В нем были перечислены ключевые проблемы и вызовы, с которыми столкнутся чиновники в сфере развития нефтегазового комплекса и рынка нефтепродуктов. Тогда искренне казалось, что хуже этому рынку уже не будет. Этот август окончательно доказал: хуже быть может, и намного… В полной мере это должны почувствовать госбюджет и премьер-министр, который, говорят, подозревал, что так будет, но наверняка не думал, что настолько скоро…
Откровенно говоря, глядя на происходящее в отрасли в последние месяцы, можно было предположить, что что-то такое должно произойти. Циничный беспредел в сфере распределения энергоресурсов государственных нефтегазовых компаний, когда на аукционах украинская нефть наполовину государственной “Укрнафты” продается в одни руки с 20-процентным дисконтом, а сжиженный газ полностью государственной “Укргаздобычи” — втрое дешевле, чем на рынке, обозначил направление гонки, которая не могла остаться без продолжения.
Гости из прошлого
В начале августа стало известно, что таможня начала оформлять нефтепродукты без взимания акцизного сбора и НДС. Границу “прорвало” некое ДП “Ливела”, предъявившее таможенникам пять судебных решений, первые из которых датированы январем 2004 года, а последние — маем—июнем текущего. Больше об этом явлении может сказать материнская структура, а именно: украинско-польское совместное предприятие “Тайстра”. Это имя всплыло в конце 2007-го, а озвучил его новый менеджмент нефтеперерабатывающего завода “Укртатнафта”, занявший свое место в результате рейдерской атаки. Чтобы придать этому не слишком цивилизованному методу собственного развития героический и даже патриотический оттенок, огласке была предана схема поставок нефти. В ней “Тайстра” (точнее, другая “дочка” СП по имени “Таиз”) играла роль налогового фильтра, в котором по пути в бюджет застревал НДС (тогда речь шла о 1,13 млрд. грн.). Производилась эта нехитрая операция на основании решения Автозаводского районного суда Кременчуга о правомерности применения к “Тайстре” госгарантий защиты иностранных инвестиций. К слову, именно это решение от 19 января 2004 года числится в перечне судебных решений, которые прикладывает сегодня “Ливела” к своим таможенным декларациям.
Фирмы, подобные “Тайстре”, “Ливеле” и “Таизу”, в конце 90-х получили собирательное название “бизоны” по имени самого яркого представителя этого рода ПИИ “Бизон” (другие нашумевшие имена того времени: “Лютня”, “Бриг”, “Буртекс”, “Фианит”, “АРИ”, “Актив”). Предприятия с иностранными инвестициями самой первой волны Законом “Об иностранных инвестициях” от 13 марта 1992 года получили гарантии неизменности законодательства, действовавшего на момент внесения инвестиций (некоторые суммы тех инвестиций сегодня равняются месячному заработку менеджера не самой крупной корпорации). Впоследствии ПИИ повернули это в судах таким образом, что на них не распространяется действие налоговых законов, которые постепенно начало принимать молодое украинское государство. Ведь в 1992 году еще не было ни НДС, ни акцизов, ни пошлин. Закон обернулся для государства настоящей трагедией. В конце 90-х по сути весь импорт подакцизных и прочих популярных товаров народного потребления шел в Украину через ПИИ, уничтожая целые отрасли национальной экономики.
Несмотря на то, что законом предусматривался неизменный налоговый режим на протяжении десяти лет, то есть до 2002—2003 годов, как видим, украинские судьи нашли основания, чтобы отдельные субъекты сохранили серьезные привилегии до сих пор.
Пробоина в миллиарды
В европейских и других цивилизованных странах цены на нефтепродукты высоки по той причине, что налоговая нагрузка в них определяющая. Достаточно сказать, что в отдельных странах еврозоны общая доля налогов в структуре цены на топливо может достигать 70—80% (особенно в периоды низких цен на нефть). Топливные налоги идут на поддержание и строительство дорог, развитие общественного транспорта, альтернативной энергетики, на защиту экологии и т.д. В последние годы идет по этому пути и Украина, постепенно наращивая налоговую нагрузку на бензин и дизтопливо. Так, если в 2008 году акцизный сбор на бензин составлял 60 евро/т, то в 2009-м — 110 евро/т, а с июня 2010 года — 132 евро/т. Есть планы по дальнейшему наслоению на акциз различных целевых надбавок, таких как транспортный сбор и т.д. Но, скорее всего, в ближайшее время об этих отчислениях госказне придется только мечтать, поскольку этот поток будет пополнять другие закрома.
