Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Что нам даст и что отнимет закон о рынке электроэнергии

[09:24 24 апреля 2017 года ] [ Зеркало недели, 22 апреля 2017 ]

Закон о новом рынке электроэнергии, принятый 13 апреля, получил немалую огласку.

От редакции

Закон “О рынке электрической энергии Украины” Верховная Рада приняла 13 апреля. На сегодняшний день этот документ еще не подписан председателем ВР и не передан на утверждение президенту Украины.

Отметим, что полной версии закона никто из опрошенных даже народных депутатов не видел. Юристы и лоббисты еще пытаются свести все поправки, внесенные в последний момент в законопроект №4493.

В ожидании окончательной версии закона общество находится под напряжением, поскольку возникло немало вопросов к принятому документу. Наиболее болезненные из них ZN.UA задало в предыдущем номере. Редакция искала непредвзятого специалиста, который к тому же не побоится ответить на наши вопросы.

Мы признательны Юлии УСЕНКО, главе Всеукраинской агенции инвестиций и устойчивого развития, эксперту группы “Реформа энергетического сектора” Реанимационного пакета реформ, за то, что она взялась за неблагодарный труд и, на наш взгляд, аргументировано ответила на вопросы и объяснила скандальные нюансы Закона “О рынке электрической энергии Украины”.

Ждем окончательную версию закона. 

Закон о новом рынке электроэнергии, принятый 13 апреля, получил немалую огласку. Основные обсуждаемые изменения касаются права выбора потребителем поставщика электроэнергии и создания условий конкуренции на рынке.

Риски искажения идеи конкурентной модели рынка прежде всего связаны с существующей монополией, когда сети и генерация находятся в одних руках. В продолжительных поисках идеальных или компромиссных решений государство по сути оказалось перед выбором — позволить энергетике и дальше деградировать или же запустить процесс трансформации украинского энергорынка по европейским нормам. Оправданы ли риски принятия по сути революционного закона для электроэнергетической отрасли, от развития которой зависит экономика государства в целом, покажет время. Но определять основные риски и искать способы их избежать или минимизировать, в том числе в рамках закона, следует уже сейчас.

Обуздает ли новый закон энергомонополии?

Речь идет о таких монополиях, как энергохолдинг Ахметова ДТЭК и облэнерго, приватизированные несколькими энергоолигархами меньшего масштаба. Сейчас проблемой является обеспечение недискриминационного доступа третьих лиц к сетям облэнерго.

Принятый Закон “О рынке электрической энергии Украины” учитывает требования Третьего энергетического пакета, согласно которому нынешние облэнерго обязаны отделить свою деятельность по распределению от деятельности по поставкам электрической энергии. В сущности, облэнерго должны быть разделены на две отдельные компании:

— оператор системы распределения — обеспечивает надежную и безопасную эксплуатацию, техническое обслуживание и развитие системы распределения и осуществляет распределение электроэнергии;

— электропоставщик — поставляет (продает) электроэнергию потребителям, пользуясь сетями операторов системы распределения.

Если говорить о рисках, связанных с присутствием монополии на рынке сегодня, то следует отметить, что вопрос демонополизации прямо не решается принятым законом. И хотя мы все понимаем, что украинский рынок электроэнергии сейчас фактически монополизирован, действующее законодательство не дает формальных оснований считать существующих игроков монополистами.

Энергохолдинг ДТЭК, принадлежащий Ахметову, не исключение. Антимонопольный комитет Украины фактически это признает. Глава АМК как-то сказал: “Тема сложная, все очень непросто”.

Может ли принятый закон обеспечить действенные механизмы для контроля над монополиями и предотвратит ли появление новой ценовой формулы “Роттердам+”?

Закон отменяет ручное регулирование и создает условия для установления рыночных цен на производство электроэнергии. Это означает, что административный контроль над производителями электроэнергии ослабляется, а цены формируются по рыночным механизмам, предусмотренным законом, без вмешательства регулятора.

