Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Эффект лося

[09:51 09 апреля 2012 года ] [ Экономические известия, № 59, 9 апреля 2012 ]

Победителем Международного открытого градостроительного конкурса “Днепровские жемчужины” стали румыны. Их концепция развития днепровских островов “Голубая линия” после обсуждения и доработки станет одной из тем Генплана Киева.

Второе и третье места поделили колумбийское бюро Taller 301 и московское Citizenstudio. Всего на конкурс, стартовавший 27 сентября 2011 г., было прислано 47 проектов из 23 стран, 13 конкурсных работ подали украинцы.

“Проблема сохранения и развития днепровских островов давно назрела. Далее откладывать ее решение или пускать на самотек уже просто невозможно,— объяснил причину объявления конкурса главный архитектор Киева Сергей Целовальник.— Когда ко мне в кабинет пришел представитель одного очень авторитетного архитектурного бюро с предложением соорудить на Муромце огромный комплекс из разнохарактерных зданий, включая гостиницы, кинотеатр на 6000 мест и прочую подобную инфраструктуру, я понял, что оттягивать решение нельзя. Острова надо рассматривать как целостную природную систему, а их социальная значимость неоспорима”.

Днепровские острова, лежащие в самом центре столицы, соединяют-разделяют две такие разные половины города, и это практически последняя не освоенная, “дикая” и рекреационная зона в границах города. “Киев — единственная европейская столица с зеленой зоной в центре,— подчеркнул член жюри немецкий архитектор Лоренц Декслер, Topolek1.— Это зеленое сердце самого города. Этот конкурс — инструмент, который поможет вам начать долгий, осторожный путь в развитии островов. Приоритетными для нас были проекты, которые рассматривали острова в дальней перспективе — как минимум на ближайшие 50 лет”.

“За 80 лет попыток создания стратегии развития Киева ни в одном варианте не посмели затронуть водно-зеленый диаметр города,— заметил заместитель начальника главка архитектуры и градостроительства Андрей Куделин.— Ни разу не шла речь об урбанизации или уничтожении этих островов, они достались нам в наследство практически в первозданном виде. Сейчас настало время осознать, что мы вкладываем в само понятие “наследие”. И взгляд со стороны, который мы получили благодаря этому международному конкурсу, нам в этом должен помочь, всему 3,5-миллионному мегаполису”.

“Развитие Киева, к счастью, не привело к потере островов,— говорит член жюри архитектор Андрей Донник, ТОВ “Донник&Ко”.— И возможность организовать рекреацию на островах — это последний шанс для Киева. Во всех проектах — лауреатах конкурса решены главные задачи — сохранение природной системы, рекреация и организация транспортного сообщения”.

Урбанист из Голландии Тео Хоббен (Hauben Architecture&Urbanism) отметил, что главным как для урбаниста для него было понять, как создать условия для эффективного использования горожанами островов: “Необходимо предоставить инвестору не только ограничения, но и новые возможности для вложения средств”.

Презентацию проекта-победителя в горадминистрации проводила Розина Драгомир из Wolf House. Она призналась, что ее коллег и их преподавателя и вдохновителя Габриеля Паскариу Киев поразил своей невероятной комбинацией истории, культуры, прекрасной архитектуры и замечательных парков. И они надеются, что уже в 2025 г. киевляне смогут хвастаться природным коридором, который будет соединять дикую и рекреационную зоны. Первой задачей было поставить диагноз всем островам и проанализировать возможность их использования с наименьшим вредом для природы.

В качестве примера она заметила, что острова неплохо соединены с востока на запад, но практически не связываются с севера на юг.

Чтобы решить эту проблему, была тщательно продумана транспортная система, объединившая острова и оба берега “синей линией”. Причем схема маршрута речного трамвайчика вписана как часть общей транспортной системы Киева. Предложены модели разборных причалов-плавучих платформ, буквально в одной точке касающихся берега. Прописаны в проекте даже логотипы речного транспорта и форма его персонала, туристическая продукция и обозначения на карте. Розина Драгомир уверена, что восстановленный речной транспорт может стать визитной карточкой города, новым брендом и повысить интерес туристов.

