В частности, была опубликована презентация ряда “хотелок”, которые позволили бы частично дерегулировать бизнес и облегчить жизнь рядовым украинцам. Однако, пока совершенно не понятно, как планируется достичь предложенных результатов. Сказано, что команда уже подготовила 29 законопроектов относительно предлагаемых реформ. Но не видя эти законопроекты, трудно судить о путях реализации, временных рамках и рисках предлагаемых нововведений.
Однако, обо всем по порядку. В первую очередь предложения касаются административных услуг — любимого детища Саакашвили еще со времен Грузии. Принципы единого окна и молчаливого согласия — все это уже было и у нас, и у грузинов. Правда, у них более успешно, а у нас менее. Есть огромное количество ведомств, в которых уже несколько лет кряду внедряются эти принципы, но без особых успехов. В отличии от Домов юстиции в Грузии. Так что не удивительно, что в своей программе реформ губернатор Одесской ОГА делает ставку именно на этот пункт. Правда, на этом поприще в Украине у него уже есть конкуренты — Минюст в последнее время все активнее продвигает минимизацию количества требуемых справок. А на прошлой неделе даже перешел к жестким мерам, запретив центрам админуслуг и РГА требовать какие-либо справки от граждан, так как до 1 октября все они должны были уже подключиться к соответствующим реестрам. Правда, как оказалось, подключаться никто не спешил. И если в ближайшие недели ничего не изменится, то аналоги максимально прозрачных Домов юстиции могут стать довольно привлекательной альтернативой откровенно убогим Центрам админуслуг. Ну как минимум в сознании украинских граждан.
Второй момент — это приватизация. Команда бывшего грузинского президента ратует за продажу всего и вся. А точнее — сокращение списка запрещенных к приватизации объектов на 80%. Как Министерство экономики несколько месяцев назад. Правда, потом ведомство Абромавичуса резко развернулось на 180 градусов и решило создавать госхолдинг из 12 стратегических предприятий. Даже Одесский припортовый завод, который планировалось продать в этом году, теперь уже не продается — с подачи Арсения Яценюка теперь все ждут его переоценки. На этом, видимо, и решил сыграть Саакашвили. Отказ от аренды, приватизация и, главное, ускоренная процедура оценки объекта (на фоне скандала с отложенной приватизацией ОПЗ как раз по причине необходимости новой оценки) — все это выглядит как контраргумент против идей действующего премьер-министра. Что на фоне раскрученного тезиса “государство — неэффективный собственник” способно привлечь симпатии украинцев. Особо тут интересна идея о том, что инициировать приватизацию может частное лицо. В свое время об этом много говорили в экспертных кругах — какой смысл выставлять на продажу объект, на который нет покупателей, кроме как все это организовывается ради снижения цены до минимума (после нескольких неудачных продаж цена объекта может упасть на 70%). Если же приватизация изначально инициирована частными лицами, то это значит, что на объект есть претенденты. Правда, в таких условиях совершенно непонятно, что делать с теми компаниями, покупать которые никто не вызвался.
Третий момент — таможенные процедуры. “Дружба” Саакашвили с главой ГФС Романом Насировым уже стала притчей во языцех. Как и “войны” на одесской таможне. Так что дать “ценных советов” в этом вопросе Саакашвили просто не мог. Но тут обошлось без сюрпризов — убрать всех брокеров и посредников, оформлять за 15 минут, единая политика таможенной стоимости и т.д. В общем все то, что в этом вопросе обещали множество раз до него политики разных мастей. Правда, тут могут удивить механизмы достижения поставленных целей, которые должны быть прописаны в разрабатываемых грузинской командой законопроектах.
Четвертое, это трудовые отношения. Правда, в основном речь идет не о трудовых отношениях как таковых (формулировка “упрощение системы трудоустройства и увольнения” слишком обтекаема и многозначительна), а о труде чиновников. Саакашвили снова решил поднять тему доплаты госслужащим из спецфонда, финансируемого международными организациями. Напомним, с этой идеей весной уже выступал заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Шимкив (тогда речь шла только о зарплатах топовых чиновников). Однако, само предложение вызвало такую волну недовольства (в духе “мы живем на две тысячи гривен, а почему они не могут”), что о нем постарались больше не вспоминать (или, по крайней мере, не говорить вслух). В этом смысле Саакашвили явно не боится негатива, особенно если предложение будет распространяться не только на топов, но и на действительно ценных кадров.
Кстати, особенно интересно, что это предложение прозвучало именно сейчас — после того, как стало известно о предполагаемых трех тысячах зарплаты специалистов в антикоррупционном бюро. Кажется, сейчас даже самый чиновниконенавистный украинец задумался о том, что так коррупцию не побороть. Так что момент для поднятия темы с доплатами был выбран удачно.
Правда, есть и другое, мягко говоря, удивительное предложение — отмена спецпроверок госслужащих при принятии на работу. Конечно, на данный момент такого рода проверки часто имеют формальный характер — никто глубоко не копает, действительно ли у кандидата нет “левых” доходов или активов. Недавний скандал с квартирой в Лондоне уже вышеупомянутого Насирова тому подтверждение. Кстати, именно этот пример Саакашвили и может приводить в качестве аргумента (за одно еще раз напомнив об этом СМИ). Однако, благая цель привлечь в органы власти бизнесменов (а видимо для этого и предлагается отменить проверки), в Украине может иметь самые разные последствия — от успеха затеи до полного провала на фоне тотальной коррупции.
Пятый пункт — это явные точечные предложения, направленные исключительно на улучшение позиций в рейтинге Doing Business. Тянет вниз Украину в этом рейтинге длительное подключение новых объектов к сетям электропередач? Давай будем подключать по одному заявлению. Ниже среднего Украина по срокам выдачи разрешительной документации на строительство? Давай сократим сроки выдачи до 15 дней. Невозможно получить земельный участок у местных властей и это минус в рейтинге? Упростим процедуру и разрешим частному лицу инициировать земельные аукционы (а за одно менять целевое назначение земель). И так далее. Правда, есть плюшки и для людей — например, в виде предложение привлекать граждан к контролю за незаконным строительством.
Апофеозом предложенных реформ должен стать Акт Экономической Свободы. Что это такое, из презентации Саакашвили до конца не понятно. С одной стороны, это некие долгосрочные цели: госдолг — не более 60% (улыбка в сторону Яресько), бюджетный дефицит — до 3% ВВП (МВФ аплодирует, хотя реализовать на практике это пока не получается), расходы государства — не более 30% ВВП (вспоминаем тезисы Андерса Ослунда, который говорил, что снизить можно только за счет пенсий и субсидий, но Саакашвили предпочел не вдаваться в детали). С другой стороны, забавные предложения: повышать налоги только путем референдума (хотя о повышении у нас вроде никто и не говорит, да и представить себе результат такого референдума не сложно, мы не Швейцария) и тезис об отсутствии ограничений на свободное движение капитала (да здравствуют офшоры). В общем, интересная смесь популизма и долгосрочных перспектив. Посмотрим, что из этого выйдет.
Виктория БАРАНОВА
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.