Что касается монополии на производство электроэнергии, то однозначного ответа на этот вопрос нет. Стоит сказать, что закон решает его с помощью определения справедливой цены на электроэнергию как товар. В результате чего производители просто вынуждены оптимизировать свои затраты на производство электроэнергии, чтобы быть экономически успешными. А значит, “Роттердам+” должен умереть как класс.

Вместе с тем следует учесть, что в нынешних условиях изолированности энергосистемы это не решит проблему. Поэтому нужно открывать рынок в обе стороны, что позволит учесть и интересы потребителя, поскольку рынок предполагает отсутствие приоритетов внутреннего производства перед импортом.

Открытие рынка для ЕС — это выполнение требований Третьего энергетического пакета и обязательств Украины в рамках Договора об учреждении Энергетического сообщества. Торможение этого процесса уже привело к нарушению условий указанного договора, в результате чего Европейское Энергетическое сообщество ведет дело против Украины и подчеркивает, что это является препятствием на пути к созданию общеевропейского рынка электроэнергии.

Понятно, что Евросоюзу интересен сбыт электроэнергии на украинский рынок. Но, с другой стороны, именно возможность импорта позволяет стимулировать внутренних производителей не манипулировать ценой.

Важным вопросом здесь также является отсутствие технической возможности получать электроэнергию из ЕС. На сегодняшний день с европейской энергосистемой синхронизирован только Бурштынский энергоостров, отключенный от объединенной энергосистемы (ОЭС) Украины. Полная интеграция в европейскую энергетическую систему требует весомых инвестиций и некоторого времени. По оценкам экспертов, стоимость проекта строительства вставок постоянного тока 600 МВт может составить 150 млн евро с окупаемостью до трех лет. Но не следует забывать, что это также является ценой за энергетическую безопасность нашего государства.

О недостатках британской модели

Сегодня рынок действует по модели единого покупателя. Вся произведенная электроэнергия продается производителями в Оптовый рынок электрической энергии (ОРЭ) Украины. ОРЭ Украины действует в лице государственного предприятия “Энергорынок”. Покупают электрическую энергию поставщики по регулируемым (облэнерго) и нерегулируемым (независимые поставщики) тарифам для дальнейшей поставки потребителям.

Все лицензированные производители и поставщики электроэнергии являются членами ОРЭ и работают на рынке согласно заключенным договорам о купле-продаже электроэнергии с ГП “Энергорынок”. Действующий рынок регулируется, по сути, в ручном режиме, когда цены на генерацию, передачу и поставки устанавливает регулятор (НКРЭКУ).

Нынешняя модель энергорынка в Украине базируется на старой британской модели единого пула 20-летней давности.

В современной Великобритании действует такой же рынок, как и целевая модель ЕС, — свободный рынок, а не централизованный пул. Кстати, несмотря на “Брэкзит” (выход из ЕС), Великобритания хочет остаться в едином рынке ЕС, и прежде всего именно в энергетическом. Об этом недавно заявил министр энергетики этой страны.

Новая модель электроэнергетического рынка, предлагаемая законом, предусматривает создание разных сегментов рынка, в частности:

— рынок “на сутки вперед” — работает по принципу биржи, на которой определяется индикативная цена на электроэнергию, на которую ориентируются все участники рынка при заключении договоров в других сегментах рынка и подают свои заявки сегодня на завтра;

— рынок двусторонних договоров — предусматривает заключение поставщиками или производителями прямых договоров с потребителями на условиях свободных цен;

— балансирующий рынок — работает для сбалансирования спроса и предложения электроэнергии в режиме реального времени, поэтому и цены здесь самые высокие.

О важности независимого регулятора и процессе разработки вторичного законодательства

Каким бы совершенным или компромиссным ни был закон, но эффективность и успех внедрения нового рынка электроэнергии зависят от разработки соответствующего вторичного законодательства, за которую отвечает правительство и НКРЭКУ.

