Россия выпадает из списка быстроразвивающихся стран, в который в конце 2000-х она входила вместе с Бразилией, Индией и Китаем, считают эксперты Европейского совета по международным отношениям. В новом докладе, посвященном грядущему возвращению в Кремль Владимира Путина, они рисуют картину страны с неповоротливой экономикой и “брежневеющей” политической системой, которую Евросоюзу предлагается держать в узде политикой кнута и пряника.
Европейский совет по международным отношениям (общеевропейский исследовательский институт, созданный в октябре 2007 года для консультирования национальных правительств Европейского союза) в преддверии выборов в Государственную думу публикует доклад, посвященный перспективам развития России в ближайшие годы. Подготовленный тремя молодыми экспертами, британцем Беном Джадой, словачкой Яной Кобзовой и бывшим советником премьер-министра Молдавии Нику Попеску, этот документ рисует не самые радужные перспективы.
Эксперты считают, что мировой экономический кризис подкосил шансы России на участие в блоке БРИК наравне с Бразилией, Индией и Китаем. Другим фактором, объясняющим выпадение из клуба быстроразвивающихся держав, стала “брежневизация” российской политической системы.
Еще в 2007 году эксперты ECFR были уверены, что Россия развивается по восходящей — “президент Владимир Путин был воплощением этой уверенности”. “В свое президентство он проводил политику “разделяй и властвуй” в отношении Европейского союза, расстраивая европейские внешнеполитические амбиции”, но сейчас “Россия более не испытывает оптимизм растущей державы, вместо этого у нее наблюдается западный пессимизм”, указывают авторы. Они вспоминают, как “снобский провластный журнал “Эксперт” в 2006 году предрекал рублю будущее глобальной резервной валюты, а Москве — роль мирового финансового центра. К 2011 году “Эксперт” стал публиковать статьи, посвященные целому спектру свидетельств угрожающей стагнации”, пишут эксперты.
“Без кардинальных, но маловероятных улучшений в том, как Россия управляется, очевидно, что она не сможет сохранять темп, схожий с динамизмом и перспективным ростом других стран БРИК”, — уверены авторы доклада.
Европейские ожидания смены российского внешнеполитического курса в президентство Дмитрия Медведева оказались тщетны: расчеты на то, что он займется “медленной трансформацией России в современное государство” и станет, таким образом, лучшим партнером для Брюсселя, не оправдались.
Возвращение Путина к власти, которое в Европе считают делом предрешенным, вызывает у некоторых экспертов опасения, что при нем будет воспроизводиться жесткий курс во внешней и внутренней политике, который был характерен для 2000—2008 годов, говорят авторы доклада.
Более того, в тексте говорится о “брежневизации” российской политической системы, которую обнажил глобальный экономический кризис. Этот процесс характеризуется “слабостью (государственных) институтов, персонализацией власти и сращением собственности и власти”. “Существует сугубо местная проблема растраты государственных фондов и монополистического поведения российской элиты. Бесхозяйственность и коррупция на самом верху спровоцировали упадок общественных служб, особенно в полиции, стандартах безопасности, образовании, науке и инфраструктуре”, — пишут авторы доклада, ссылаясь, в частности, на то, что Путин сам в ноябре этого года признал, что до 80% указаний Кремля не выполняются на местном уровне.
В грядущие годы российская внешняя политика будет более осторожной и ограниченной, инициатива Путина создать Евразийский союз останется символическим “гегемонизмом”.
Вопреки широковещательным заявлениям о создании новой геополитической реальности, “Россия ставит своей целью создание более экономной сферы влияния”. “Направление в избирательном порядке ограниченных ресурсов приведет к созданию “плавающей империи” — сети военных баз, нефтепроводов и стратегических отраслей национальных экономик (соседних стран), что очевидным образом приведет к столкновению с собственным внешнеполитическим курсом ЕС”, — утверждают авторы доклада.
На ограничение российских внешнеполитических амбиций будет влиять и усиление Китая, который становится глобальной сверхдержавой.
Ранее Россия рассчитывала создавать “контргегемонистический блок, который будет оспаривать однополярность США” вместе с Китаем, но сейчас Пекин выступает не в качестве развивающегося рынка, а “развивающейся супердержавы, которая во все большей степени рассматривает Россию как младшего партнера”. Эксперты отмечают, что торговые отношения между двумя государствами продолжают развиваться, но в них все отчетливее наблюдается дисбаланс в пользу Китая.
