Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Борьба за аверсную нефть

Пробная прокачка нефти в Беларусь по Одесса — Броды в аверсном режиме заставляет Варшаву активизироваться в борьбе за азербайджанскую нефть.

Завтра в Украину с двухдневным визитом прибудет министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев. Об этом “Экономическим известиям” сообщили в пресс-службе азербайджанского ведомства. Господин Алиев примет участие в Черноморском экономическом форуме в Ялте, который пройдет при поддержке президента Украины Виктора Януковича и Совета министров Автономной Республики Крым. Планируется, что гость из Баку выступит на мероприятии с речью, а также проведет переговоры с первым вице-премьером Андреем Клюевым и главой Минтопэнерго Юрием Бойко.

Основная тема переговоров — перспективы украинско-азербайджанского сотрудничества в сфере нефтепоставок. Баку и Киев заинтересованы не только в наращивании импорта каспийской нефти на внутренний рынок, но и в увеличении объемов ее транспортировки на внешние рынки, прежде всего, европейские. По мнению опрошенных “Экономическими известиями” экспертов, сейчас Украина имеет шансы доказать, что сможет транспортировать в Европу не только российскую нефть, но и перехватить контракты из стран Кавказа, которые в данный момент больше рассчитывают на доставку своих углеводородов на нефтеперерабатывающие заводы в страны Евросоюза танкерами через Черное море и турецкий пролив Босфор.

В расширении нефтяного сотрудничества с Азербайджаном заинтересованы также Беларусь и Польша. Интересы этих стран пересекаются в вопросе об аверсной эксплуатации Одесса — Броды. Но в то же время заставляют их бороться за право транспортировки нефти по этому маршруту на свои рынки, поскольку украинский трубопровод не в состоянии удовлетворить интересы обоих партнеров одновременно.

Вчера Баку посетил вице-премьер, министр экономики Польши Вальдемар Павляк, который обсудил с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым перспективы сотрудничества в сфере энергетики. Польша уже долгое время ведет переговоры о поставках и транзите азербайджанской нефти по трубопроводу Одесса — Броды, который должен был быть продлен до Плоцка. Но после того, как разразился финансовый кризис, этот вопрос перестал быть приоритетным для польского правительства, и Министерство регионального развития Польши хотело перенаправить суммы, полученные из фондов ЕС, на продление нефтепровода на другие инвестиции.

“Но в игру вступила Беларусь, которой Россия повысила пошлины на нефть, заставляя белорусские НПЗ работать на половину мощности. Проблемы Минска были решены благодаря Венесуэле, которая обеспечила поставки своей нефти. В этом году весной до Одессы начали доходить танкеры с нефтью из Венесуэлы, которая потом доставлялась железнодорожным путем через Украину в Беларусь. Это затратная схема транспортировки, и в поисках экономии Александр Лукашенко убедил Украину начать транспортировку нефти по трубопроводу Одесса — Броды в аверсном режиме”,— такое видение ситуации изложил в комментарии “і” Анджей Шептицкий из Института международных отношений Варшавского университета. В настоящее время, по его словам, не только Варшава, но и Минск пытается договориться с Баку о поставках азербайджанской нефти на свой рынок благодаря аверсу Одесса — Броды. “Минск заинтересован в замене венесуэльской нефти на сырье из Азербайджана, чтобы повысить рентабельность ее переработки на своих НПЗ”,— отметил эксперт.

Белорусский политолог Дмитрий Болкунец считает, что Минск имеет возможность реализовать планы по закупке азербайджанской нефти. Также, по его словам, не исключены поставки из Ирана. “Тут главным является вопрос цены. Но если Россия отменит для Беларуси пошлины на нефть, то эти схемы могут быть заморожены”,— сказал эксперт.

Москва, в свою очередь, связывает вопрос отмены пошлины на весь объем закупаемой Минском российской нефти с ратификацией белорусскими властями всего пакета документов по Единому экономическому пространству. Ранее Александр Лукашенко высказывал опасения, что это приведет к увеличению экономической и политической зависимости Беларуси от Кремля, потому отказывался от углубления сотрудничества в рамках ЕЭП.

А в российской госкомпании “Транснефть”, которая является оператором поставок нефти на зарубежные рынки, опасаются, что аверс Одесса — Броды может негативно отразиться на исполнении контрактов со странами Центральной Европы. “Мы обеспокоены ситуацией, так как труба работает на резерве. Кроме того, не существует резерва в этом направлении. Мы планируем сообщить потребителям в Европе, подготовим письма и официально уведомим их о ситуации”,— сообщил пресс-секретарь “Транснефти” Игорь Демин. Кроме того, отметил он, компания намерена сообщить о своих опасениях Беларуси и Украине.

Светлана ДОЛИНЧУК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.