Реализация проекта расписана на 15 лет. В течение первых пяти лет авторы предлагают создать на островах спортивные площадки. “Сегодня наиболее безопасное освоение островов — это спорт. На Венецианском острове люди круглогодично занимаются на тренажерах и купаются в Днепре. Это не означает, что мы возведем спортивные здания — максимум небольшой домик, где киевляне могли бы переодеться и принять душ. Неплохо было бы организовать прогулочные маршруты, в том числе маршрут конных прогулок. Можно открыть площадки для гольфа. При этом руководствоваться тем, что из кармана у среднего киевлянина не лезут доллары и он не может заплатить несколько сот долларов за пару часов игры. Я сторонник концепции Генплана, которая позиционирует Киев как город, который открыт всем. Поэтому и острова — это зона, которая должна быть открыта для всех горожан”,— прокомментировал Сергей Целовальник.

Вторая пятилетка будет посвящена обновлению Гидропарка. На Долобецком острове предложено открыть парк с аттракционами, на Муромце сделать обучающий центр, руководимый ботаническим садом.

Третья пятилетка. Предлагается к этому времени закрыть зелеными насаждениями опоры Подольско-Воскресенского мостового перехода, восстановив таким образом рекреационную функцию этой территории. Парк Дружбы народов милая румынская девушка Розита видит как территорию, которую можно развивать а-ля венецианские сады Жардини, предлагая разместить в парке выставочные павильоны различных государств.

В центральной части, на Трухановом или Венецианском острове в это время может появиться колесо обозрения. “В Лондоне есть колесо высотой 135 метров, в Париже — 50. За полтора года, пока я занимаю свою должность, ко мне приходят раз в три месяца со словами: “На тебе колесо, поставь,— говорит Сергей Целовальник.— Я отказываюсь, потому что предлагают 60-метровые колеса. С верхней точки такого колеса мы не увидим и правого берега. Если уже замахиваться, то на 120-метровое, чтобы была видна и Конча-Заспа, и Теремки, и Васильков”.

Планы красивые. Стоит отметить, что еще с 2004 г. решением Киевсовета был создан региональный ландшафтный парк “Днепровские острова”. Как вписывается эта концепция в принятое тогда решение, пока не ясно. “Она должна быть широко обсуждена и киевлянами, и экологами в рамках осмысления Генерального плана общиной города Киева. Если после всех обсуждений концепция будет признана достойной, чтобы ее включить в Генплан, то этот материал с доработками войдет как определенная тема, как табу для попыток сегодня что-либо там сделать. По поводу каждой площадки и у инвестора, и у городской власти будет одинаковое понимание. Но как это воплотить? На первый взгляд, здесь есть некая ловушка. Какой инвестор сейчас попрется на острова, чтобы там вам зелень создать и бесплатную инфраструктуру, места для отдыха? Инвесторы — алчные люди, им нужно деньги вернуть в ближайшее время. Поэтому в ближайшее время на основе этих идей и концепции будет создана тема преференций. Мы рассматриваем всю эту систему долины Днепра, острова как наиболее ценный для нас экологический ресурс. И если инвестор возьмет интересную для него площадку, но не на островах, то мы с него потребуем опосредованное вложение капитала в развитие островов. По такой, как нам надо, схеме. И если это будет законодательно оправданным, то эта система позволит нам привлечь капитал. А просто так застроить острова после общественного обсуждения концепции никто не даст! Реальное проектирование будет, я вам скажу, очень не скоро. Единственное, что скоро будет,— наведение порядка в Гидропарке, где сейчас творится просто безобразие”,— резюмировал господин Целовальник.

У экологов, конечно, претензии к концепции есть. Но директор ГП “Центр экологического мониторинга” Роман Маленков привел “i” пример: “Я это называю эффектом лося. Где больше шансов выжить у лося: в заповеднике или в охотхозяйстве? Да, в охотхозяйстве в лося порой стреляют, но в остальное время его егеря подкармливают. А в заповеднике пара скудно оплачиваемых из госказны егерей вряд ли способны защитить лося от браконьера… Та же ситуация с островами. Чтобы защитить их, надо туда пустить инвесторов — ограниченное число, на наших условиях, но пустить”.

Оксана ГРИШИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.