После завершения всех формальностей ПАО “Магистральные газопроводы Украины” (МГУ) станет национальным оператором украинской газотранспортной системы (ГТС), функции которого сегодня выполняет государственная компания “Укртрансгаз”. Однако на баланс МГУ будет передано далеко не все нынешнее газовое хозяйство “Укртрансгаза” — подземные хранилища газа (ПХГ) будут отданы другой компании — “Подземные газовые хранилища Украины”.
Разговоры о разделении компании “Укртрансгаза” на две — по транспортировке и по хранению газа — вел еще премьер-министр Арсений Яценюк. Тогда это объяснялось требованием европейского законодательства в сфере энергетики — так называемого Третьего энергопакета. Правительство Яценюка на фоне обострения ситуации с поставками газа из России и стремления уйти от зависимости от “Газпрома” хотело как можно быстрее подогнать украинскую ГТС под европейские стандарты и надеялось, что после этого иностранные инвесторы проявят интерес к магистральным газопроводам и ПХГ.
Монстр времен СССР
Что же собой представляет “Укртрансгаз” сегодня? Украинская ГТС была построена еще в советские времена и предназначена как для транспортировки миллиардов кубов газа в западном направлении, а также для хранения газа в подземных хранилищах. ПХГ выступают своего рода “заначкой” газа поблизости от западных границ — зимой, в периоды сильного похолодания, когда потребление газа в Европе резко возрастает, а “Газпром” не может физически резко увеличить поставки газа до требуемого объема, газ из украинских ПХГ поднимается и поставляется в Европу.
Так за счет украинских ГТС обеспечивается стабильность выполнения контрактов “Газпрома” перед его европейскими партнерами. По крайней мере, так было до тех пор, пока в руководство Министерства энергетики и “Нафтогаза Украины” не пришли люди из бизнеса, и не прекратили практику, когда Украина газ, который необходим для стабильных поставок “Газпрома” в Европу, покупала за собственные деньги.
Технологически украинская ПХГ — очень сложная система. В частности, общая длина газопроводов составляет 38,6 тыс. км, в том числе магистральных — 22,2 тыс. км. В системе также задействованы 12 подземных хранилищ газа, активная вместимость которых составляет 31 млрд кубометров. Это очень большой объем. Для сравнения — Украина в прошлом году потребила 33,8 млрд кубометров газа.
Большие планы
План разделения “Укртрансгаза” на две компании был утвержден Кабмином в июле этого года. Согласно этому плану, в срок до 1 октября этого года на новом предприятии должна быть внедрена надлежащая структура управления, разработан с привлечением экспертов Энергетического сообщества перечень активов, которые нужны для эффективной работы предприятия. Однако газопроводы, по которым “Укртрансгаз” сейчас качает газ, будут переданы позднее — в течение 30 дней с момента вступления в силу окончательного решения Стокгольмского арбитража в споре между “Нафтогазом Украины” и российским “Газпромом”.
Причина этой отсрочки в том, что контракт на транзит российского газа заключен между “Газпромом” и НАК “Нафтогаз Украины”, поэтому выделение из состава “Укртрансгаза” магистральных газопроводов, которые задействованы в выполнении этого контракта, могут негативно повлиять на позицию украинской стороны в арбитраже.
Не все гладко
У разделения “Укртрансгаза” есть как сторонники, так и противники. В частности, еще в феврале этого года во время открытого обсуждения этого процесса занимавший тогда пост министра энергетики Владимир Демчишин высказывался против разнесения функций транспортировки и хранения газа по разным компаниям. По его словам, этот процесс потребует согласования с кредиторами не только “Нафтогаза Украины”, которому подчиняется “Укртрансгаз”, но и с кредиторами самого “Укртрансгаза”. Также МГУ будут не столь привлекательны без хранилищ газа, а передача МГУ в управление Фонду государственного имущества нарушит требование Третьего энергопакета: согласно ему, функции транзита и добычи газа должны быть разделены, а ФГИ в добавок к МГУ получит в свое управление на время приватизации компанию “Укргазвыдобування” — основного добытчника газа в Украине и таким образом будет одновременно контролировать добычу и транспортировку, что нарушает европейское энергетическое законодательство.
Сторонником разделения выступал нынешний глава “Нафтогаза” Андрей Коболев — по его словам, Украине в лице МГУ нужно получить “чистую” компанию, в которую можно будет привлечь инвестора и тем самым сорвать планы России по строительству обходного газопровода “Северный поток-2”. По его словам, получение “чистой” структуры в случае создания МГУ перевесит другие негативы.
Эксперт по вопросам энергетики, президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар считает, что разделение “Укртрансгаза” на две компании нецелесообразно, поскольку это — единая технологически компания. “Но проводить сразу разделение “Укртрансгаза” и ПХГ, делать отдельный бизнес на этом — нецелесообразно и даже вредно. Настолько сложной ГТС, связанной с хранением газа, как в Украине, нет ни у кого в Европе. Поэтому европейцам предлагать легко, а наши чиновники — со всем соглашаются. Наломать дров и потом получить проблемы в виде организационного хаоса можно очень легко”, — сказал он.
Эксперт считает, что в качестве компромисса можно было бы выбрать третий вариант: поскольку мощности украинских ПХГ очень большие, в отдельную от “Укртрансгаза” компанию можно было бы выделить не все хранилища, а лишь часть из них. И эти отделенные ПХГ можно было бы сдать в аренду, тем более, что уже появились заинтересованные в этом компании — недавно французская компания Engie (ранее — GDF Suez SA) заключила с “Укртрансгазом” соглашение о хранении своего газа в украинских ПХГ.
В перспективе украинские ПХГ могут пригодиться также и для хранения норвежского газа, если будет реализован проект “Северные ворота” — газопровод для поставки норвежского газа в Польшу. “Если проект “Северные ворота” будет реализован, то норвежский газ придет в Центральную Европу не на время, он придет навсегда. Тогда может возникнуть ситуация, когда норвежцам понадобятся на длительный срок ПХГ в Украине”, — сказал Михаил Гончар.
Кроме того, отметил эксперт, Третий энергопакет не содержит требований разделять функции “Укртрансгаза” по транспортировке газа и его хранению. Европейское законодательство требует, что должны быть разделены между собой иные функции: добыча, транспортировка и продажа газа, которые объединяет в себе “Нафтогаз Украины”.