Этим вопросом сейчас озадачены лучшие менеджеры крупнейших бизнес-групп страны. Войдя в муниципальные аэропорты, частные инвесторы планируют неплохо заработать.
“Мы хотим сдать аэропорт Луганска в концессию Air France. Здесь может быть аэропорт для расширения азиатских направлений, ремонтная база (у нас есть специалисты, авиаремонтный завод)”, — рассказывает губернатор Луганской области Валерий Голенко. Один из самых отдаленных от столицы областных центров Украины никак не может наладить нормальное функционирование своего аэровокзала. Если совместный проект с французскими авиалиниями удастся воплотить в жизнь, это станет революцией на рынке. О таком серьезном инвесторе отставшим на несколько десятилетий муниципальным аэропортам можно только мечтать.
Тем временем муниципальные аэропорты один за другим переходят под контроль отечественных инвесторов, которые зачастую начали интересоваться авиацией лишь относительно недавно. Наиболее активен в этом плане Игорь Коломойский, который уже контролирует Днепропетровский, Ивано-Франковский и Севастопольский аэропорты, а также собственник DCH Александр Ярославский, сосредоточившийся на развитии аэровокзала в Харькове. 10-15-летний срок окупаемости — хороший стимул для того, чтобы вкладывать в воздушные ворота сотни миллионов долларов. Выгода от наземного обслуживания пассажиров через несколько лет может оказаться даже выше прогнозируемой, считают эксперты.
Пошли на взлет
Игорь Коломойский больше других заинтересован, чтобы украинцы стали чаще летать. Если хотите попасть на горнолыжный курорт “Буковель”, пожалуйста, к вашим услугам рейсы компании “Днеправиа” в аэропорт Ивано-Франковска. При этом все три актива — и курорт, и авиакомпания, и аэропорт — контролирует Коломойский. Получается отличная вертикальная интеграция. По той же схеме собственник группы “Приват” сейчас выстраивает бизнес в Крыму, арендуя севастопольский аэропорт “Бельбек”.
Но если Коломойский в авиабизнесе ведет свою собственную, не зависящую от Евро-2012 игру, то остальных крупных инвесторов возможность поработать в аэропорту заинтересовала только после того, как Украина получила право на проведение футбольного чемпионата. Для того чтобы аэропорты в Киеве, Львове, Донецке и Харькове привести в порядок, государство два года тому назад дало частным инвесторам зеленый свет. “Наша логика такова: за государством сохраняется функция единого целостного управления аэропортом, а в самом аэропорту имеет возможность работать реальный инвестор, мощные авиакомпании”, — объясняет инициатор нового подхода к функционированию аэропортов экс-министр транспорта и связи Иосиф Винский. Нововведение позволило передавать аэропорты в концессию частным компаниям и те поспешили воспользоваться этой возможностью.
Инвесторы при минимальных затратах получили право почти 50 лет эксплуатировать капитально обновленный аэропорт. Например, в Харькове государство тратит на строительство взлетно-посадочной полосы более 1 млрд. грн., а частный инвестор за свои деньги строит пассажирский терминал с бюджетом около 500 млн. грн. При этом вся прибыль от эксплуатации аэропорта идет в карман частника. Окупаемость инвестиций в аэропорт легко подсчитать: за обслуживание одного пассажира международных рейсов авиакомпании платят аэропорту около $13, внутренних — $4. Таким образом, взлет или посадка одного международного борта может приносить аэропортам не менее $1 тыс., внутреннего — свыше $350. По подсчетам ИК “Велес Капитал”, инвестиции в Харьковский аэропорт окупятся в течение 10-15 лет при выходе на запланированный инвестором уровень пассажиропотока в 850 тыс. человек. “Здесь очевидна заинтересованность крупнейших бизнес-групп, обладающих свободными деньгами и нацеленных на долгосрочную перспективу”, — рассказывает руководитель отдела аналитики ИК “Велес Капитал” Лина Ольмезова. Эксперт считает, что украинские аэропорты выйдут на безубыточный уровень работы даже при загрузке более чем на 40% своей мощности.
Единственным аэропортом, развитием которого заинтересовалась иностранная компания, оказался аэровокзал во Львове. Американская компания IMTC-MEI LLC выиграла тендер на реконструкцию объекта и готова была вложить $1,2 млрд. При этом полностью окупить проект американцы планировали в течение 20 лет при минимальных аэропортовых сборах. Однако позднее IMTC-MEI LLC потребовала дополнительных льгот, на которые правительство не согласилось. В результате, предприятие пока осталось без инвестора, и его продолжают развивать за бюджетные деньги. Однако в том, что инвестировать во Львовский аэропорт выгодно, не сомневается директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава. “Пассажиропоток во Львове будет зашкаливать. Причем не только во время проведения самого чемпионата, но и в период активной фазы подготовки к нему”, — рассказывает эксперт. Он уверен, что украинский авиарынок во многом следует по пути польского, где доля Варшавского аэропорта в авиаперевозках снизилась с 90% в конце 1990-х до 50% в 2008 году.
Игорь ГОШОВСКИЙ
Что скажете, Аноним?
[10:13 29 ноября]
[07:00 29 ноября]
[23:14 28 ноября]
13:30 29 ноября
13:00 29 ноября
12:30 29 ноября
12:00 29 ноября
11:30 29 ноября
10:30 29 ноября
10:00 29 ноября
09:40 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.