Этот двигатель — плод совместной работы днепропетровских специалистов из конструкторского бюро “Южное” и Южного машиностроительного завода, а основанием для получения престижной премии служит и тот факт, что первый экзамен двигатель выдержал с успехом — вывел на орбиту европейскую ракету-носитель “Вега”.
Вообще КБ “Южное”, образованное в 1954 г. как суперсекретное Особое конструкторское бюро (ОКБ) №586, широко известно и многими типами созданных там боевых ракет, и различными космическими ракетами-носителями, и спутниками самого разного назначения, и разработанными там же ракетными двигателями. Что касается последних, то работы ведутся начиная с 1958 г., когда было сформировано подразделение для создания жидкостных ракетных двигателей — КБ-4. Его возглавил Иван Иванович Иванов, известный в кругах ракетостроителей как “Иван в кубе”.
За 54 года своей плодотворной деятельности коллектив КБ-4 разработал около сорока жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). При этом многие из них не имели аналогов в мировой практике и отлично зарекомендовали себя при самых разных пусках.
Одной из наиболее ярких страниц в истории стала осуществленная в 60-е годы XX в. разработка в рамках тогдашней советской лунной программы двигательной установки для так называемого “блока Е”. Он предназначался для мягкой посадки пилотируемого космического корабля на Луну, его взлета оттуда и выведения на окололунную орбиту для стыковки с другим кораблем, на котором космонавты должны были вернуться на Землю.
И хотя после того как американские астронавты ступили на поверхность Луны, руководство СССР закрыло лунную программу, ряд оригинальных конструктивных идей и разработок днепропетровских специалистов пригодились им в последующем при создании ЖРД.
Двигатели не случайно в ракетно-космической отрасли называют “сердцем” ракет, ведь их цена нередко достигает 40% общей стоимости ракеты-носителя. А поскольку процесс разработки двигателей один из наиболее сложных и дорогостоящих, многие страны, создающие ракеты-носители, стараются приобретать готовые ЖРД.Посему с конца 80-х гг. прошлого века ракетные двигатели часто становятся самостоятельным товаром на рынке ракетно-космических технологий и техники этого профиля.
Заказ с высокими требованиями
В 1995 г. итальянская компания “Фиат-Авио” (затем эта фирма сменила свое наименование на “Авио”) получила от Европейского космического агентства (ESA) задание на разработку ракеты-носителя легкого класса “Вега”. Она предназначалась для выведения на солнечно-синхронную орбиту высотой 1200 км космических аппаратов массой до 1200кг, а на полярную орбиту высотой 700км от земной поверхности — спутников массой до 1500 кг.
Работы по созданию европейской ракеты-носителя выполнялись в довольно широкой международной кооперации — с участием фирм из Италии, Франции, Германии, Испании, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Бельгии и других стран. Предусматривалось, что “Вега” будет четырехступенчатой ракетой — причем три ее ступени, начиная снизу — твердотопливные, а четвертую оснастят жидкостным ракетным двигателем, работающим на топливе, компоненты которого (горючее и окислитель) — несимметричный диметилгидразин и азотный тетроксид.
В связи с этим “Авио”, разрабатывавшей и изготавливавшей твердотопливные двигатели для трех ступеней “Веги”, потребовалось найти разработчиков маршевого жидкостного ракетного двигателя для четвертой ступени. В итоге итальянцы, рассмотрев разнообразные разработки в этой сфере известных двигателестроительных фирм Европы, США и России, остановили свой выбор на ЖРД, который предложили украинские специалисты из КБ “Южное”. Это особенно важно, так как обычно ЕSА и его партнеры отдают предпочтение европейским компаниям.
В двигателе, созданном в Украине, был реализован ряд оригинальных научно-технических решений по автоматике. Кроме того, использовались принципиально новые решения по организации внутреннего охлаждения. Оно осуществляется с помощью периферийных форсунок смесительной головки и двух расположенных в определенной последовательности разнокомпонентных поясов завес (окислителя и горючего).
Благодаря этому удалось получить камеру двигателя, отличающегося надежным охлаждением, значительной экономичностью, устойчивостью рабочего процесса и самое важное — высоким показателем удельного импульса тяги — отношения силы, развиваемой двигателем, к секундному расходу топлива в нем. По этому параметру двигатель, созданный в КБ“Южное”, лучше, например, чем ЖРД такого же класса, разработанные российскими специалистами, — в частности, данный показатель на 8,4% выше, чем у двигателя разработки “КБ химавтоматики”, что эквивалентно увеличению полезной нагрузки примерно на 50кг. Это довольно значительный вес, если учитывать, что стоимость выведения на околоземную орбиту одного килограмма полезного груза колеблется в пределах от 10 до 20 тыс. долл. США.
Успешный пуск — обнадеживающие горизонты
По отдельному контракту, предложенному “Авио” днепропетровцам, в КБ “Южное” были проведены специальные исследовательские работы в этом направлении, подтвердившие реальность достижения заявленных характеристик. Также в процессе разработки было получено три патента Украины на элементы двигателя и один патент на испытательную термовакуумную установку.
Исследования завершились в мае 2003-го, а в феврале 2004-го между фирмой “Авио”, финансировавшей эти работы, конструкторским бюро “Южное” и ПО “Южный машиностроительный завод” был подписан контракт на разработку, изготовление и поставку лётной модели маршевого двигателя для четвертой ступени европейской ракеты-носителя “Вега”.
В 2005-м в Днепропетровске изготовили первые опытные образцы нового ЖРД и провели их огневые испытания. А всего за время отработки основных характеристик этого двигателя состоялись более 30 многорежимных огневых испытаний в Украине и Германии.
После восьми лет напряженной работы 13 февраля 2012 г. специалисты компании Arianspace осуществили первый пуск ракеты “Вега” со стартового комплекса ЕLV Гвианского космического центра. При этом ставилось несколько целей — это и лётно-конструкторские испытания нового носителя, и одновременный вывод на околоземные орбиты девяти космических аппаратов различных европейских организаций — двух основных (LARES и ALMASat-1) и семи меньших по размерам наноспутников.
Старт ракеты и ее полет прошли успешно, что подтвердило надежность нашего двигателя и его высокие характеристики. Правда, итальянские СМИ, бурно отмечавшие вклад фирмы “Авио” в создание и запуск “Веги”, почему-то не сочли нужным рассказать, что двигатель верхней ступени этой ракеты создан в Украине.
Кроме того, в прессе появились и публикации, намекающие, что Европейское космическое агентство было бы, мол, не против, чтобы в перспективе производителем двигателя для четвертой ступени “Веги” стала какая-либо компания одного из государств, входящих в ЕSА, — с тем, чтобы деньги не уходили из Европы. Однако реалии таковы, что в обозримой перспективе альтернативы украинскому двигателю для верхней ступени “Веги” нет. А в планах ЕSА — пять запусков ракет-носителей “Вега” на период до 2016 г.
Вадим ФЕЛЬДМАН
Молодцы наши ракетчики! Но евросоюз всё равно будет искать альтернативу что бы исключить участие Украины при первой возможности, так что надо двигаться дальше, а не почивать на лаврах.
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
08:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.