Ситуация на Корейском полуострове снова обостряется. Неадекватное поведение руководства КНДР вынуждает Южную Корею искать дополнительную политическую подстраховку. Так, для проведения экстренных консультаций в Москву прибыл главный представитель на шестисторонних переговорах по ядерной программе Ви Сун Лак.
Решающим толчком к этому визиту стала необходимость обсуждения условий возобновления шестисторонних переговоров, которые проходили с участием Южной Кореи, КНДР, США, Китая, Японии и России, но с осени 2008 года были прекращены.
Попытки хоть как-то договориться с Северной Кореей очень похожи на бег по кругу. Похоже, ни один партнер по шестисторонним переговорам просто не знает, что делать дальше. А каждый новый военный демарш Пхеньяна четко нацелен на очередное “выбивание” экономической и продовольственной помощи из Запада.
Между тем Южная Корея ожидает очередного обстрела со стороны КНДР, а Соединенные Штаты и Сеул планируют новые военные учения. Собственно, очень остро стоит традиционный вопрос: что же дальше делать с Северной Кореей?
Наделенные реальными полномочиями разруливать сложившуюся ситуацию, которая опять зашла в тупик, чиновники должны бы учитывать тот факт, что именно сегодня как никогда существует весьма высокая вероятность возникновения серьезного военного конфликта между двумя Кореями. И недавний обстрел КНДР территории Южной Кореи может быть только пробным тестом Пхеньяна на то, какой будет реакция международного сообщества на его неприкрытую агрессию по отношению к соседнему государству.
Сейчас, когда в Пхеньяне готовятся к передаче власти от одного Кима к следующему, использование КНДР масштабных военных средств поможет руководству Северной Кореи “лепить” светлый образ преемника Ким Чен Ира — Ким Чен Уна как героического военачальника. Что должно существенно повысить его властную легитимность среди северокорейских элит.
Чтобы предотвратить повторение межкорейских вооруженных столкновений, американские эксперты призывают создать региональный механизм мониторинга. По их мнению, если возникнут предпосылки или назреет спор, способный привести к конкретному инциденту, то международное сообщество или же региональная политическая группировка сможет проанализировать эти сигналы, прежде чем ситуация перерастет в открытое вооруженное противостояние.
Вместе с тем следует обратить внимание на то, что очередной силовой демарш КНДР похож на четкий месседж Соединенным Штатам. Пхеньян сигнализирует Вашингтону, что тот должен держать Северную Корею в поле усиленного внимания. Режим Ким Чен Ира в который раз надувает щеки, сообщая: мы опасны, непрогнозированы и непредсказуемы; поэтому наши требования ни в коем случае нельзя игнорировать или оставлять без внимания.
Еще одним объяснением неадекватного поведения руководства КНДР может быть его попытка вернуть Соединенные Штаты и Южную Корею за стол переговоров. Провокации, направленные на поиск путей к мирному договору с Америкой и Южной Кореей, в таком случае нужны Пхеньяну для совсем других целей. КНДР старается переформатировать ситуацию на Корейском полуострове в свою пользу. Потому США и Южная Корея справедливо опасаются, что после начала очередных мирных переговоров Северная Корея потребует вывода американских войск из Южной Кореи. А это, в свою очередь, откроет ящик Пандоры со всеми возможными последствиями для стратегии Америки в регионе.
Очевидно, что после демонстрации силы КНДР Соединенные Штаты должны определиться с тем, что же делать. И если они действительно хотят решить проблему Северной Кореи, то должны заниматься ею непосредственно. Поскольку отказ от диалога с КНДР как наказание за ее плохое поведение вовсе не является оптимальным решением.
Некоторые изменения в решении северокорейской проблемы могут наметиться после появления на скандальном сайте WikiLeaks секретных материалов, свидетельствующих, что китайское руководство готово отказаться от Северной Кореи. Однако, учитывая все обстоятельства, можно сказать, что поддержка на Корейском полуострове статус-кво все же в интересах Китая.
Не секрет, что Соединенные Штаты и Китай с подозрением относятся к дальновидным намерениям друг друга. Америка, как и прежде, в ближайшие годы останется основной азиатской властью и будет дислоцировать свои войска в регионе как страховку от потенциально агрессивных действий Китая.
С другой стороны, Пекин серьезно обеспокоен возможностью скорого присоединения КНДР к Южной Корее и появления американских войск на пороге Китая. Таким образом, похоже, что Пекину и Вашингтону придется найти способ разорвать порочный круг взаимного стратегического недоверия.
И хотя главный представитель Южной Кореи на шестисторонних переговорах по ядерной программе Ви Сун Лак ищет поддержки Кремля, сегодня уже становится понятно, что ключ к решению проблемы Северной Кореи лежит в отношениях сотрудничества между Соединенными Штатами и Китаем.
Пекин и Вашингтон должны убедиться, что их далеко идущие интересы в Азии не пересекаются. Крепкие отношения между Китаем и Америкой имеют огромное значение для решения проблемы Северной Кореи и достижения стабильного мира в Азии.
Таким образом, на Корейском полуострове сложилась весьма драматичная ситуация. Тогда как главные глобальные игроки не знают, как дальше разрешать эту проблему, Северная Корея, словно классический голодный дух средневековой демонологии наподобие “нищеты”, не имеет другого выхода, как тревожить окружение, требуя очередной подачки.
В сущности, реально “разрулить” ситуацию способны только Соединенные Штаты и Китай, остальные могут в той или иной степени способствовать их решению. Поскольку же ситуация патовая, что понимают все стороны, то единственный выход из нее может быть только по принципу Гёделя, который в последние годы используется в политологии. То есть выйти за рамки существующей парадигмы.
Причем далеко выходить не нужно. Ведь, по классическим принципам конфликтологии, в каждом случае взаимоотношения сторон рассматриваются по шкале от жесткой конфронтации до конкуренции и, в конце концов, к кооперации. То есть к сотрудничеству.
И если жесткая конфронтация закончилась во второй половине 50-х годов прошлого века, то последний кризис свидетельствует, что полностью себя исчерпала и сфера конкуренции. Соответственно, единственным возможным выходом является переход на высшую стадию — к кооперации и сотрудничеству по многим направлениям.
Собственно говоря, постепенно, в той или иной степени это происходило между Соединенными Штатами и Китаем в экономической, финансовой и ряде других областей. И здесь нужно перейти от наблюдавшейся в ходе последнего кризиса остановки, к углублению и, возможно, установлению новой системы сотрудничества на постоянной основе. Что автоматически решит, в частности, и северокорейскую проблему. Тем более что документы, обнародованные WikiLeaks, свидетельствуют о готовности обеих сторон к таким шагам.
Виктор КАСПРУК
Что скажете, Аноним?
[15:06 24 ноября]
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
15:45 24 ноября
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.