Параллельный процесс идет и на американском континенте. “США сдвигают свое внимание с Атлантики на Тихий океан, и Россия становится меньшим приоритетом (в их внешней политике)”, — говорится в докладе. Вашингтон, по мнению европейских экспертов, не испытывает прежней заинтересованности в Восточной Европе и Кавказе, и его стратегия “руководства из-за спины” (leading from behind) все больше напоминает “уход из-за спины” (leaving from behind).
Европейский союз может получить какие-то выгоды от этих изменений и адаптироваться к относительному выпадению России из списка американских приоритетов, но у него до сих пор нет “цельной стратегии компенсации” американского дипломатического присутствия в регионе.
В настоящее время на европейском пространстве идут два параллельных процесса, которые касаются России. Во-первых, это сокращение энергетической зависимости стран ЕС от Москвы, а во-вторых, это сглаживание внутренних противоречий при формировании общеевропейской линии поведения в отношениях с Кремлем. “С 2008 года страны-члены отошли от двух крайностей и сместились к центру, — указывается в докладе. — Германия, которая называлась лучшим другом России в Евросоюзе, стала более жесткой, а Польша нормализовала некогда напряженные отношения с Москвой”.
Эти процессы в докладе объясняются тем, что ЕС “почти полностью сдал свои внешнеполитические амбиции в отношении России”. “Кажется, сейчас все примирились с тем, что Россию надо принимать как “маленький Китай”, с которым можно вести бизнес, но который не следует критиковать или пытаться как-то изменить”, — говорится в документе.
Но это не значит, что ЕС не требуется ясная общая политика в отношении России — союз “не может позволить себе такой роскоши”. “Россия может быть как проблемой с точки зрения безопасности Европы, так и сильным партнером, который может способствовать европейской стабилизации и экономическому динамизму”, — утверждается в докладе.
Советы европейским политикам, которые предлагает ECFR, не раз звучали в экспертном сообществе. Странам Евросоюза стоит сконцентрироваться на формулировании единой российской политики и углублении отношений с Россией. Для этого, прежде всего, им придется наделить содержанием программу “Партнерство для модернизации” и подтянуть Россию, чтобы она стала соответствовать стандартам для вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития. Более традиционный подход включает в себя создание трехстороннего партнерства ЕС, России и США, а также углубление сотрудничества стран евросоюза с ШОС и ОДКБ.
Другим “пряником” для России должно стать создание электронной системы выдачи виз, которая должна “решительно облегчить краткосрочные путешествия” и в дальнейшем может быть заменена полноценным безвизовым режимом, как только Россия “будет отвечать соответствующим требованиям”. Для сдерживания одновременно должен быть утвержден “черный список” причастных к гибели в СИЗО юриста Сергея Магнитского.
Одновременно с углублением сотрудничества Евросоюз должен обеспечить и создание сдержек для путинского режима, например углубление сотрудничества в сфере безопасности с восточными соседями Евросоюза (очевидно, имеются в виду шесть постсоветских стран — членов Восточного партнерства). Отдельной строкой рекомендаций идет “внесение российского вопроса в европейско-китайскую повестку”.
При этом внешнеэкономическая составляющая дипломатии может использоваться Брюсселем как обоюдоострый инструмент на российском направлении. Они советуют ЕС привлекать к формулированию своей внешней политики и бизнес, создав специальную “бизнес-дипломатическую” группу, а также мотивировать национальные компании к пересмотру газовых соглашений с “Газпромом”. Национальные экономики, указывается в докладе, должны и дальше работать над диверсификацией источников энергии.
В качестве сдерживающего фактора для российской коррупции могло бы послужить принятие общеевропейского закона, основанного на британском “Акте о взяточничестве 2010 года”. Он позволяет местным правоохранителям привлекать к ответственности, в том числе за коррупцию, любые компании, которые котируются на Лондонской бирже.
“В общем, Евросоюз должен вовлечь Россию (в сотрудничество) и ограничить путинское пространство для маневра”, — суммируют эксперты.
Александр АРТЕМЬЕВ
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
[07:00 25 ноября]
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
11:00 25 ноября
10:30 25 ноября
10:00 25 ноября
09:50 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.