Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Экономика после Майдана. Чем может быть опасна реформа энергорынка

[10:16 24 июля 2015 года ] [ Економічна правда, 23 липня 2015 ]

Создание конкурентного рынка опять буксует. Хорошо это или плохо?

С 1 января 2014 года Украина должна была начать постепенный переход к новой модели рынка электроэнергии.

Вместо единого оптового покупателя электричества в масштабах страны должен был со временем появиться рынок прямых договоров.

Последний теоретически позволял потребителю выбирать поставщика с самыми дешевыми киловатт-часами.

Производители в этих условиях вынуждены были бы конкурировать друг с другом, снижать затраты и повышать качество.

С 1 января 2014 года заработал закон “О принципах функционирования рынка электрической энергии Украины”. Документ еще на этапе подготовки вызывал множество вопросов. Вызывает и теперь.

В чью пользу

В подготовке закона активно участвовала компания ДТЭК Рината Ахметова.

Гораздо активнее, чем представители других энергетических магнатов — Александра Бабакова, Игоря Коломойского, Григория Суркиса, Константина Григоришина. Специалисты отмечают, что документ готовился с оглядкой на Европейскую энергетическую хартию и директивы ЕС.

“Заинтересованность ДТЭК в появлении проевропейского закона логична, поскольку многие его инструменты соответствуют стратегии ДТЭК как компании, работающей на европейских энергетических рынках”, — отмечает директор компании “Трансэнергоконсалтинг” Светлана Голикова.

ДТЭК экспортирует электроэнергию в Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию.

Наиболее спорный вопрос — Фонд урегулирования стоимостного дисбаланса. В законе говорится, что это должно быть государственное специализированное некоммерческое учреждение. Его должен создать Кабмин до 1 января 2016 года, а наполнять — АЭС и крупные ГЭС, которые принадлежат государству.

Деньги, поступающие в фонд, должны использоваться для покрытия разницы в цене “зеленого” тока, электричества, выработанного ТЭЦ и когенерационными установками, электричества для населения. Последнее уже не столь очевидно: с 1 марта 2017 года тарифы для граждан должны вырасти до рыночных.

Неясно, что будет представлять собой это учреждение, и кому оно будет подконтрольно, но схема перераспределения денег от государственных АЭС и ГЭС в пользу частных ВЭС и СЭС у многих вызывала нарекания.

Впрочем, писать о плюсах и минусах принятого закона можно было бы много и долго. Вот только сейчас он не выполняется. Исключение — статья 29, регламентирующая введение чрезвычайных мер на рынке электроэнергии.

“Реформы не осуществляются, потому что нет координационного центра. Этим занимаются многие — НКРЭ, Совет энергорынка, энергетические компании, но как-то обособленно. Если говорить о Минэнергоугля, то оно больше занимается не внедрением этого закона, а его редактированием.

Там создана рабочая группа, они пишут новую редакцию в закрытом режиме, согласовывая ее с Европейским энергетическим сообществом”, — говорит исполнительный директор Всеукраинской общественной организации “Энергетическая ассоциация Украины” Юрий Кияшко.

По его словам, в законе есть спорные моменты, связанные с экспортом электроэнергии. Ключевой проблемой акта, добавляет эксперт, является порядок формирования Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса.

22 июня министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин сообщил, что документ разрабатывается вместе с Европейским энергетическим сообществом. “По своей философии” он будет похож на закон о рынке газа, ибо либерализация рынка газа и электроэнергии — ключевое задание Минэнергоугля.

По словам министра, закон позволит уйти от дискуссий о величинах тарифов.

“Рынок должен говорить, какова реальная стоимость киловатт-часа или кубометра газа. Для незащищенных групп населения будет программа. Кабмин будет влиять на ценообразование, но рынок должен работать на обычных простых экономических принципах — балансе спроса и предложения. Прямые договоры между производителями и потребителями — это конечная цель”, — сказал министр.

Конкретных сроков перехода к прямым договорам министр не назвал, но отметил, что, например, в Польше и Румынии такие процессы продолжались пять-семь лет.

2 июля законопроект “О рынке электрической энергии” был опубликован на сайте Минэнергоугля. Это не поправки к действующему закону, его вообще предлагается отменить с 1 октября 2015 года.

Однако, как и предсказывали эксперты, проект не предлагает существенных изменений в структуре конкурентного рынка электроэнергии. Появляется только понятие “внутрисуточный рынок”. Планируемый срок начала работы по новым правилам тоже не меняется — 1 июля 2017 года.

Возможно, документ будет рассматриваться осенью, на следующей сессии.

 Предвоенный рынок производства электроэнергии. Инфографика dtek.com

Нажмите для увеличения

Так оставить?

Итак, создание конкурентного рынка опять буксует. Хорошо это или плохо?

Некоторые специалисты полагают, что быстрое внедрение новой модели принесло бы больше вреда, чем пользы. Среди аргументов — фактическая монополизация конкурентного сектора — тепловой электроэнергетики — и отсутствие рынка топлива.

В ДТЭК входят три из пяти генерирующих компаний, созданных на основе ТЭС (”Востокэнерго”, “Днепрэнерго, Западэнерго”, в каждую из них входит по три ТЭС), а также “Киевэнерго” с двумя мощными ТЭЦ. Общая установленная мощность всех производителей электроэнергии ДТЭК составляет 18,2 ГВт.

Кроме того, ДТЭК является крупнейшим производителем энергетического угля. В холдинг входят мощные “Павлоградуголь”, “Добропольеуголь”, шахта “Комсомолец Донбасса”, “Ровенькиантрацит” и “Свердловантрацит”.

Нажмите для увеличения

Это ставит под сомнение формирование конкурентного рынка угля в Украине, без которого полноценный конкурентный энергорынок невозможен. Правда, война на Донбассе может сыграть с бизнесом Ахметова злую шутку.

“Комсомолец Донбасса”, “Ровенькиантрацит” и “Свердловантрацит” остались на территории, которую Украина не контролирует. Впрочем, “по ту сторону” остались и остальные шахты, добывающие антрацит. Логично предположить, что взоры коммерческих директоров ТЭС и ТЭЦ обратятся на внешние рынки.

Противники быстрого внедрения модели конкурентного рынка говорят, что эффективно может работать любая модель, в том числе нынешняя. Главное — не допускать действий, которые ее искажают.

Они напоминают о неискорененной коррупции в энергетике и о том, что за долгие годы в Украине не удалось создать независимого регулятора энергетики.

Наконец, все опрошенные специалисты и эксперты констатируют, что в условиях военных действий любое правительство будет уделять максимум внимания актуальным проблемам настоящего, в частности — грядущей энергетической зиме.

Людмила АНАСТАСЬЕВА

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.