Это уже вторая инициатива министерства, связанная с оффшорами. Напомним, что первым законопроектом “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование” (относительно пенсионного сбора по операциям с офшорными юрисдикциями) предлагалось ввести пенсионный сбор на операции по выведению товаров и денежных средств в оффшорные зоны. “Облагаться налогом будут сделки с компаниями, которые зарегистрированы в оффшорных зонах. Именно с помощью таких операций крупный бизнес обычно минимизирует свои налоговые обязательства. Мы предлагаем ввести 12-процентный сбор на сделки с оффшорами. Средства, полученные от этого налога, пойдут в Пенсионный фонд — на выплату и повышение пенсий, а это около миллиарда гривен. Сейчас мы готовим расширение перечня оффшорных зон с 33 до 68. Это позволит дополнительно получить для наших пенсионеров еще около 2 миллиардов гривен”, — рассказал во время презентации документа вице-премьер-министр Украины-министр социальной политики Сергей Тигипко. Правда, в перечень оффшорных зон (разработанных Кабмином) не попал Кипр.
В целом идея ограничения оттока капиталов в оффшоры — правильная, говорит “Дню” директор экономических программ Центра им. А. Разумкова Василий ЮРЧИШИН. Однако невключение Кипра в этот список — неверный шаг, считает эксперт, так как 90% разного рода потоков капиталов так или иначе проходит именно через Кипр. “По сути, отказываемся от мероприятия, которое должно было поспособствовать решению проблемы”, — подытоживает он.
Зато советник вице-премьера Сергея Тигипко Светлана ВОРОБЕЙ заявила “Дню”, что никакой ошибки в невключении Кипра в перечень “оффшоров” нет. “Эта страна — член ЕС. Сейчас идет переговорный процесс между Украиной и ЕС об ассоциированном членстве. И Кипр как равноправный член ЕС будет парафировать это соглашение на итоговом этапе. Насколько мне известно, ни одна из стран-кандидатов на вступление в ЕС не вносила в свой перечень “оффшоров” стран-членов ЕС. Кроме того, из Кипра в Украину поступает почти 25% всех инвестиций (12,1 миллиарда дол. по состоянию на январь-сентябрь 2011 года, по данным Госкомстата)”, — говорит она.
По ее словам, прибыль украинских компаний, имеющих отношения с оффшорными компаниями, облагается налогом в соответствии с нормами Налогового кодекса. “Вопрос в другом — какие цены используются при налогообложении таких сделок. Во всем мире эти проблемы решаются путем установления государственного контроля за трансфертным ценообразованием. А это уже предмет другого законопроекта”, — объясняет она.
Именно поэтому министерство предложило на рассмотрение общественности и Кабмина законопроект “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины”. Документом предлагается ввести государственный контроль за формированием цены в отдельных видах сделок, в частности, и внешнеэкономических. Как законопроект поможет побороть “оффшорную” проблему, Воробей предлагает рассмотреть на примере. “Если украинское предприятие продает товар в “оффшор” — это не преступление. С “оффшорами” работают во всем мире. Вопрос в другом: справедлива ли цена (рыночная) на такую продукцию и с какой целью происходит такая продажа”, — рассказывает она. Чаще всего компании, продолжает Воробей, торгуют с подконтрольными им лицами, то есть “сами с собой”. “В такой схеме есть посредник, как правило, связанный с продавцом. Последний реализует товар своей же оффшорной компании по заниженной цене, например, за 3 копейки. Затем эта оффшорная компания продает продукцию реальному потребителю товара, но уже по рыночной (справедливой) цене, например, за 1,03 гривны. Поэтому реальная прибыль остается в оффшорной стране, где предпринимателем налоги не платятся или платятся по ставкам, которые значительно ниже, чем в Украине, а в украинскую казну платятся налоги с 3 копеек”, — говорит она. Разработанный Министерством социальной политики законопроект в случае поддержки депутатами и главой государства введет государственный контроль за ценами в сделках, которые могут использоваться для вывода из Украины части реальной прибыли компаний, чтобы не платить налоги. Экономический эффект от наработки данного закона, по очень приблизительным экспертным оценкам, детализирует Воробей, может достичь около трех миллиардов гривен в год.
По данным Госкомстата, говорит Воробей, в 2010 году общий объем экспортно-импортных операций украинских компаний с оффшорными нерезидентами составлял 36,4 миллиарда гривен.
В оффшоры в прошлом году из украинской экономики утекло, по разным оценкам, 11—14 миллиардов долл., подсчитывает в разговоре с “Днем” председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов Александр Кендюхов. Но, несмотря на отток огромных капиталов заграницу, эксперт не считает, что выбранная министерством стратегия правильна. Власть предлагает бороться с последствием проблемы, а не с причиной. А стоит действовать наоборот, говорит он. “Капитал, — объясняет Кендюхов, — уходит в страны с более либеральным налоговым законодательством, нежели в Украине”. Так что теперь, все более либеральные страны (в налоговом плане) причислять к такому списку и ограничивать сделки с ними? “Нет”, — говорит он и предлагает, напротив — создать свою украинскую оффшорную зону, то есть упростить налоговые правила и сделать более благоприятными инвестиционные условия для ведения бизнеса. Кстати, продолжает эксперт, к упрощению и прозрачности во всех процессах, связанных с бизнесом, призывает государства и Нобелевский лауреат Пол Кругман. Нужно не ставить преграды на пути капитала, заботиться об инвестиционном комфорте бизнеса в стране, подытоживает Кендюхов. Речь идет, в первую очередь, об упрощении налоговой политики, дерегуляции, дебюрократизации всех процессов.
Поэтому решение проблемы оффшоров эксперты и министерство видят несколько по-разному. Время на выработку общего мнения еще есть — оба документа проходят стадию обсуждения.
Между тем, Воробей сообщила “Дню” возможное время начала действия данных законов. “Налоговые законы должны приниматься не позднее, чем за полгода до нового бюджетного года. Поэтому теоретически разработанные Министерством социальной политики Украины законопроекты, о которых идет речь, могут быть введены в действие не ранее 1 января 2013 года, но, как свидетельствует практика, при определенных условиях — и с июля 2012 года”, — говорит она.
Если первый законопроект о дополнительном пенсионном сборе может, по словам разработчиков, заработать сразу, то для второго нужно больше времени. “Другим странам понадобилось в среднем пять-десять лет. Хотя пример Грузии показывает, что это можно сделать и за два года (действует как раздел Налогового кодекса)”, — подытожила Воробей.
Наталья БИЛОУСОВА
Что скажете, Аноним?
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
08:30 30 ноября
08:00 30 ноября
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.