Согласно принятому закону, для его имплементации должен быть создан Координационный центр. Формально он был образован в рамках Закона №663 “Об основах функционирования рынка электрической энергии” согласно постановлению КМУ от 23 сентября 2014 г. №530. Но на сегодняшний день доподлинно неизвестно, как он работает, в каком составе и работает ли вообще.

Пока же координацию взяла на себя НКРЭКУ, одобрив еще в 2015 г. план-график реформы рынка электрической энергии, и согласовывает действия по разработке вторичного законодательства с основными участниками — будущими оператором рынка (ГП “Энергорынок”) и оператором системы передачи (ГП “НЭК “Укрэнерго”). Регулятор (НКРЭКУ) регулярно обнародует на своем сайте информацию о состоянии выполнения мероприятий плана-графика внедрения новой модели рынка электрической энергии.

Важно то, что этот процесс должен быть независимым от постороннего влияния (политического или бизнесового). Среди примеров соответствующих манипуляций со стороны НКРЭКУ, которые только искажают реформу энергетики, — принятие формулы “Роттердам+” в оптовой рыночной цене на электроэнергию, а также повышение платы для нестандартного присоединения потребителей и генерации мощностью 160—5000 кВт. Допущение подобных ситуаций в угоду интересам крупного энергобизнеса делает невозможным внедрение конкурентного рынка, направленного на обеспечение интересов потребителя.

Здесь следует напомнить, что во исполнение закона о НКРЭКУ, принятого ВР осенью 2016 г., в ближайшее время должна быть создана конкурсная комиссия, которая должна, наконец, начать свою работу по отбору кандидатов на членство в НКРЭКУ, которые будут соответствовать всем требованиям, предусмотренным указанным законом.

Появится ли у потребителей электроэнергии практическая возможность выбирать поставщика самых дешевых киловатт-часов?

Чего ожидать потребителям электроэнергии от прямых договоров между ее производителями и продавцами, и не станут ли новые лицензиаты просто заменой облэнерго — монопольными в каждом регионе?

Эффективность работы рынка электроэнергетики зависит не просто от количества поставщиков, а прежде всего от того, насколько они могут конкурировать друг с другом и являются независимыми.

Появление новых и, соответственно, независимых поставщиков обеспечит условия для формирования различных тарифных предложений для потребителей, в том числе в зависимости от характерного для них графика нагрузки (в зависимости от времени суток). Здесь следует вспомнить также о том, что так называемые прямые договоры заключаются в произвольной форме и на условиях, определенных по договоренности сторон с определенным ограничением по обязательным объемам продажи на рынке на сутки вперед.

Так что потребитель сможет выбирать себе поставщика по интересным для себя условиям, учитывая не только ценовое предложение, но и упрощенные подходы к заключению договора и условия его выполнения.

Вместе с тем не следует забывать об интересах и поставщиков в выборе потребителя. На начальном этапе, когда первыми заработают поставщики, образованные в результате разделения облэнерго, борьба развернется в основном за мощных и платежеспособных промышленных потребителей, для которых и будут формироваться наиболее интересные предложения.

В целом же установление так называемых (потому что это не экономическая категория или определение) справедливых цен на рынке должно привести к постепенному удешевлению электроэнергии.

Но следует понимать, что этот процесс довольно длительный — от двух лет и больше. На начальных этапах ожидаемым будет подорожание электроэнергии. Но акцент следует делать на причинах этого увеличения тарифов, а именно — из-за существующей монополизации и изолированности рынка сегодня. Именно об этом следует откровенно говорить потребителям. Новый же рынок призван постепенно решить эту проблему за счет правильных подходов к его внедрению и открытости, упоминаемых в этой статье.

Будут ли платить потребители за присоединение к электросетям?

Будут платить постоянно только за то, что однажды уже заплатили за подключение к энергосети, то есть за затребованную или даже нет энергомощность?

Закон определяет общие принципы присоединения электроустановок к электросетям, которые базируются на прозрачности и недискриминационном доступе к сетям, а также определяют объем услуг по присоединению.