За первую декаду августа “Ливела” растаможила без акциза и НДС более 5,2 тыс. тонн дизельного топлива и, по данным участников рынка, с каждым днем увеличивает объемы безналогового импорта. По словам трейдеров, на днях ожидается прибытие в Феодосию танкера приличного дедвейта с бензином. Подобно Ассоли, его на берегу ожидает “дочка” “Тайстры”. Как показывает опыт прошлых лет, одновременное существование двух схем невозможно: либо все будут платить все, либо все не будут платить ничего. Элементарно, ведь конкурировать с ценой топлива без налогов невозможно.
Речь идет о серьезных суммах. При сегодняшней стоимости бензина А-95 на внешнем рынка порядка 700 долл./тонна “Ливела” “оптимизирует” акциз (132 евро/т, или около 170 долл./т) и НДС, начисляемый на таможенную стоимость бензина с акцизом, т.е. суммарно около 300 долл./т, или 2400 грн. Это — прямая сумма потерь госбюджета. Применительно к дизтопливу при текущем уровне мировых цен эта цифра составит 1600 грн./т. Если принять во внимание объемы импорта бензина и дизтоплива, то до конца года через “дыру” в границе, минуя госбюджет, может утечь 2 млрд. грн. И это минимум, так как бесспорная выгодность подобной схемы будет увеличивать поставки по импорту.
Кроме бюджета, вторым пострадавшим в этой ситуации окажутся украинские НПЗ. У них остается два варианта: вешать замок на ворота или переходить на давальческие схемы поставок нефти с последующей растаможкой полученных нефтепродуктов с привлечением все тех же льготников. В этом случае вышеприведенную сумму потерь бюджета следует умножить на три, так как на украинское производство приходится две трети топливного баланса страны.
Правда, на данном этапе все не так однозначно. Помимо вопроса самого существования схемы, о чем ниже, многое будет зависеть от “бизоньих” аппетитов. В отличие от 90-х, когда льготникам за оптимизацию порой платили по четыре доллара с тонны нефти, сегодня, говорят, счет иной. По некоторым данным, на первых порах за услуги просили вплоть до 90% от оптимизированной суммы. То есть если на бензине “экономится” триста “зеленых”, то услуги “Ливелы” будут стоить 270 долл./т, а остальные 30, соответственно, — цена вопроса для реального поставщика продукта. “Это порядка 20 коп./л, вряд ли кто-то из серьезных игроков пойдет на подобный риск при такой премии”, — говорит авторитетный трейдер на условиях неразглашения имени, полагая, что льготники будут вынуждены понизить тарифы.
Вероятно, консенсус в отдельных случаях уже достигнут. По имеющимся данным, некоторые весьма “свідомі” поставщики импортного топлива уже приступили к процедуре перевода своих объемов на “льготные” структуры. По состоянию на середину августа, большая часть компаний предпочла повременить с принятием решения. “Мы обрекаем себя на риск стать фигурантами каких-то неприятных историй с участием силовиков в случае, если схема закроется”, — рассуждает владелец крупной сети автозаправок, по понятным причинам также предпочитающий оставаться инкогнито. Но есть и те, кто уверен — эта тема надежная.
Удар в спину
В истории с “Ливелой”, безусловно, центральным вопросом является следующий. Почему таможенники, которые в многолетней борьбе с “бизонами” и прочими льготниками успели приобрести сильный иммунитет, а сегодня жалуются на непомерные планы по сбору налогов, спускаемые Кабмином, при виде “льготников” снова взяли под козырек? Как говорят приграничные мытари, да и как показывает практика прошлых лет, без поддержки на самом высоком уровне эти схемы не работают. Например, в 90-х и начале “нулевых” их работу курировали в администрации президента.
Говорят, о ситуации уже доложили Николаю Азарову, который якобы был неприятно удивлен (по другим данным, шокирован) услышанным. Кто же сегодня покровительствует реанимации льготников и кто набрался смелости (или наглости) сделать еще одну мощную врезку в трубу с государственными деньгами, тем самым входя в открытую конфронтацию с премьер-министром и в целом мощно компрометируя всю власть как таковую? Этот вопрос адресуем политическим обозревателям, пытающимся отследить беспорядочные деловые отношения на властном олимпе.
Пока что рынок и его участники ждут исхода этой схватки между своими, рассчитывая получить ответ в первую неделю после праздников. Если же будет получен какой-то внятный сигнал или появится признак победы “льготников”, то весь импорт перейдет на новый режим растаможки в течение семи-десяти дней, необходимых для включения “Ливелы” и ей подобных в систему договоров с зарубежными поставщиками.
Сергей КУЮН
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
[07:00 25 ноября]
21:00 25 ноября
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.