электроэнергии.

Доля независимых поставщиков, продающих электроэнергию по свободным ценам и конкурирующих с облэнерго, невелика: в первой декаде июня — 9,17%, в начале 2015 года — 11,43%. В сентябре-декабре 2014 года отмечался всплеск их активности, тогда доля их закупок в рынке достигала 17,77%.

Из-за такой структуры взаимоотношений ни у производителей, ни у поставщиков нет стимулов, вынуждающих уменьшать затраты. Неудивительно, что тарифы растут. В 2014 году по сравнению с 2013 годом цена продажи электроэнергии в оптовый рынок увеличилась абсолютно у всех производителей.

Средняя цена закупки рынком электроэнергии у них выросла на 12,9%. Конечно, во многом это объективный процесс: дорожает топливо, растет — и должна расти — оплата труда. Однако конкуренция могла бы этот рост замедлить.

Предвоенные показатели работы электростанций группы ДТЭК. Источник dtek.com

Нажмите для увеличения

 

До недавнего времени рост тарифов был проблемой небытовых потребителей. Цены для населения по политическим мотивам повышались редко. Недоплаченные ими и другими льготными потребителями суммы включаются в оптовую и розничную цену, которую платят остальные покупатели.

Такое перекрестное субсидирование в 2014 году оценивалось 40,8 млрд грн, в 2013 году — 37,6 млрд грн. В 2014 году оно увеличило оптовую цену на 29,6%.

Реформа: старты и финиши

Новая структура украинской энергетики планировалась в следующем виде: не будет ни единого оптового покупателя, ни усредненной цены.

Предвоенные показатели структуры потребления электроэнергии. Источник dtek.com

Нажмите для увеличения

 

Появятся рынок прямых договоров между производителями, поставщиками и потребителями, рынок “на сутки вперед” — предусмотреть все при долгосрочных контрактах сложно, балансирующий рынок, предназначенный для окончательного покрытия расхождений между производством и потреблением — 2-5%, а также рынок вспомогательных услуг.

По идее, потребителю такая модель куда интереснее: можно выбирать контрагентов и договариваться о ценах.

Работа по созданию новой схемы шла рывками. В ноябре 2002 года Кабмин Анатолия Кинаха одобрил концепцию функционирования и развития оптового рынка электроэнергии, предусматривающую постепенный, за четыре-пять лет, переход от существующей модели к полномасштабному конкурентному рынку.

Нажмите для увеличения 

В 2004 году была создана межведомственная комиссия, которую возглавлял председатель НКРЭ — “предок” НКРЭКП. Уже тогда казалось, что успешно продвигать такой проект силами межведомственной комиссии невозможно.

Так оно и случилось. В 2004-2005 годах принимались решения, противоречащие идее создания конкурентного рынка. В 2004 году была создана НАК “Энергетическая компания Украины”, консолидировавшая всю оставшуюся в энергетике госсобственность. Естественно, административное влияние усилилось. Решение ликвидировать НАК было принято в сентябре 2014 года.

В 2007-2008 годах дело, казалось, сдвинулось с мертвой точки. Мировой банк предоставил НКРЭ 3 млн долл на разработку проекта реформы и консультативную помощь по ее внедрению.

Нажмите для увеличения

Консультанты проекта — консорциум компаний КЕМА, Нидерланды-Германия, и ЕСА, Великобритания, при участии украинской “Трансэнергоконсалтинг”.

В ноябре 2007 года правительство утвердило план реализации концепции. Уже в 2009 году должен был начаться переход к двусторонним договорам, а полностью рынок планировалось внедрить в 2014 году.

“Было проработано несколько вариантов функционирования рынка с учетом всех особенностей — дотаций, возможных неплатежей, своеобразной производственной структуры, в которой 50% составляет мощность атомных электростанций, которая не имеет широкого диапазона регулирования. АЭС не используются для покрытия суточных колебаний потребления и работают по ровному графику.

С 2010 года были подготовлены проекты нормативных актов и лицензий, необходимые для создания конкурентного рынка. Проект закончился, но правительство не приняло решения реформировать рынок. Мне кажется, все эти годы энергетику рассматривали как донора экономики и политический инструмент”, — говорит директор “Трансэнергоконсалтинга” Светлана Голикова.

В 2013 году был принят и с 1 января 2014 года вступил в силу закон “О принципах функционирования рынка электрической энергии Украины”, по которому рынок прямых договоров, рынок “на сутки вперед” и балансирующий рынок в полном объеме должны заработать с 1 июля 2017 года.

Однако и эту дату надо воспринимать не более чем старт, поскольку, следуя букве закона, конкуренция будет ограничиваться еще много лет, до 2030 года.

Документ вызвал много споров. В частности, скептики утверждали, что писан он “под Рината Ахметова” — владельца ДТЭК, крупнейшего негосударственного холдинга страны. Опасения оказались во многом напрасными, потому что закон не выполняется. Более того, вскоре появится его новая редакция.

22 июня министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин сообщил, что подготовка законопроекта о рынке электроэнергии находится на заключительной стадии. 2 июля законопроект “О рынке электрической энергии” был опубликован на сайте Минэнергоугля.

Это не поправки к закону “О принципах функционирования рынка электрической энергии Украины”. Подготовленный министерством законопроект предлагает отменить его с 1 октября 2015 года.

Людмила АНАСТАСЬЕВА

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.