Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Давид Черкасский: Украинская анимация наконец-то “вылупилась из яйца”

[07:16 09 апреля 2012 года ] [ Комментарии, 9 апреля 2012 ]

Известный мультипликатор рассказал “Комментариям” о том, есть ли будущее у отечественной мультипликации.

На днях весь мир отмечал день анимации. “Комментарии” поговорили с одним из самых выдающихся мультипликаторов Украины и всего постсоветского пространства, режиссером мультфильмов “Остров сокровищ”, “Доктор Айболит” и “Приключения капитана Врунгеля” Давидом Черкасским об отечественной и зарубежной анимации.

Давид Янович, на сайте “Укранимафильм” отмечено, что последний мультфильм на студии был снят в 2010 году. То есть, в прошлом году не выпущен ни один мультик?

Совершенно верно. В 2010 на “Укранимафильм” была снята одна анимация “О, Пари!”. А в прошлом — ни одной.

То есть, мультипликация в Украине умирает?

Нет, что Вы, ни в коем случае нельзя так говорить. Просто у государства один ответ: “нет денег”. Не только на мультипликацию, но и на кино в целом: на хронику, на документалку, на научно-популярное кино. Ни на что нет, к сожалению. Однако наши мультипликаторы работают! Если честно, я не знаю, как им удается находить деньги, но они их находят и как-то снимают. Сейчас молодые совсем другие, чем мы. Мы были инертными, нам давали деньги и мы делали картины. А сегодня молодежь все делает сама. Мы любили сидеть и ждать, когда нам все принесут: и кофе подадут, и красивую женщину на печь запихнут. А сейчас художники сами крутятся и как-то находят деньги. И это приятно, очень приятно.

 

Сколько сегодня в Киеве существует студий, которые занимаются мультипликацией?

Государственная — “Укранимафильм” — одна. Точное количество частных я не знаю. Знаю, что есть студии Сахалтуева, Димы Белинского, студия Лисенбарда. И на них что-то снимают, и что-то делают. Чаще всего — рекламу, но и мультфильмы тоже медленно, но уверенно снимают. Кстати, в этом году вроде бы какой-то прогресс пошел. Вот на “Украинамафильме” сейчас в разработке сериалы “Приключения Котигорошка и его друзей”, а также “Коп и Штык — кроты-проныры”. К тому же, начался съемочный период первого полнометражного мультфильма в технологии 3-D “Кто боится дядюшки Бабая”. Так что хочется верить, что паутину со студий уже можно смело снимать.

“Лед тронулся”, потому что правительство наконец-то решило “взяться” за мультипликацию или наоборот?

Ну, общем-то, когда-то это должно было начаться, потому что мультипликация не может исчезнуть. А вот в некотором роде толчком, возможно, послужило выделение больших денег нашим коллегам из России. Мы ж все время оглядываемся в их сторону. Наши страны — это вообще сообщающиеся сосуды, особенно во всем, что касается искусства. У них там сейчас подъем, им дали сейчас огромные деньги на кино. Но это отсюда так видно. Ведь когда им дали деньги, то такая началась такая грызня из-за дележки, что все перессорились.

А у нас некому ссориться, потому что денег нет?

Это точно. А вот как только дадут, то у нас тоже начнутся такие же проблемы. Пока что нас вообще нечего сравнивать с Россией, потому что у нас круглый ноль. Возможно, в этом году нам потому дали деньги, что почувствовали какую-то вину, оглядываясь на соседей.(В Государственной Программе производства и распространния фильмов на 20122013 гг. предусмотрено финансирование пяти мультфильмов государственной студии “Укранимафильм” , а также пять анимаций других украинских студий — “Комментарии”). А то на протяжении последних нескольких лет сложилось впечатление, что государство попросту забыло о нас. Власть развлекает и интересует только битва между собой и за деньги, кажется, что кино для них вообще не существует.

Но если сравнивать с Россией, то там мультипликацию активно используют для пропаганды, а у нас даже до этого не додумываются?

У нас существует иллюзия, что в Украине демократия, и мы вообще свободны и вольны говорить все, что нам вздумается. Поэтому особенно ничего говорить и не хотим. А если говорим, то более наглядно — акции, протесты всякие. Хотя в интернете появляются флеш-мультфильмы, которые очень мне нравятся. Простые в исполнении, но ценные своей идеей — вот это самое главное.

