Речь идет о катастрофе вертолета Ми-8МТВ-МСБ-1 и пожаре на разведывательном корабле “Лагуна”, который находится на достройке у причала “Кузни на Рыбальском”.
Итак, поздно вечером 29 мая во время учебно-тренировочного полета возле села Сестрятин в Радивиловском районе Ровенской области упал вертолет Ми-8МТВ-МСБ-1 из состава 16-й отдельной бригады армейской авиации Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины (г. Броды Львовской области). Четыре члена экипажа, в том числе и командир бригады погибли.
Первоначально версий было несколько. Однако ошибку в пилотировании практически сразу отмели, хотя и полет проходил ночью без приборов ночного видения — за штурвалом был очень опытный вертолетчик — 40-летний Игорь Мазепа. Он с самого начала принимал активное участие в войне на Донбассе, за что был награжден в июле 2014 г. орденом Данила Галицкого.
С октября 2015 г. он был заместителем командира по летной подготовке 18-го отдельного вертолетного отряда Миссии ООН в Конго. В числе прочего именно он на африканской земле в качестве инструктора проводил учебно-тренировочные полеты с экипажами Ми-8 и Ми-24 ночью. По всей видимости, именно в этом качестве он выполнял и роковой полет.
То есть имея опыт полетов на Донбассе и Конго, он вряд ли мог допустить столь банальную ошибку. Это было очевидно и комиссии по расследованию трагедии, которая ко 2 июня заявила о том, что из трех первоначальных версий на сегодня рассматривается только одна — “техническая неисправность”.
Вертолет новой отечественной модификации — фактически модернизированный “советский” Ми-8МТВ с более мощными турбовальными двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии производства “Мотор Сич” с электронным запуском, с несколько измененным составом авионики, установленными комбинированным устройством выброса тепловых ложных целей “АДРОС” КУВ 26-50, а также экранно-выхлопными устройствами “АДРОС” АШ-01В. И это не считая дополнительных баков и вооружения. При этом производитель говорит о том, что в итоге всех работ продлевается лётный ресурс вертолёта на 2 тыс. часов или 8 лет эксплуатации с возможностью дальнейшего продления ресурса вертолёта до 16 лет. Также стоит заметить, что модернизация одного Ми-8 в вариант МСБ обходится государственному бюджету в $5,5-6 млн.
На сегодня известно, что именно этот конкретный аппарат прошел капитальный ремонт на конотопском “Авиаконе” осенью 2017 г. В числе лучших машин бригады был отправлен в 2018 г. в Конго — в состав нашей вертолетного отряда в составе миротворцев ООН. Однако уже там у него были проблемы — в частности, был разрушен генератор переменного тока, который был заменен в ходе ремонта и имел гарантию 4 года.
То есть катастрофа в очередной раз поставила на повестку дня основной вопрос — куда двигаться дальше в развитии вертолетного парка силовых ведомств страны? Ведь все без исключения вертолеты — как Ми-8, так и Ми-24, и Ми-2 — еще советского производства. Их возраст просто зашкаливает — самым новым больше 30 лет.
При этом отечественные предприятия со скрипом, но могут ремонтировать практически все элементы оборудования. Кроме одного — у нас нет производства корпусов, да и большую часть критически важных агрегатов приходится закупать.
А металл имеет довольно серьезную тенденцию к старению, и как результат — вот такие катастрофы, в которых страна теряет лучших вертолетчиков. И заменить их в ближайшее время просто некем — опыт так просто и быстро не нарабатывается.
Фактически единственным выходом становится либо развертывание производство полностью отечественного вертолета — что требует буквально многомиллиардных вложений, причем не только и не сколько в разработку, но и налаживание серийного производства. Ведь не секрет, что станочный парк наших предприятий оборонного комплекс устарел и морально, и физически.
Либо пойти по пути небогатых стран и, либо купить поддержанные аппараты западного производства, либо взять в лизинг новые. Однако такой путь наталкивается на жесткое сопротивление “красных директоров”, которые привыкли к монополии на этом рынке и всячески тормозят принятие политического решения.
Чего стоит истерика в СМИ того же владельца запорожской “Мотор-Сич”, когда для нужд МВД была куплена партия вертолетов французского производства. В ход пошли буквально все рычаги, доступные почетному президенту предприятия Вячеславу Богуслаеву (экс-нардеп от Партии регионов, сейчас депутат ВРУ от “Воли народа”).
Причем все аргументы были достаточно примитивны и в итоге сводились к одному тезису — “купуй вітчизняне”. При этом тот же “Мотор-Сич” уже достаточно сложно назвать полностью украинским предприятием — не так давно стало известно, что 56% акций предприятия проданы иностранным компаниям со счетами в офшорах, связанными с китайской корпорацией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co.
В тот же злополучный день 29 мая произошло возгорание на борту среднего разведывательного судна “Лагуна”, на котором происходил монтаж специального оборудования. Напомним, что речь идет о среднем морозильном траулере проекта 502ЕМ, модернизированном под нужды военного флота. Длина корабля составляет 55 м, ширина — 10 м, полное водоизмещение — 1200 т, а скорость хода — около 12 узлов.
Судя по неофициальной информации, произошло это во время проведения сварочных работ в трюме судна. Внизу было утеплено пеной, а выше — польская минеральная вата. Пожар был быстро погашен после того, как сгорела пена — минвата не горит. Хотя оборудование западного производства ценой в $3 млн было уничтожено и теперь сроки сдачи корабля в состав ВМСУ в очередной раз переносятся.
Тут в полный рост встала другая проблема нашей военной промышленности — острая нехватка квалифицированных кадров. С одной стороны специалисты еще советской закалки уже пенсионного возраста, с другой стороны недостаточно финансирование не позволяет привлечь рыночным зарплатами молодежь.
Таким образом, можно говорить о том, что пять лет в условиях войны крайне недостаточный срок для того, чтобы решить все проблемы в сфере обороны, которые накапливались все время независимости. И стоит только надеяться, что новая власть продолжит курс на перевооружение армии, на реформирование всей оборонной промышленности.
Михаил ЖИРОХОВ
Что скажете, Аноним?
[07:00 27 декабря]
[13:00 26 декабря]
[07:00 26 декабря]
11:30 27 декабря
11:20 27 декабря
11:00 27 декабря
10:30 27 декабря
10:00 27 декабря
09:50 27 декабря
09:40 27 декабря
09:20 27 декабря
09:10 27 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.