Индия готовится в текущем году стать потребителем стали номер два в мире сразу после Китая, обогнав США. Согласно прогнозу World Steel Association потребление стали в Китае в этом году составит 843,3 млн т, в Индии — 102,8 млн т, сообщает Business Standard. Прогнозы аналитиков базируются на более высоком в Индии (по сравнению с США) темпе роста потребления. В частности, в 2020 г. оно вырастет до 110,2 млн т. В то же время крупнейшая в мире экономика Соединенных Штатов демонстрирует более скромную динамику — 100,2 млн т в прошлом году, 101,4 млн т в нынешнем и в 2020-м потребление будет на уровне Индии.
Азиатский рынок в плане потребления стали растет как на дрожжах. Ожидается, что спрос на сталь (за исключением Китая) только в текущем году вырастет на 6,5%, а в следующем — еще на 6,4%, что сделает этот регион наиболее быстрорастущим потребителем в мировой промышленности. Для сравнения: общемировое потребление стали в текущем году вырастет всего лишь на 1,3%, а в следующем — на 1%.
Индия — один из лидеров по приросту производства стали: еще в 1990 г. объем ее выпуска составлял всего лишь 15 млн т, а уже в 2017 г. он перешагнул рубеж в 100 млн т. Однако на сегодня львиная доля производства стали в Индии идет на удовлетворение собственных потребностей, индийская металлургия — что называется “для домашнего использования”, ведь на экспорт отправляется менее 2% продукции, а импорт незначителен.
Сегодня потребление готовой стальной продукции на душу населения в Индии составляет мизерные 66,2 кг в год по сравнению с 212,3 кг среднемирового, и у страны есть огромный нереализованный потенциал роста спроса на сталь на фоне увеличения объемов промышленного выпуска. В частности, ожидается бурное развитие автомобилестроения, упор в котором будет сделан на доступные по цене автомобили, и при этом с прицелом на экспорт. Еще один движитель роста спроса на металл — повышение численности населения и уровня его благосостояния, что ведет к увеличению объемов строительства, в том числе доступного жилья. Третий фактор — реализация крупных инфраструктурных проектов по всей стране — мосты, дороги, транспорт.
Поэтому индийские сталевары не собираются останавливаться на достигнутом — к 2031 г. правительство планирует увеличить производство стали втрое, до 300 млн т. Однако у индийской металлургии есть одно слабое место — отрасль импортирует до 80% необходимого ей коксующегося угля. Это приводит к очень нестабильным ценам на это сырье. И этот фактор может внести существенные коррективы в планы производства.
Украинские металлурги на индийском рынке — скромные гости. На сегодня объем поставок нашего металла в Индию весьма незначителен. Например, по данным Госстата, в 2018 г. было поставлено всего лишь 2,8 тыс. т полуфабрикатов (0,04% от общего экспорта Украины), 152 тыс. т горячекатаного плоского проката (4%), 12 тыс. т холоднокатаного проката (1,4%), 33,6 тыс. т арматуры (2,3%) и 4,7 тыс. т труб (1% от общеукраинского экспорта).
Тем не менее в 2016 г. Индия ввела сразу два ограничения на импорт украинской металлопродукции: на горячекатаный плоский прокат (пошлина в размере 6% применяется при ввозе товара по цене ниже $504 за тонну), а также на холоднокатаный плоский прокат (размер пошлины — разница между $576 за тонну и ценой landed value). Срок действия первой пошлины истекает в мае этого года, второй — в августе 2021 г.
Однако, хотя снятие ограничений по поставку нашего металла в Индию не за горами, ожидать стремительного роста поставок вряд ли приходится. Во-первых, играет роль слишком длинное логистическое плечо — если посмотреть на географическую структуру основных покупателей украинского металла, то это регионы в непосредственной близости от Украины. В частности, за девять месяцев 2018 г., по данным ГП “Госаналитинформ”, на страны ЕС приходится почти треть отправляемого Украиной металла (32,9%), на страны Африки — 17,4%, в Турцию — около 13%, страны Ближнего Востока — 11,1%.
Во-вторых, Индия самодостаточна в обеспечении себя металлом, за исключением импорта высококачественной стали и проката, которые она не может производить сама. Например, речь идет об импорте автомобильного листа — тонкого плоского проката, используемого для производства кузовов. В частности, индийские автопроизводители планируют нарастить его поставки из Южной Кореи. Однако украинские производители вряд ли смогут конкурировать в этом сегменте, поскольку производство высококачественного проката — не наш конек. Например, по итогам 2018 г. мы экспортировали 3 млн т чугуна, 6,4 млн т полуфабрикатов и только 7,9 млн т готового проката, то есть меньше половины от общего объема. Другими словами, Украина остается черновой фабрикой по производству металлургической заготовки, а сливки с производства и продажи продукции с высокой добавленной стоимостью снимают другие.
Поэтому даже растущий как на дрожжах индийский рынок останется для украинских производителей второразрядным, не делающим погоды.
Александр СУКОВ
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.