Болгария выходит из проекта нефтепровода Бургас — Александруполис и вернет 6,2 млн евро накопленной задолженности. Готовой альтернативы маршруту, по которому российская нефть должна идти в страны Средиземноморья в обход турецких проливов, нет. Так что России придется начинать новый проект с нуля. Но эксперты полагают, что решение Болгарии может быть не окончательным: ранее она уже угрожала выйти из проекта.
Болгария прекращает участие в проекте трансбалканского нефтепровода Бургас — Александруполис. Об этом в среду заявил глава болгарского Минфина Симеон Дянков. София предложит расторгнуть трехсторонний договор по проекту, который Россия, Болгария и Греция подписали в 2007 году, подтвердил министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков.
Если Афины и Москва откажутся добровольно аннулировать соглашение, Болгария через 12 месяцев одна покинет проект, сообщил Дянков. Он не может быть осуществлен на условиях, одобренных сторонами в 2007 году, добавил он.
Анализ, проведенный банком Societe Generale, показал, что проект экономически нецелесообразен, пояснил представитель болгарского правительства, которого цитирует Reuters. София еще раз заявила, что строительство трубы создает экологические риски и вызывает недовольство жителей, поскольку угрожает рыболовству и туризму.
“Мы не получали официального уведомления о выходе Болгарии из проекта, — сообщил “Газете.Ru” представитель “Транснефти” Игорь Демин. — В Амстердаме 14 декабря состоится встреча наблюдательного совета Trans-Balkan Pipeline, все стороны подтвердили свое участие. Возможно, Болгария официально объявит о своем выходе в ходе этой встречи”.
Основная задача трансбалканского нефтепровода — разгрузка проливов Босфор и Дарданеллы, проходимость которых затруднена из-за большого количества нефтяных танкеров.
Планируется, что в трубу будет закачиваться российская и казахстанская нефть, доставляемая в Бургас из Новороссийска морем. Далее она должна транспортироваться в Грецию, где часть ее планируется отправлять на греческие НПЗ, а часть вновь загружать в танкеры и направлять в порты Средиземного моря.
Если София покинет проект не только как акционер, но выступит и против прокладки нефтепровода по своей территории, ей “придется привести веские доводы, так как ОВОС (оценку воздействия на окружающую среду) она одобрила”, добавляет представитель “Транснефти”.
ОВОС по проекту Бургас — Александруполис Болгария трижды оправляла на доработку, свое одобрение болгарское министерство экологии дало лишь в начале ноября 2011 года. Но это не окончательное решение: ОВОС еще должны одобрить муниципалитеты.
Болгария тормозит проект Бургас — Александруполис уже на протяжении нескольких лет. Помимо проблем с ОВОС болгарские власти заявляли, что у страны нет денег на проект.
Болгария не финансировала свою часть проекта. На начало декабря задолженность составляла 6,2 млн евро. “Транснефть” в связи с этим обещала заморозить проект до того момента, пока болгары не расплатятся. В среду болгарские СМИ сообщают, что Болгария погасит эту задолженность.
Будет ли Болгария выплачивать еще какую-либо компенсацию в случае своего выхода из проекта, пока неясно. “Болгары могут выйти только по согласованию с другими акционерами, — поясняет представитель “Транснефти”. — Вопрос об условиях выхода будет решаться в ходе обсуждений”.
Вице-президент “Транснефти” Михаил Барков ранее говорил, что проблема Босфора и Дарданелл может быть решена за счет других нефтепроводов, предполагающих транспортировку нефти в обход проливов. По словам Баркова, таких проектов насчитывается полтора десятка, причем семь из них являются наиболее реальными.
“Транснефть” может принять участие в одном из таких проектов, например в Трансфракийском нефтепроводе, который должен соединить Черноморское побережье Турции с турецким портом Сарос на Средиземном море, отмечал Барков. Этот маршрут на 100 км короче, чем Бургас — Александруполис.
Но реальной альтернативы маршруту Бургас — Александруполис на данный момент нет, говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. “Проблема проходимости Босфора и Дарданелл во многом искусственно создана Турцией, контролирующей эти проливы, для того чтобы иметь рычаг давления — в первую очередь на Россию, — рассказывает эксперт. — Таким образом, проблема проливов является не экономической, а политической. И решать ее путем строительства нефтепроводов, проходящих через территорию Турции (Трансфракийский нефтепровод или проект Самсун — Джейхан), нельзя”.
Проложить маршрут трубы в обход как Болгарии, так и Турции вполне реально, добавляет эксперт: “Но это означает опять начинать все с нуля, так как готовой замены Бургас — Александруполису нет”. Впрочем, Симонов не исключает, что решение Болгарии еще может измениться, ведь болгары уже неоднократно угрожали выйти из проекта.
Алексей ТОПАЛОВ
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.