Одним из его элементов считается и гудок Донецкого металлургического завода, который два века назад поставил Юз. Он завез его в город в 1873 году, когда для своего завода приобретал поршневые машины с затонувшего корабля “Орел”. Тогда же он купил корабельный гудок — его установили на заводе для того, чтобы рабочие не просыпали свои смены.
Обязанность заводить гудок при Юзе была возложена на механика Блюминга. Это было очень ответственное задание, и несвоевременное включение гудка каралось вплоть до увольнения. Гудок выполнял также функцию самых точных часов города, как, собственно, и сейчас. Во времена Юза подавали четыре гудка: первый — чтобы рабочий проснулся, второй — начал работу, третий — окончил рабочую смену, а после четвертого трудовая деятельность продолжалась только на непрерывном производстве. В конце 20-х — начале 30-х гг., когда город именовался Сталино, гудок звучал девять раз в день. В середине 50-х гг. было принято решение об отмене гудка. Но после этого рабочие стали часто опаздывать на работу, и гудок снова ввели, но его давали всего три раза в день — в 06:30, 14:30 и 22:30. Вопрос снова встал ребром в 1960-е, когда боролись с лишним шумом. Тогда во многих индустриальных городах отказались от гудка, но в Донецке это стало проблемой. И вскоре его снова разрешили. Сегодняшний гудок — уже не юзовский, а новый, но приваренный к старому, юзовскому основанию. Связано это с тем, что с построением высоток звук ухудшился. Но и сегодня летом при тихой погоде гудок можно услышать везде. Машинист дает его семь раз за сутки: в 6:00, 7:00, 14:00, 15:00, 19:00, 22:00 и 23:00. Выглядит это так: машинист приходит в цех, крутит круглый вентиль, аппарат заводится, и из гудка извергается пар и льется вода.
В том, что гудок уже давно не является символом Донецка, а остается всего лишь памятью о прошлом, уверен журналист и писатель, автор книги “Прогулки по Донецку” Евгений Ясенов: “Металлургический завод долго был главным предприятием города, и ритм его жизни задавал тон всему Донецку. Сейчас роль этого завода существенно уменьшилась, и значение гудка (который работает, несмотря ни на что), соответственно, снизилось. Нынешняя его роль скорее декоративная — но это любопытная декорация, от которой не стоит отказываться. Это часть общего донецкого колорита. Гудок — один из не столь уж многих оставшихся символов, которые позволяют Донецку ощущать себя рабочим городом. В советские времена этот статус был самоочевиден, но нынешний Донецк стремительно превращается в город бизнесменов и сервисменов. Памятник шахтеру с куском угля в руке, терриконы, гудок ДМЗ — все эти вещи, как дедушкины ордена в коробочке, не дают забыть о прошлом”. Ну что ж, это вполне укладывается в европейские тренды, где многие промышленные районы используют свою индустриальность как приманку для туристов. В шахтах и заводах организовывают музеи и галереи, и старое техническое пространство приобретает новое дыхание, которое приносит популярность и прибыль.
Екатерина ЯКОВЛЕНКО
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
08:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.