Порядок присоединения должен определяться кодексами систем распределения и системы передачи, т.е. вторичным законодательством. Этот порядок должен включать, в том числе, процедурные вопросы, условия присоединения, типовые формы договоров о присоединении. При соблюдении требований указанных кодексов операторы сетей не имеют права отказать потребителю в присоединении.

Методика установления платы за присоединение должна утверждаться регулятором (НКРЭКУ). Она должна учитывать реальные затраты на присоединение, а по-хорошему, также должна стимулировать присоединение к свободным, уже существующим точкам возможного присоединения.

Прямая норма о начислении так называемой абонентской платы за электросети в тексте закона отсутствует. Но она может появиться, опять же, в регуляторных актах, разработанных регулятором.

Кто будет отвечать за баланс энергосистемы страны?

Новый рынок создает как новые свободы, так и новые обязанности для участников рынка. Каждый производитель и поставщик должен отвечать за собственный небаланс, т.е. отклонение от графика производства или потребления. Заключая двусторонние контракты или покупая электроэнергию на рынке на сутки вперед, электропоставщики и производители обязуются обеспечить свое потребление и производство в определенные часы на соответствующем уровне. При этом они являются сторонами, ответственными за баланс лично (или входят на договорной основе в определенную балансирующую группу).

Но обеспечить стопроцентное соответствие контрактам на практике не так уж и просто. Например, могут ухудшиться погодные условия, которые послужат причиной большего спроса на электроэнергию у потребителей в определенный момент времени, или изменят фактический объем генерации ветровыми или солнечными электростанциями, или может произойти непредвиденный выход из строя генерирующего оборудования и пр. Поэтому ответственным за баланс ОЭС Украины в целом в режиме реального времени (проще говоря, за обеспечение частоты в 50 Гц в розетке каждого пользователя системы) будет оператор системы передачи (ОСП).Сейчас это ГП “НЭК “Укрэнерго”.

С этой целью ОСП должен обеспечить наличие резервов у него для регулирования в реальном времени. Инструментом для этого является рынок вспомогательных услуг: ОСП заранее закупает резервы мощности (МВт), а в режиме реального времени (в рамках балансирующего рынка) активирует их, давая команду производителям, которые должны увеличить или уменьшить свое производство в соответствии с командой ОСП. Это — плата за совокупность мер, осуществляемых ОСП для урегулирования небаланса. Эти меры называются вспомогательными услугами и предоставляются на платной основе. Размер платы закон не устанавливает. Это опять же вопрос к вторичному законодательству.

После реального режима времени (ex-post) ОСП осуществляет расчеты небалансов, возникавших в ОЭС в конкретный расчетный период. Ответственность будут нести все участники рынка — как поставщики, так и производители. И виновные в возникновении небаланса должны оплатить стоимость затрат, понесенных ОСП в результате урегулирования небаланса.

О конкуренции производителей электроэнергии

Станет ли конкуренция производителей электроэнергии реальным стимулом и механизмом для установления рыночной цены на электроэнергию?

Каждый производитель должен занять свою нишу на новом рынке в соответствии с технологиями производства электроэнергии — атомная, тепловая или “зеленая” генерация.

В перспективе рынок генерации должен динамично развиваться и, наконец, достичь готовности к развитию новых современных технологий. Такие трансформации рынка только позитивно скажутся на конкуренции и поспособствуют установлению рыночной цены на электроэнергию для потребителей.

Закон о новом рынке дает нам новые возможности построить конкурентный, современный и открытый рынок, нацеленный на интересы потребителя, и укрепить энергобезопасность государства. Теперь важно эти возможности удачно использовать и быть готовыми к изменениям. Но не следует забывать, что основная ответственность за успешность внедрения и качество этих изменений лежит на упомянутых выше имплементаторах новой модели рынка электроэнергии.

Юлия УCЕНКО, глава Всеукраинской агенции инвестиций и устойчивого развития, эксперт группы “Реформа энергетического сектора” Реанимационного пакета реформ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.