То есть, Вы не противник современных технологий?

Нет, что Вы. Совсем наоборот — мне все нравится! И здорово, что я видел, как все зарождалось, изменялось. Формат 3D — это вообще прорыв какой, и интересно ж как. Я всегда придерживался такой позиции, что все технические достижения хороши, потому что они упрощают процесс, позволяя работать быстрее. Компьютер — это просто заменитель руки, главное, чтобы голова работала, а в ней были интересные идеи.

Вот еще по секрету скажу: очень возможно, что в скором времени выйдет мой мультфильм — продолжение приключений капитана Врунгеля. Мы уже пилот сделали и, даст Бог, скоро начнем съемки. Планируется, что он будет в 3D формате. Мне очень интересно попробовать делать такую мультипликацию.

 

Давид Янович, как изменилась тематика мультфильмов за последние десятилетия? Мне кажется, больше стало мультфильмов “для взрослых”.

Анимация была и есть всякая — и для самых маленьких, и для постарше, и для всей семьи. И “для взрослых” мультфильмы тоже всегда были и будут. Ну, возможно, в целом стало меньше назидательств и нравоучений, которые были ранее: “не гуляй”, “не пей”, “вот это можно, а это — нет”. А вообще вопрос очень сложный — больше или меньше снимают для детей. Мультфильм тем уникален, что он должен быть интересен в одинаковой степени и родителям, и детям. Вот я, например, вообще не умею делать мультфильмы для маленьких детей. А в советское время меня приглашали на утренники всякие. Думали, что раз мультики делает, значит, и с детьми находит общий язык. Вот это для меня было настоящей мукой, ведь я совершенно не умею говорить с детьми! Ну не умею, и все тут. И картины мои не явно не “для самых маленьких”. А вот кто-то может. Кстати, “Смешарики” русские — как раз для маленьких детей. Подозреваю, что и в Европе есть такая анимация. Так что всего хватает, были бы деньги снимать.

Вы являетесь президентов международного фестиваля анимации “Крок”. Если ли отличия в тематике кино у наших и зарубежных мультипликаторов?

“Крок” — это фестиваль авторского кино и поэтому своей работой художник, прежде всего, демонстрирует то, как он понимает себя в жизни. Работы постсоветских аниматоров действительно отличаются от остальных. У нас по-прежнему мультфильмы в основном позитивные, радостные, веселые, с хорошим юмором. Они светлые и добрые. А вот среди европейских стран, особенно если брать студенческие работы, это, в основном, трагедии. У них вообще творится какой-то кошмар: много крови, негатива и убийств. Картина маленькая, а крови много! То зомби, то какие-то насекомые-кровососы, то уроды какие-то. Ужас просто! Я не знаю, почему у них это так, почему они видят мир таким? Ну ладно можно оправдать, что студенты ищут свое место в мире, еще не знают, что им нужно и откуда это брать. Однако все образы вроде как в детстве закладываются! Вот и думай после этого какое у них было детство?

Однако стоит помнить, что “Крок” — это не мейнстримовое кино, по фестивальным работам нельзя проследить тенденцию мультипликации, это же не телевизионный формат.

 

Видите ли Вы яркие мультяшные образы на постсоветском пространстве. Такие, чтобы их можно было печатать на футболках, пеналах, кружках и это покупалось?

К сожалению, пока что нет. Недавно заключал контракт, но это опять же по моим старым персонажам. Если честно, я не знаю, куда деваются аниматоры, которые выпускаются каждый год из ВУЗов нашей страны. Пока что у нас мультипликации нет. У нас с анимацией сейчас такое состояние: мы как будто только вылупились из яйца и голосок у нас еще совсем тоненький. Единственное, что шикарно, что связь между поколениями не прервалась, что мы еще живы, и наши ученики еще живы — есть, кому учить, и есть, у кого учить. Пока что мы как-то расползлись все по своим норкам, нет сплоченности. Но это все — вопрос времени, главное, чтобы таланты были. А они у нас есть.

Ольга МОСКАЛЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.