24 марта неизвестные напали на главного дорожного Робин Гуда страны Ростислава Шапошникова. Руководителя движения “Дорожный контроль”, которое несколько лет эффективно борется за права украинских водителей и против гаишников-коррупционеров. Неизвестные затолкали его в свою машину, вывезли за город и жестоко избили. Кто виноват — знает каждый, кто читал и смотрел видео-отчеты “Дорожного контроля”. Теперь главный вопрос — “что делать?”.
“Дорожный контроль” — уникальная организация для современной Украины. За несколько лет созданный на базе сайта проект сделал практически невозможное: искоренил генетический страх перед ГАИ у десятков тысяч украинских водителей. Как все начиналось, сейчас помнят немногие, но группа ребят, которая начала снимать на видео свои нетривиальные диалоги с гаишниками, быстро попала в новостные ленты.
К неожиданной славе не привыкшие к публичности люди с жезлами отнеслись плохо. Особенно после того, как под давлением общественности и по решениям инициированных “Дорожным контролем” судов, их начали увольнять. Дальше-больше: постоянно прибывающие активисты движения начали устраивать на гаишников настоящие облавы. Одна из них — рейд в Херсон — стала хитом украинского интернета. Всего за день организация зафиксировала десятки нарушений ПДД самими гаишниками и уже к вечеру, от “Дорожного контроля” подальше, все посты в городе были сняты. А 8 марта в сеть попало еще одно видео, на котором участники “Дорожного контроля” освобождают незаконно задержанную гаишниками фуру с мясом.
В трудовые будни контролеры этой организации расписывают график дежурств по столице, фиксируя все нарушения гаишников и помогая водителям, у которых те требуют взятки. Все обвинения вооруженный соратниками-юристами “Дорожный контроль”, не без боя, доказывает в судах. Там движению Шапошникова удалось добиться осуждения гаишника, избившего активиста организации, закрыть незаконную штрафплощадку и разблокировать собственный сайт, который в начале нынешнего года по требованию сотрудника спецподразделения “Кобра”, был закрыт. Благодаря юридической поддержке, “Дорожный контроль” на пресс-конференциях раскрывает главные коррупционные схемы в ГАИ и судится с целыми отделениями.
После нескольких лет продуктивной борьбы контролеров, казалось, гаишники медленно, но начали меняться. Опасаясь съемки, перестали хамить и открыто требовать денег. В том, что “Дорожный контроль” изменил сознание своих идейных врагов, на личном опыте убедилась я сама. Однажды, когда мой муж спросил инспектора, в чем причина остановки, и предупредил, что под протоколом о нарушении он поставит свои возражения и объяснения, остановивший нас гаишник очень осторожно спросил: “А вы, случайно, не из “Контроля”?”. Услышав, что муж только сочувствующий, заметно расслабился.
Но, как выяснилось несколько дней назад, ГАИ никаких выводов из проигранного по всем пунктам цивилизованного противостояния с сознательными водителями не сделало. После нападения и сам Шапошников, и его пресс-служба заявили, что главу “Дорожного контроля” избили за его профессиональную деятельность. Впрочем, это можно было и не уточнять. Вопросов, кто это сделал, ни у кого на Украине не возникло. Скорее, удивились, почему сейчас, а не раньше?
Для Украины этот вопрос вообще типичный, и не только в деле Шапошникова. Участь героев, которые борются с властью, всем понятна изначально. Самая известная “логичная” жертва режима — Георгий Гонгадзе, еще одна — известный диссидент Вячеслав Черновол, теперь борец с абсолютным злом в погонах — Шапошников.
Хотя, на самом деле, логики во всем этом мало. Недавно в Тбилиси мне довелось общаться с тридцатилетним замгенпрокурора Давидом Сакварелидзе. После длинного рассказа о том, как Грузия за несколько лет пересажала всех воров в законе, отдала их виллы под детские сады и сделала криминальный Тбилиси одной из самых безопасных столиц мира, я задала “логичный” вопрос: “И как случилось, что вас не убили?”. “А смысл?”, — удивленно ответил он. В самом деле, смысла в этом не было. В один момент в Грузии изменилась вся система. За неудобным прокурором стояли такие же замы, молодые судьи с западным образованием и следователи, которые, чтобы попасть в МВД прошли конкурс из 120 человек и, по примеру предшественников, садиться в тюрьму за взятки не хотели.
Украина, конечно, не Грузия. В ближайшие годы тут не планируется люстрация власти, борьба с коррупцией все больше ограничивается уголовными делами против оппозиционеров, а недостаток политической воли, которая могла бы переломить ситуацию, уже давно стал хроническим. Тем не менее, избиение Шапошникова нелогично, и его можно было избежать. “Дорожный контроль” сам начал строить систему коллективной безопасности, в которой один человек ничего не может решить или изменить. И, судя по нервной реакции оппонентов, получалось это у него гораздо лучше, чем у политической оппозиции. Чтобы закончить начатое, осталось немного — перестать ассоциировать движение с одним лицом и доказать, что бороться за свои права сильно продвинувшиеся за последние годы водители будут и без Шапошникова. Начать можно с участия в акции протеста ДК под стенами МВД в пятницу 30 марта. Или, как вариант, можно подождать той самой недостающей политической воли власти. Вы все еще ждете? Тогда она идет к вам.
Катерина КОБЕРНИК
Что скажете, Аноним?
[18:47 23 декабря]
[15:40 23 декабря]
[13:50 23 декабря]
19:00 23 декабря
18:50 23 декабря
18:00 23 декабря
17:30 23 декабря
17:20 23 декабря
17:10 23 декабря
17:00 23 декабря
16:40 23 декабря
16:30 23 декабря
16:20 23 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.